Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регистрация нотариальных действий.



Совершаемые нотариусом нотариальные действия должны быть зарегистрированы в реестре. Реестр — это специальная книга для записи в ней составляемых при совершении нотариальных действий документов. Все нотариальные действия (кроме двух — о них пойдет речь ниже) регистрируются в одном реестре: "реестре для регистрации нотариальных действий" в хронологической последовательности. Одно нотариальное действие — "наложение и снятие запрещения отчуждения имущества" — регистрируется отдельно в "реестре для регистрации запрещений отчуждения движимого и недвидимого имущества, а также арестов, наложенных судебными и следственными органами". А еще одно нотариальное действие — "принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг" — в реестр не записывается, а регистрируется в книге учета депозитных операций и в книге лицевых счетов депонентов1.

Реестр, прежде чем в нем будут регистрироваться нотариальные действия, должен быть надлежащим образом оформлен. Во-первых, листы реестровой книги должны быть пронумерованы, во-вторых, прошнурованы, в-третьих, на обратной стороне последнего листа уполномоченным па это работником управления юстиции (министерства юстиции республики в составе Российской Федерации) или нотариальной палаты производится запись о количестве пронумерованных и прошнурованных листов в книге. Эта запись скрепляется подписью уполномоченного лица и печатью органа юстиции (нотариальной палаты). Такие требования к оформлению реестровых книг призваны обеспечить невозможность замены в них отдельных листов. Реестровой книге, в которой производится первая запись с начала нового календарного года, присваивается номер 1. После того как реестровая книга под номером 1 будет полностью заполнена, нотариус заводит новую реестровую книгу и присваивает ей уже номер 2 и т.д. до конца года. При этом оставлять недописанными страницы или часть их в реестрах нельзя. В последней за календарный год реестровой книге, если она окажется не до конца заполненной, нотариус обязан прочеркнуть оставшиеся незаполненными строчки после последней записи и все последующие страницы. Регистрировать нотариальные действия, совершаемые уже в новом календарном году, в этой реестровой книге не допускается.

Для всех нотариусов России установлен единообразный порядок заполнения реестров для регистрации нотариальных действий и реестров для регистрации запрещений отчуждения имущества. Формы реестров в соответствии со ст. 51 Основ законодательства о нотариате устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации1. Так, в реестре для регистрации нотариальных действий (форма № 1) указываются:

в графе 1 — номер нотариального действия;

в графе 2 — дата совершения нотариального действия;

в графе 3 — фамилии, имена, отчества; место жительства физических лиц, их представителей, обратившихся для совершения нотариального действия; свидетелей, присутствовавших при передаче нотариусу закрытого завещания или удостоверении завещания; наименование юридического лица, его местонахождение, фамилии, имена, отчества, должности представителей юридического лица (в этой же графе указываются фамилии, имена, отчества рукоприкладчиков, расписывающихся в нотариальных документах но просьбе обратившихся, их место жительства; если для совершения нотариального действия привлекался переводчик — его фамилия, имя, отчество и место жительства);

в графе 4 — реквизиты документа, на основании которого нотариусом установлены личности обратившихся, для совершения нотариального действия (серия, номер, дата выдачи паспорта, данные о том, кем он выдан, либо название иного документа, но которому установлена личность каждого обратившегося, и основные данные этого документа); дата рождения обратившегося указывается в тех случаях, когда для совершения нотариального действия необходимо проверить его дееспособность. В этой же графе указываются реквизиты документов, на основании которых проверена правоспособность юридических лиц;

в графе 5 — содержание нотариального действия, которое в одних случаях может быть краткое, в других — подробное. Так, в отношении нотариальных действий, после совершения которых в архиве нотариуса остаются экземпляры изготовленных нотариальных документов, достаточно указать лишь названия этих документов, например, "завещание" или "договор дарения" и т.д. Если же после совершения нотариального действия экземпляр изготовленного нотариального документа у нотариуса не остается, в этой графе необходимо подробно изложить основные данные такого документа. Например, "копия свидетельства П-ЮБ № 427003 о рождении Кочиной Елены Владимировны 5 июня 1969 г., выданного Куйбышевским загсом Ленинграда 21 июля 1969 г. на основании актовой записи № 1316";

в графе 6 — общая сумма взысканной государственной пошлины (оплаты по тарифу) или сведения об освобождении от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу и основания освобождения). В случаях, когда государственная пошлина внесена в банк, указываются и данные квитанции байка (номер, дата выдачи);

в графе 7 — лица, получившие изготовленные нотариальные документы, подписываются. Если документ выдан без взыскания государственной пошлины (оплаты по тарифу), обратившееся для совершения нотариального действия лицо должно собственноручно написать в этой графе "документ получен бесплатно".

