Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о профессии оператора



 

Ведущее место в СЧМ занимает человек-оператор. Профессия оператора является в условиях научно-тех­нического прогресса одной из наиболее массовых, распространенных. Это дает основание некоторым авторам называть ее профессией века [133]. Под про­фессией (от лат. professio — род занятий) понимается вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименова­ние профессии определяется характером и содержа­нием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии (в том числе и оператора) подразделяются на специ­альности. Специальность — это необходимая для об­щества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил чело­века.

Становление профессии происходит в результате профессионализации; она представляет собой целостный непрерывный процесс становления личности специали­ста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек пре­кращает активную трудовую деятельность. Профессио­нализация — это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфичес­кий комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется прежде всего такими по­нятиями, как профессиональная пригодность и готов­ность к труду и выступает в качестве условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности [152].

Для оценки уровня профессионализации исполь­зуются две группы критериев — объективные и субъек­тивные (рис. 4.1). К первой из них относятся в первую очередь такие, которые характеризуют успешность (продуктивность) деятельности. Для каждого вида дея­тельности эти критерии приобретают специфическую форму.

Успешность деятельности есть ее характеристика, включающая в себя производительность труда, каче­ство продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др. При оценке успешности деятельности следует учитывать также физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональной задачи. Успешность деятельности тесно связана с ин­теллектуальной, мотивационной и эмоционально-воле­вой сферой личности, она зависит также от индивиду­альных психологических качеств.

Подбор критериев успешности деятельности осу­ществляется на основании ее изучения и последующего психофизиологического анализа (профессиографии).

Рис. 4.1. Классификация критериев профессионализации.

 

В общем случае выделяют два вида оценочных крите­риев — прямые и косвенные. С помощью прямых кри­териев можно непосредственно оценить результаты деятельности. К ним относятся точность и скорость выполнения трудовых приемов и операций, составля­ющих структуру профессиональной деятельности; ошибки в работе; производительность труда. Прямые показатели успешности деятельности оцениваются с использованием трех групп методик: элементарных, операциональных, интегральных.

У некоторых видов деятельности отсутствуют пря­мые показатели ее успешности. К ним, например, отно­сятся многие виды операторской деятельности. При оценке успешности деятельности в этих случаях исполь­зуют косвенные показатели. К ним относятся т. н. рабо­чие тесты, т. е. стандартизированные задания, которые являются элементами трудовых операций; аппаратур­ные методы исследования с использованием специаль­ных средств (тренажеров, макетов и т. п.), моделирую­щих ту или иную профессиональную деятельность; оценки по специальной подготовке, стандартизирован­ные характеристики, дающие исчерпывающую инфор­мацию об уровне профессиональной подготовленности оператора (теоретические знания, практические навы­ки), его общем развитии, дисциплине и т. д. с количе­ственной оценкой соответствующих качеств [128].

Вторая группа критериев профессионализации выступает в форме показателей удовлетворенности трудом и профессией в целом, а также в форме пока­зателей профессионального самоопределения и отно­шения к себе как к объекту профессиональной деятель­ности. По своему содержанию эти критерии относятся к группе самооценочных субъективных, изучение ко­торых тесно связано с проблематикой сознания и са­мосознания личности, механизмами рефлексии, само­оценки, самоконтроля и т. п. [152].

Удовлетворенность трудом определяет эмоциональ­но-оценочное отношение личности или группы к вы­полненной работе и условиям ее протекания. От удов­летворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит эконо­мическая эффективность труда. Согласно двухфакторной («мотивационно-гигиенической») теории удовлетво­ренности трудом, к «мотивационным» факторам относят­ся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификаци­онного роста. К «гигиеническим» факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных «гигиенических» факто­ров возникает состояние, которое приводит к умень­шению чувства неудовлетворенности характером ра­боты, но не к повышению удовлетворенности трудом. Исследование удовлетворенности трудом, его динами­ки является одной из значимых проблем социальной психологии коллективов и психологии труда, где удов­летворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического климата и эффективнос­ти деятельности.

Профессиональное самоопределение означает осознание человеком уровня развития своих профес­сиональных способностей, структуры профессиональ­ных мотивов, знаний и навыков; осознание соответ­ствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответ­ствия как чувства удовлетворенности выбранной про­фессией. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он мо­жет (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе самооцен­ки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс професси­онального самоопределения не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня [152].

