Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психические явления в деятельности оператора



 

Деятельность оператора представляет процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоя­щий из упорядоченной совокупности действий опера­тора. Анализ деятельности человека показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В своей деятельности оператор осознает цель своих действий, представляет их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последо­вательность отдельных действий, устанавливает и под­держивает свое внимание, применяет волевое усилие, извлекает из памяти необходимую информацию, на­блюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т. п.

Таким образом, психика выступает в качестве регу­лятора деятельности; посредством ее оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми

Рис. 4.4. Основные формы проявления психики человека.

 

требованиями и условиями. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях чело­века и проявляется в различных формах психического отражения (рис. 4.4).

Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различа­ют три вида таких процессов: познавательные, эмо­циональные и волевые. Познавательные процессы дают нам возможность познавать мир и самих себя. К ним относятся: ощущение, восприятие, представле­ние, мышление и др. Эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины от­ражения действительности. В деятельности операто­ра они выполняют функции приема, хранения и пе­реработки информации.

Традиционно в психологии отдельные познаватель­ные процессы рассматриваются и изучаются сравни­тельно независимо друг от друга. Это удобно с чисто методической точки зрения (что будем делать и мы при изложении материала третьего раздела). Однако в реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схе­мам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным [128]. Попытки устранения такого не­соответствия привели к появлению понятия когнитив­ного стиля деятельности.

Под когнитивным стилем (от лат. cognitio — позна­ние и греч. stylos — стержень) понимаются устойчи­вые структурно-динамические особенности познава­тельной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов пере­работки информации человеком. В выделении когнитив­ных стилей как специфических параметров индивиду­альности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в соста­ве единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолиро­ванных оценок, например, свойств внимания или осо­бенностей памяти [128].

К настоящему времени выявлено несколько де­сятков когнитивных стилей. Среди них полезависи-мость — поленезависимость, ригидность — гибкость, рефлексивность — импульсивность, сложность позна­вательных структур и др. Одним из важнейших из них является полезависимость — поленезависимость. Зави­симым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стиму­лы, обладающие для него побудительной силой. Неза­висимое от поля поведение проявляется в преимуще­ственной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. В сфе­ре восприятия поленезависимость проявляется в эф­фективности выделения полезного сигнала из перцеп­тивного фона (восприятие на фоне помех). Она выше у независимых от поля людей. В то же время, уступая поленезависимым субъектам в решении познаватель­ных задач, полезависимые оказываются более эффек­тивными в межличностном общении.

Другая группа познавательных процессов — эмо­циональные. Эмоциями называются процессы, отража­ющие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеде­ятельности человека. Если познавательные процессы позволяют человеку более или менее объективно отра­жать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отноше­ния человека к самому себе и окружающему миру [34].

В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребнос­тью и прогнозированием вероятности ее удовлетворе­ния на основе врожденного и ранее приобретенного опыта в соответствии с выражением (2.1). Низкая ве­роятность удовлетворения потребности делает эмоции отрицательными (страх, горе, гнев и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравне­нию с ранее имеющимся прогнозом придает эмоциям положительную окраску, например, радость, воодушев­ление, удовольствие и т. п. [165].

Общепсихологическая характеристика эмоций подробно приводится в специальной литературе [34, 175]. С позиций инженерной психологии эмоции мож­но рассматривать как реакции формирования деятель­ности, адекватной концептуальной модели, сформиро­вавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и вне­шних возможностей достижения трудовой цели. Бла­годаря эмоциям происходит преобразование структу­ры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие ослабляются. Одним из условий формирования эмоций является оценка оператором своих возможно­стей и соотнесения их с целями деятельности.

Исходя из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, в любой деятельности человека всегда при­сутствуют эмоциональные процессы. Во-вторых, в за­висимости от адекватности субъективной концептуаль­ной модели реальной ситуации эмоции могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее. Вследствие этого возникает два основных аспекта анализа и изучения эмоций. Один из них свя­зан с задачей использования положительных сторон влияния эмоций, другой — предотвращения или ниве­лирования нежелательных проявлений эмоций в тру­довой деятельности [58].