В реестре для регистрации запрещений отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также арестов, наложенных судебными и следственными органами (форма № 2), указываются такие данные:

в графе 1 — номер нотариального действия;

в графе 2 — наименование юридического лица, выдавшего ссуду (банка, организации и т. д). Дата извещения. Наименование органа, наложившего арест. Дата определения (постановления) об аресте и др.;

в графе 3 — дата получения извещения или определения (постановления) об аресте. Дата удостоверения договора о залоге и др.;

в графе 4 — дата наложения запрещения;

в графе 5 — фамилия, имя, отчество лица, получившего ссуду или заложившего имущество, на которое наложен арест. Местонахождение имущества;

в графе 6 — дата направления сообщения в регистрирующий орган;

в графе 7 — дата и номер извещения о погашении ссуды. Дата прекращения договора о залоге. Дата постановления о снятии ареста;

в графе 8 — дата направления сообщения регистрирующему органу о снятии запрещения;

в графе 9 — размер взысканной государственной пошлины (оплаты по тарифу) или отметка об освобождении от оплаты.

Порядковые номера, под которыми нотариальные действия регистрируются в реестре, присваиваются от № 1 с начала календарного года в нарастающей последовательности до конца календарного года. Номер, под которым нотариальное действие зарегистрировано в реестре, обязательно воспроизводится в изготовленном нотариусом документе — нотариальном свидетельстве либо в удостоверительной надписи на сделке или свидетельствуемом документе. При этом в нотариальном документе указывается и номер реестра (реестровой книги), например, так: "зарегистрировано в реестре под № 4-1492", где "4" обозначает помер реестровой книги, а "1492" — порядковый номер нотариального действия.

Записи в реестре регистрации нотариальных действий могут производить как сами нотариусы, так и их помощники, консультанты, секретари и другие сотрудники нотариальной конторы. Записи должны быть аккуратные и разборчивые, а исправления сделаны так, чтобы было возможно прочитать первоначальный текст. Незаполненные строки в реестре должны быть прочеркнуты. Всякое исправление должно быть оговорено и подписано лично нотариусом. Если в реестре пропущены номера или разные нотариальные действия записаны под одним и тем же номером, нотариус также сам производит в реестре соответствующую запись и скрепляет ее своей подписью. Кроме того, нотариус составляет акт и приобщает его к реестру, в.котором допущены ошибки в нумерации нотариальных действий. Подчистки и записи карандашом в реестрах не допускаются. Регистрация в реестре — завершающий этап совершения нотариального действия. Именно при регистрации оплачивается совершаемое нотариальное действие. Согласно ч. 3 ст. 22 Основ нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

По письменным заявлениям лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, но требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами нотариусы обязаны выдавать выписки из реестра. Выписку из реестра может истребовать от нотариуса, занимающегося частной практикой, и нотариальная палата. Выписка должна воспроизводить полный текст, содержащийся во всех графах реестровой книги. При выдаче выписки из реестра лицу, от имени или по поручению которого совершалось нотариальное действие, нотариус свидетельствует верность ее путем совершения удостоверительной надписи следующего, например, содержания:

Образец

Санкт-Петербург. Двадцать восьмого июня две тысячи второго года. Я, нотариус Первой государственной нотариальной конторы Санкт-Петербурга Юрова Галина Александровна, свидетельствую верность настоящей выписки из реестра для регистрации нотариальных действий Первой ленинградской государственной нотариальной конторы за 1990 год, книга № 3-Д, реестровый № 401.

Зарегистрировано в реестре за №4-1945.

Взыскано государственной пошлины 4 руб. 20 коп. с техработой. Печать Нотариус

23) Правила хранения нотариальных документов. Нотариальные архивы.
Все нотариусы, а также уполномоченные должностные лица консульских учреждений Российской Федерации за границей в соответствии со ст. 97 Основ обязаны в случаях обращения к ним с соответствующей просьбой принимать на хранение документы. При этом они обязаны принимать любые документы: и выданные различными организациями (например, об образовании, о работе, о регистрации актов гражданского состояния, о награждении и т.п.), и исходящие от граждан (например, письма, рукописи, чертежи, рисунки и т.п.). Однако секретные документы на хранение не принимаются.