Результатом профессионализации является форми­рование профессиональной пригодности. Она представ­ляет совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемым к нему профессией. Человек, облада­ющий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы профессиональной пригодности, т. е. особен­ности личности, необходимые для выполнения профес­сиональной деятельности.

1. Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто фи­зическими (ловкость, сила, скорость и т. п.) или пси­хическими (память, внимание, реакция, общая ода­ренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важ­ными качествами.

2. Знания, умения и навыки, необходимые для выпол­нения данной работы, т. е. необходимая професси­ональная подготовленность.

3. Склонность и желание работать, т. е. определен­ный волевой настрой на работу.

Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профес­сиональной пригодности человека к конкретной дея­тельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требования), соблюдение безопасных усло­вий труда, безвредность работы для организма челове­ка. Включение в этот перечень двух последних призна­ков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и исто­щением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессио­нально пригодным. Рассмотренные признаки профес­сиональной пригодности носят объективный характер. Помимо них выделяют и субъективные признаки: са­мооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководи­телей, сослуживцев и др.).

Профессиональная пригодность не является врож­денным качеством, она формируется в процессе обу­чения и последующей профессиональной деятельнос­ти и во многом зависит от стремления и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго ин­дивидуальный характер. Однако возможности форми­рования профессиональной пригодности не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при наличии высокого уровня подготовки и мо­тивации. Профессиональная пригодность к таким про­фессиям может сформироваться лишь при наличии определенных качеств, являющихся профессионально важными.

Поэтому выделяют два типа профессиональной пригодности — абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных черт) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового челове­ка). Соответственно этому и все профессии делятся на два вида. Для овладения первыми из них нужна абсолютная профессиональная пригодность, поэтому для их успешного выполнения необходимо проводить профессиональный отбор. Профессии второго вида требуют лишь относительной профессиональной при­годности [111].

Необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная профессиональная пригод­ность оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установка и ценностные ориентации.

Одним из важнейших факторов профессиональной пригодности являются профессионально важные (зна­чимые) качества (ПВК). Они включают в себя отдель­ные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, а также физические каче­ства, соответствующие требованиям к человеку со сто­роны определенной профессии и способствующие ее успешному овладению. ПВК не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органичес­ки входят в их структуру, развиваясь в процессе обу­чения и деятельности.

Определение и оценка ПВК имеет большое психо­диагностическое значение. Они оказывают существен­ное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня ПВК можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из показателей этого состояния.

При изучении ПВК следует учитывать, что некото­рые из них могут быть природными и относительно стабильными (например, типологические свойства нервной системы), другие, наоборот, подлежат разви­тию и тренировке (многие психологические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких ПВК и их корригирование (корригирующая тренировка) могут активно прово­диться при подготовке к будущей деятельности. Це­лесообразность проведения такой тренировки особен­но возникает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельно­стью противостоит низкому развитию соответствующих ПВК.

В ряде других случаев низкий уровень некото­рых ПВК может быть нейтрализован путем профес­сиональной компенсации. Под ней понимается воз­можность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других качеств. Явление профес­сиональной компенсации следует обязательно учиты­вать в практической деятельности. Человек может ком­пенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настой­чиво он к этому стремится. Результатом этого являет­ся выработка человеком индивидуального стиля дея­тельности.

Возможности профессиональной компенсации ре­ализуются по двум основным направлениям. Во-пер­вых, это компенсация недостаточно развитых психи­ческих функций другими, более выраженными. Такая компенсация, имея важнейшее значение в клиничес­кой практике, может быть использована и практически здоровыми людьми в их трудовой деятельности. Например, низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции, в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее планиро­вать свою деятельность, больше внимания уделять прогнозированию нежелательных ситуаций, требую­щих экстренных действий. Это позволяет в ряде слу­чаев предупредить возникновение таких ситуаций или заранее подготовиться к ним. Во-вторых, наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в неко­торых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способнос­тей или заменять его.

Однако возможности профессиональной компен­сации далеко не безграничны. Есть целый ряд про­фессий, где низкий уровень того или иного профес­сионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В та­ких случаях, как уже отмечалось, необходим профес­сиональный отбор.

