Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конфликты в системе «человек-машина» и способы их решения



 

Как было показано ранее, сложная развитая чело­веко-машинная система состоит из множества подси­стем, каждая из которых имеет свою иерархию в виде моделей конечного, динамического состояния и стерео­типа поведения (функционирования) человеческих и технических подсистем. В том случае, когда цели под­систем на каком-либо уровне иерархии оказываются противоположными, в системе «человек—машина» воз­никает конфликт. Под ним в общем случае понимается явление взаимодействия различно целеустремленных сторон — объектов, систем, а в рассматриваемом слу­чае — подсистем (звеньев) системы «человек—маши­на» [131].

Прежде чем продолжить рассмотрение вопроса о конфликтах в СЧМ, кратко рассмотрим понимание этого понятия в психологии. Здесь конфликт (от лат. confliktus — столкновение) понимается как противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разре­шения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликт характеризуется следующими признаками:

1) наличие противоречия;

2) восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы;

2) активность, направленная на преодоление противоречия.

Традиционно в психологии рассматривают три типа конфликтов. Личностный представляет собой про­тиворечие, возникающее у данного человека между не­совместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. п., например, конфликт между желанием и чувством долга. Межличностный конф­ликт — это ситуация, возникающая между разными людьми из-за противоречий в их интересах, целях, способах поведения и др. Межгрупповой конфликт возникает, когда участниками ситуации являются груп­пы с разными целями, интересами и т. д. [145].

Понятие конфликта часто рассматривается и в физиологии труда. Он возникает, когда потребности энергетического обеспечения работы вступают в про­тиворечие с возможностями обеспечения гомеостаза основных жизненных функций. Такое обстоятельство, например, характерно для целеустремленной деятель­ности человека в неблагоприятных условиях внешней среды, когда ответная реакция человека носит харак­тер динамического рассогласования [53].

В инженерной психологии изучается особый класс конфликтов, которые возникают между человеком и техникой в рамках системы «человек—машина». Здесь источником конфликта является противоречие между требованиями решаемых оператором задач и его воз­можностями по их решению. Одним из первых на это явление указал Ф.Д. Горбов, назвав ситуацию несоот­ветствия средств отображения информации психофи­зиологическим возможностям человека по ее приему и переработке как конфликт человека с прибором [32]. Помимо этого конфликт с техникой возникает при перегрузке или недогрузке оператора информацией, наличии стрессовых ситуаций, неудобной рабочей позе и многих других случаях. Особенно часто возникают конфликты при выполнении оператором деятельности в затрудненных, особых условиях. Подробнее об этом сказано в следующей главе.

Теоретической базой для описания и анализа кон­фликтов является математический аппарат теории игр. На основе этой теории строятся математические моде­ли конфликта. Одна из первых игровых моделей кон­фликта предложена Дж. Нейманом для описания игры двух лиц вполне определенного класса. В дальнейшем эта модель конфликта усовершенствовалась, обогаща­лась, расширялась сфера применимости данной моде­ли на конфликты, модели которых отличались от ней­мановской, но при определенных предположениях допускали сведение их к неймановским игровым мо­делям, а следовательно, допускали разрешимость дан­ных конфликтов в классе решений теории игр. Эти обстоятельства позволили В.Ф. Венда использовать игровые модели для описания и анализа конфликта в системе «человек—машина» В качестве конфликтной здесь рассматривалась ситуация нарушения работос­пособности системы и выявления оператором причи­ны отказа [17].

Дальнейшая разработка теоретических и матема­тических основ разрешения конфликта в СЧМ прове­дена В.В. Павловым в рамках разрабатываемой им организмической теории построения оптимальных систем «человек—машина» [131]. При этом считается, что конфликт возникает в системе, содержащей не­сколько организованных сторон, все или часть целей которых являются взаимоисключающими. Учитывая, что в общем случае цели СЧМ образуют многоуровне­вую иерархическую систему, можно говорить о глуби­не и ширине конфликта. Эти понятия сопоставляются соответственно с числом уровней целей и числом це­лей на каждом уровне организованной системы, взаимоисключаемых целями организованных подсистем (сторон), участвующих в рассматриваемом конфликте.

Глубина и ширина конфликта — понятия субъек­тивные, т. е. определяемые отдельно для каждой из организованных систем, которые в общем случае для них различны. Если стороны (подсистемы) пришли в силу каких-либо причин (например, случайных) во взаимостолкновение из-за различия целей какого-либо уровня, то в силу своей априорной организации их действия могут грозить нарушением целостности всех или части сторон и тем самым целостности структур данной СЧМ и связанной с ней целостности системы ее целей. Такой конфликт носит название неорганизо­ванного и основная задача разрешения конфликта зак­лючается в переводе его в организованный.