И, наконец, третьим видом психических процес­сов являются волевые процессы. Воля понимается как механизм, поддерживающий активность человека, на­правленную на достижение определенной цели при наличии препятствий. В деятельности оператора воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осу­ществлении ответственного действия, при разрешении конфликтной ситуации. Все эти ситуации требуют во­левого усилия — особого состояния нервно-психичес­кого напряжения, мобилизирующего физические, ин­теллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации [175].

Психические свойства личности включают потреб­ности, интерес, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее ус­тойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. В совокупности с рассмотренны­ми психическими процессами они формируют профес­сионально важные качества (ПВК) человека. Многие из этих свойств личности в той или иной мере были рас­смотрены при изложении предшествующего материа­ла. Здесь же мы остановимся преимущественно на та­ких свойствах как темперамент и характер.

Темперамент (от лат. temperamentum — смесь, со­размерность) — это те врожденные особенности че­ловека, которые обусловливают динамические харак­теристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешен­ности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент представляет тот биологический фундамент, на котором формируется личность как со­циальное существо. Он отражает в основном динами­ческие аспекты поведения, преимущественно врожден­ного характера. Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, развитию его способностей [34]. В инженерной психо­логии особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе, организации группо­вой деятельности, раскрытии механизмов надежности человека, организации обучения и тренировок и дру­гих случаях.

Физиологической основой темперамента являют­ся свойства нервной системы человека (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, под­вижность— инертность). В соответствии с учением И.П. Павлова выделяют четыре основных типа темпе­рамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник — человек с сильным, уравновешен­ным, подвижным типом нервной системы. В поведен­ческом плане — это быстрый, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий не­удачи и неприятности. Холерик характеризуется силь­ным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы. В поведении — это быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, неурав­новешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений, с быстрой ис-тощаемостью реакций. Флегматик — человек с силь­ным, уравновешенным, инертным типом нервной сис­темы. Это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и настроениями, слабым внешним выражением психических состояний. Мелан­холик обладает слабым, инертным типом нервной си­стемы. Он является легко ранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные события, но вяло реагирующим на окружающее человека.

Для анализа и характеристики свойств личности часто используются также понятия экстраверсии и ин-троверсии (от лат. exstro — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать). Эти понятия введены для обо­значения двух противоположных типов личности. Экст­раверты характеризуются обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в извест­ном смысле ведет к отчуждению субъекта от самого себя. Экстравертам свойственна импульсивность, инициатив­ность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. По типу темперамента их можно отнести к сангвиникам или холерикам. Для интровертов, напротив, характерна фиксация интересов личности на явления собственного внутреннего мира; необщитель­ность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. По типу темперамента интроверты являются флегматика­ми или меланхоликами.

Для более тонкой дифференциации свойств лич­ности американским психологом X. Айзенком введено понятие эмоциональной устойчивости — эмоциональ­ной неустойчивости (нейротизма). Эмоциональная ус­тойчивость характеризует способность человека к со­хранению психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной результативности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость во мно­гом зависит от силы нервных процессов. Слабость и неуравновешенность нервных процессов обычно со­впадает с низкими показателями эмоциональной устой­чивости. Поэтому считается, что эмоционально устой­чивыми обычно являются сангвиники и флегматики, эмоционально неустойчивыми — холерики и меланхо­лики. Связь рассмотренных свойств личности с клас­сическими типами темперамента показана на рис. 4.5 [175].

Заканчивая рассмотрение вопроса о темперамен­те, следует отметить, что нет плохих или хороших тем­пераментов. Каждый из них наиболее хорошо приспособлен к выполнению той или иной деятельности.

Рис. 4.5. Связь типов темперамента с экстра- и интроверсией.

 

Так, экстраверты (сангвиники и холерики) подвижны и импульсивны; поэтому они наиболее эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов. Однако работают они рыв­ками, быстро теряют интерес к своим же предложени­ям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Интроверты (флегматики и мелан­холики) сдержаны и уравновешены, они более точно, аккуратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют [34]. Более подробно эти вопросы излага­ются при рассмотрении вопроса о психологических механизмах надежности оператора.