Другим важнейшим фактором профпригодности является профессиональная подготовленность опера­тора. Она представляет свойство человека, опреде­ляемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков и обусловливающих его способность вы­полнять определенную деятельность с определенным качеством. Профессиональная подготовленность до­стигается путем профессиональной подготовки и яв­ляется составным элементом готовности к действию. Последняя определяется состоянием мобилизации всех психофизиологических систем организма, обес­печивающих эффективное выполнение определен­ных действий.

В инженерной психологии понятие готовности к действию имеет несколько оттенков:

1) вооруженность человека необходимыми знаниями, уме­ниями и навыками, т. е. его профессиональная подготов­ленность;

2) готовность к экстренной реализации имеющейся про­граммы действий;

3) решимость совершить действие;

4) нахождение оператора на рабочем месте в необходимый момент времени, т. е. возможность получения сигнала о необходимости осуществления действий.

Конкретное состояние готовности к действию оп­ределяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, аспекты готовности: физическая под­готовленность, необходимая нейродинамическая обес­печенность действия, психологические уровни готов­ности. В зависимости от условий выполнения действия ведущим может становиться один из этих аспектов.

Для большинства видов операторской деятельнос­ти на первый план выходит психологическая готов­ность, т. е. тот аспект общей готовности, который опре­деляется психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (забла­говременную, длительную) и ситуационную (времен­ную) готовности. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состоя­ние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач действительности — ситуацион­ная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный мо­мент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроен­ность на определенное поведение, мобилизированность всех сил на активные и целесообразные действия.

Будучи целостными образованиями, общая и ситуа­ционная готовности включают следующие компоненты:

а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.);

б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели);

в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);

г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Психологическая готовность человека (особенно к успешным действия в аварийной ситуации складыва­ется из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварий­ной ситуации, наличия информации об эффективнос­ти принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее силь­ным раздражителем, приводящим к ошибочным дей­ствиям, является именно неполнота информации. Весь­ма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подсказок опе­ратору. Общим средством повышения психологичес­кой готовности является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса [40].

Третьим фактором профессиональной пригоднос­ти является склонность и желание работать. Важное значение при этом имеет волевой настрой на работу, способность человека совершить волевое усилие. Под ним понимается сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, кон­центрации внимания на объекте, к исполнению при­нятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с его за­пуском или остановкой, с преодолением трудностей объективного или субъективного характера, возника­ющих в процессе профессиональной деятельности, с подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциональными факторами, и т. д. При­менение волевого усилия особенно важно в том слу­чае, когда возникают препятствия на пути к поставлен­ной цели.

Склонность и желание работать во многом опре­деляются также интенциями человека. Важнейшее значение имеет здесь мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стрем­ление к мастерству), так и внешнего характера (зара­ботная плата, конкуренция и т. п.).

Основным приемом, используемом при анализе профессий является профессиография — изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологичес­ких и других особенностей профессии. Профессиография изучает цель и задачи конкретного вида профес­сиональной деятельности, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизиологическую структуру профессии. Трудовая деятельность в профессиограмме выступает не только в качестве пред­мета объективного научного изучения, но и как пред­мет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, на­пряженность, эффективность и др.

С помощью профессиографии составляется про-фессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Важ­ной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ дея­тельности с целью определения требований, предъяв­ляемых профессией к психике человека. Объем и со­держание профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение профессии. Такими целями мо­гут являться профотбор, производственное обучение, рационализация режимов труда и отдыха и др.

При проведении профессиографии следует руко­водствоваться рядом принципов: компетентности, це­ленаправленности, активности (включение в профес-сиограмму элементов профпропаганды), личностного подхода, надежности (требования к помехоустойчиво­сти личности), дифференциации (различение специ­альностей, входящих в данную профессию), типизации (объединение профессий в определенные группы), перспективности, реальности [132].

Учет этих принципов при проведении профессиографии предполагает: производственную характери­стику профессии и указание на ее экономическую значимость; социально-психологическую характерис­тику (особенности межличностных отношений, особен­ности коллектива, престиж профессии); перечень объе­ма знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда; гигиеническую характери­стику условий труда с особым выделением професси­ональных вредностей; перечень физиологических тре­бований к человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности; составление психограммы [40].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.