При этом разрешение конфликта необходимо про­вести на ограниченном интервале времени, величина которого определяется самой логикой развития и пре­образования конфликтной ситуации. Кто быстрее при­нимает и осуществляет верные решения, тот и выигры­вает. Хорошие решения, но принятые с запозданием, устаревают, бесполезны. В этом аспекте характерны ситуации со старением информации, когда поступаю­щая к оператору стареющая информация является ис­точником конфликта в СЧМ [46]. Для иллюстрации дан­ного положения можно привести примеры конфликтов, рассматриваемых в задачах безопасности движения, в задачах перехвата подвижных целей, в задачах устра­нения неполадок в производственном процессе и т. п. Здесь долго думать, просрочить время, воспользоваться устаревшей информацией есть проигрыш, разрешаемость конфликта не в пользу долго думающего, т. е. авария, поражение.

С позиций организмической теории показывается, что при разрешении конфликта в СЧМ следует исхо­дить из принципа функционального гомеостазиса, яв­ляющегося основным понятием теории конфликта при­менительно к СЧМ. Этот принцип требует, чтобы система, находящаяся под воздействием других систем, обладала свойством обеспечивать при решении любой из своих задач постоянство стереотипа своего поведе­ния, проявляя при этом определенную активность и обладая определенной свободой при осуществлении выполняемых действий. Исходя из этих положений рассматриваются различные формы разрешимости конфликта: индивидуальные, коллективные и коопера­тивные, показывается что в общем случае проблему построения теории конфликта следует рассматривать в классе технических эргатических систем, т. е. сис­тем «человек—машина» [131]. В пользу этого свиде­тельствуют такие соображения.

1. Системы «человек—машина» являются более об­щим классом технических систем, созданных че­ловеком, а автоматические системы (в том числе и роботы) принципиально принадлежат к более низ­кому уровню искусственных систем, фактически всегда будучи подсистемами СЧМ.

2. Рассматривая в теоретическом плане класс систем «человек—машина», мы тем самым рассматрива­ем и класс автоматических систем.

3. Наиболее сложным классом СЧМ есть класс эрга-тических организмов, в наибольшей степени обла­дающих поведенческими свойствами, приближаю­щимися к аналогичным свойствам живых систем в разрешении конфликтов. Использование теории создания технических эргатических организмов (организмической теории) позволяет учесть в про­блеме разрешения конфликтов опыт эволюционно обоснованного разрешения реальных конфликтов.

Все эти соображения позволили сформулировать предложение использовать организмическую теорию для разрешения проблемы конфликтов в СЧМ. При этом основная задача, как уже отмечалось, состоит в преобразовании неорганизованного конфликта в орга­низованный, т. е. последовательно исследуя сначала низшие и лишь затем высшие формы конфликтов [131].

Конфликты в СЧМ приводят к целому ряду неже­лательных для оператора явлений: падение работоспо­собности и ухудшение функционального состояния организма, а в случаях их длительного и частого повто­рения — к возникновению профессиональных заболе­ваний. Поэтому важной задачей инженерной психоло­гии является разработка способов предотвращения возможных конфликтов и их разрешения в случае, если они все же возникли.

Основной путь решения этой задачи состоит в максимально возможном приспособлении техники к человеку путем учета его возможностей при создании и эксплуатации техники и в приспособлении челове­ка к технике за счет профессионального отбора, обу­чения и тренировок. Иными словами, речь идет о вза­имной адаптации человека и техники в СЧМ. Причем именно взаимной, поскольку только приспособление техники к человеку или наоборот, человека к технике изолированно одно от другого проблему не решит. Эта адаптация должна носить многоуровневый ха­рактер: тотальный (на уровне среднестатистического человека вообще), контингентный (на уровне того круга людей, которые могут работать в данной сис­теме), групповой (на уровне отдельных профессио­нально-типологических групп), индивидуальный (на уровне отдельного конкретного человека). Для особо ответственных условий труда и функций оператора предлагается также индивидуально-оперативная адап­тация с учетом конкретного состояния человека при уточнении распределения функций между ним и ав­томатическими устройствами. Во всех случаях ин­дивидуальная адаптация направлена на снижение реальной сложности решения задач в конкретных ус­ловиях, т. е. на предотвращение конфликта между че­ловеком и машиной [17]. Вопросы индивидуализации условий труда более подробно рассматриваются в сле­дующей главе.

Однако в ряде случаев (особенно в непредвиден­ных ситуациях) конфликта в СЧМ полностью избежать не удается. Тогда возникает задача минимизировать его возможные последствия. Один из возможных путей решения этой задачи — подсказка (совет) оператору, т. е. представление ему организованной специальным образом дополнительной информации, помогающей оператору в процессе принятия решения или при осу­ществлении управляющих воздействий. Подсказка может осуществляться как при выполнении операто­ром реальной деятельности, особенно в необычных, сложных или стрессовых ситуациях, так и при обуче­нии операторов (особенно в игровых ситуациях, свя­занных с принятием правильного решения по ходу изменения производственной ситуации).