В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля; не пре­допределяя результативность деятельности. Индивиду­альный стиль может способствовать одинаковой ре­зультативности лицам с различными типами нервной системы. Так, Е.А. Климов показывает, что ткачихи-многостаночники с инертной и подвижной нервной системой достигают одинаковой производительности за счет разных индивидуальных качеств. Для подвиж­ных (холериков и сангвиников) характерно успешное выполнение трудовых действий в повышенном темпе, высокая скорость движений, частые переходы от стан­ка к станку, малое количество предупредительных работ, большое количество срочных операций в еди­ницу времени. Инертным, наоборот, свойственно боль­шое количество подготовительных и профилактических мероприятий, позволяющие им избежать большей ча­сти срочных работ, редкие переходы от станка к стан­ку, работа в спокойствии, равномерном темпе. Как первые, так и вторые, достигали одинаковых производ­ственных результатов, но подвижные — за счет «пово­ротливости», а инертные — в результате создания ус­ловий для спокойной работы [68].

Однако в особых, усложненных условиях деятель­ности влияние темперамента на эффективность дея­тельности существенно усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения стано­вятся неэффективными. В связи с этим требуется до­полнительная энергетическая или динамическая мо­билизация организма для того, чтобы справиться с


Рис. 4.6. Структура деятельности человека.

 

неожиданными или сверхсильными воздействиями. Эта задача решается путем профессионального отбо­ра.

На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных способностей складывается характер. Он определяется как синтез особенностей психических процессов с типологическими способа­ми реагирования, зависящими от восприятия и обуче­ния. Если такие свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, способность к устой­чивому волевому контролю за собственными реакци­ями теснее связаны с темпераментом, то такие черты, как отношение к работе, дисциплинированность в большей мере обусловлены воспитанием и самораз­витием. Важно подчеркнуть и активность личности. С возрастом развитие личности становится более со­знательным, целенаправленным — самоусовершенствованным [34].

И, наконец, еще одним видом психических явлений являются психические состояния. Они представляют целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показываю­щую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действитель­ности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В психических состояниях достаточ­но определенно выражаются индивидуальные особенности личности. Примером психических состояний могут быть: бодрость, апатия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр.

Для психологии труда и инженерной психологии наибольший интерес представляют психические состо­яния человека в трудовой деятельности. Они классифи­цируются по ряду признаков. По признаку длительности различают относительно устойчивые состояния (удовлет­воренность или неудовлетворенность трудом, заинтере­сованность в труде или безразличие к нему и т. п.); вре­менные или ситуативные состояния, возникающие под влиянием неполадок или взаимоотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сонли­вость, повышенная или пониженная активность и т. п.). По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния: эмоциональные; волевые (волевые усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояния живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную активность (задумчивость, озарение, вдохновение) и т. п.

Для инженерной психологии и психологии труда наиболее важна классификация психических состоя­ний по уровню напряжения, так как именно этот при­знак наиболее существенен с точки зрения влияния на эффективность деятельности. С этой точки зрения различают психическое напряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным условиям труда, когда цель труда достигается при до­пустимых нервно-психических затратах. При небла­гоприятных условиях, крайним проявлением которых являются экстремальные условия, психическое напря­жение перерастает в напряженность. Оба эти вида психологических состояний в свою очередь могут быть классифицированы в соответствии с теми психичес­кими функциями, которые преимущественно вовлече­ны в деятельность оператора и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. С этой точки зрения различают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивацион-ное и другие виды психического напряжения [40].

В инженерной психологии проблема состояний оператора не ограничивается только рассмотренными выше аспектами. Здесь проблема состояний операто­ра рассматривается как специальный психологический и физиологический аспект проблемы эффективности и, в частности, надежности деятельности оператора. Так или иначе понятие состояния оператора характеризу­ет динамику психических и физиологических процес­сов, которые вовлекаются в профессиональную дея­тельность, влияя на ее результативность. Такие состояния называются функциональными, их изуче­ние является одной из важнейших задач инженерной психологии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.