Принимая документы на хранение, нотариусы обязаны обеспечить их сохранность в том состоянии, в каком они поступили в нотариальную контору, а также возвратить их по первому требованию в установленном законом порядке.

Для совершения рассматриваемого нотариального действия к нотариусам и уполномоченным должностным лицам консульских учреждений могут обращаться не только граждане, но и юридические лица. При совершении этого нотариального действия устанавливается личность обратившегося гражданина (представителя юридического лица).

По действующему законодательству документы принимаются на хранение либо с обозрением их, либо в закрытой упаковке.

Принимая документы в открытом виде, нотариус в соответствии с требованием, закрепленным в ч. 1 ст. 97 Основ законодательства о нотариате, должен составить их опись. В описи указываются:

— фамилия, имя, отчество лица, сдавшего документы на хранение и его место жительства;

— названия (наименования) документов, которые сдаются на хранение, а также их реквизиты, либо краткое содержание (если документы составлены гражданами);

— состояние документа (степень сохранности);

— срок, па который документы сдаются на хранение.

Опись составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, обратившимся для совершения этого нотариального действия, а также нотариусом. Свою подпись нотариус скрепляет печатью.

По просьбе обратившегося лица нотариус в соответствии с нормой, содержащейся в ч. 2 ст. 97 Основ, может принять документы на хранение и без описи, если они упакованы надлежащим образом. Принимая упаковку, нотариус предлагает лицу, сдающему документы, подписать ее, а затем сам подписывается на упаковке и скрепляет ее своей печатью. В случаях принятия документов в упаковке и без описи нотариус песет ответственность за сохранность упаковки.

Согласно ч. 3 ст. 97 Основ лицу, сдавшему документы на хранение, выдается свидетельство по установленной Министерством юстиции РФ форме:

Форма № 22

Место выдачи свидетельства (село, поселок, район, город, край, область, республика полностью).

Дата (число, месяц, год) выдачи свидетельства прописью.

Я (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), на основании статьи ___ Основ законодательства Российской Федерации о нотариате удостоверяю, что (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства или преимущественного пребывания) " ___ " ______ года сдал на хранение в (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа) по адресу: (указывается адрес офиса нотариальной конторы) сроком на (указывается срок прописью) документы согласно прилагаемой описи.

Личность сдавшего на хранение документы установлена.

Зарегистрировано в реестре за № ___

Взыскано госпошлины (по тарифу) ____

Нотариус (подпись нотариуса)

Печать

Принятые нотариусом па храпение документы возвращаются только самому гражданину или юридическому лицу, сдавшему их на хранение, либо законно уполномоченному лицу. Для получения документов необходимо предъявить нотариусу свидетельство и опись либо только свидетельство, если документы были приняты на хранение в закрытой упаковке. В случае, когда лицо, сдавшее документы па хранение, или его законно уполномоченный представитель не может предъявить свидетельство и опись (например, ввиду их утраты), нотариус обязан разъяснить требование ст. 98 Основ, согласно которой при отсутствии свидетельства и описи принятые па хранение документы могут быть возвращены лишь по решению суда.

В современной нотариальной практике нотариальное действие по принятию документов на хранение совершается исключительно редко: во всей стране наберется несколько десятков нотариусов, совершавших это действие. Однако совершать это действие должны были еще и первые русские нотариусы1, и советские государственные нотариусы, и нотариусы — наши современники. В 1998 г. была предпринята попытка использовать возможности нотариата для практического применения положений ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицам и доходам"1. Согласно ст. 10 Закона гражданам предоставлялось право зафиксировать наличие у них имущества ( в том числе наличных денежных средств), с указанием размеров этого имущества в специальной декларации об имуществе, которую они обязаны были передать в запечатанном виде на хранение нотариусу для возможности дальнейшего предъявления ее в качестве подтверждения своего имущественного положения до вступления этого закона в силу. Однако эта попытка не увенчалась успехом: принятый 20 июля 1998 г. закон через год уже был признан утратившим силу2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.