Подсказка в реальной деятельности может давать­ся визуальным путем, например, засвечиванием транс­парантов типа «выключи двигатель», «проверь пра­вильность набора информации», «повтори передачу» и т. п. Однако такой вид подсказки не всегда эффекти­вен, так как (особенно в стрессовой ситуации) зритель­ный анализатор человека может быть перегружен, и он просто окажется не в состоянии обнаружить подсказку. Кроме того, время реакции на нее больше, чем на сигнал, подаваемый голосом.

Здесь однако особенно важно соблюдение условия, чтобы этот сигнал был привычным для оператора; толь­ко тогда он будет правильно воспринят и реализован. Два интересных примера в этом отношении приводит А.Н. Ефимов [46]. В одной из систем управления воен­ными самолетами была введена система подсказок летчику, попавшему в неожиданные, «нестандартные» ситуации. Эта система подсказок была записана жен­ским голосом на магнитофон и необходимая подсказка в нужный момент передавалась на борт. Один из лет­чиков, не зная об этом, попав в критическую ситуацию, отказался выполнить поступившие с земли команды, поскольку появление женщины в системе управления (а команда подавалась женским голосом) было несовместимо с его опытом и не укладывалось в его созна­нии. Конфликт не был разрешен.

Другой пример, но противоположного плана. В 20-е годы на Неве проводились очень важные такелажные работы, при выполнении которых такелажникам в стро­го определенное время (с точностью до нескольких секунд) руководителем работы должна была быть по­дана команда «руби концы». На обоих берегах Невы собралось много зрителей, в том числе и ленинградс­кое начальство. По какой-то причине руководитель работ замешкался, ситуация грозила выйти из-под кон­троля и могла привести к крупной аварии. Тогда нахо­дящийся здесь известный ученый, академик, адмирал Крылов схватил мегафон и, не стесняясь крепких выражений, подал такелажникам нужную команду. Ситуация была спасена. Крылова благодарили за на­ходчивость, но упрекнули в использовании нецензур­ных выражений, которые были слышны довольно да­леко от места событий. На это адмирал ответил, что такелажники — народ особый, они привыкли слушать только своего боцмана, поэтому он вынужден был по­дать команду боцманским голосом, иначе такелажники могли бы ее попросту не воспринять. В данном же случае команда (подсказка) была подана в психологи­чески привычном для исполнителей стиле.

Важное значение для разрешения возможных кон­фликтов имеет формирование v человека психологической защиты [34]. Суть ее состоит в том, что у человека по мере накопления опыта, обучения, тренировки и т. п. формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившую­ся у него картину мира (для оператора, в частности, сложившееся у него представление о характере проте­кания управляемого процесса). Эта система выполняет роль защитных психологических барьеров и может рассматриваться как особая форма переработки трав­мирующей информации. За счет этого она выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чувства тревоги, дискомфорта, опасности и т. п. Получив непри­ятную (излишнюю, аварийную, требующую быстрого реагирования) информацию, с которой оператор не в состоянии справиться, он может умалить ее значимость, изменить (уменьшить) уровень своих притязаний (вслед за осознанием невозможности их реализации), исклю­чить из рассмотрения сигналы, связанные с действия­ми, которые он не может выполнить.

Примерами таких действий является селекция информации в условиях ее избытка, а также эмоцио­нальное выгорание. Под ним понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного подавления эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (например, не обращать внимание на неудобную рабо­чую позу). Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Психологическая защита может проявляться в виде защитных реакций или в виде защитного поведения. В совокупности они образуют защитные механизмы психики/которые могут совершенствоваться и разви­ваться в процессе психологической подготовки опера­тора. При ее организации и проведении следует иметь ввиду, что информация, представляющая для оператора опасность (в том числе и препятствующая нормальному выполнению деятельности), в разной мере нарушая его представления о норме и благополучии, проходит через психологические барьеры неодинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая инфор­мация грозит нарушить деятельность оператора, тем глубже она продвигается от чувственного (сенсорно­го) входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.

В общем случае психологическая защита и пост­роенные на ее основе защитные механизмы имеют положительное значение для деятельности операто­ра, являются важным средством разрешения конф­ликтов. Однако в ряде случаев под влиянием защиты поведение человека может становиться нелепым, у него проявляются причудливые объяснения и неадек­ватный прогноз своих действий. Известны случаи, когда чрезмерная защита нарушала деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации и не­способности выполнять работу [132]. Однако с помо­щью ряда приемов человек может изменить, скоррек­тировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой. Иными словами, он может не допустить, чтобы ему изменяла его обычная логика, минимизировать втор­жение психологической защиты, трансформирующей способы анализа собственных мотивов и поступков. Это явление называется преодолением психологичес­кой защиты [34]. Ему, как и выработке способов фор­мирования защитных механизмов, следует уделять определенное внимание в процессе психологической подготовки операторов.

Рассмотренные способы психологической защи­ты и ее преодоление являются преимущественно пас­сивными методами разрешения конфликтов. Они на­правлены на уход от конфликта, его предотвращение за счет ограничения травмирующей информации путем ее селекции, избежания, ограничения, нереа­гирования и т. п. Однако такие подходы не всегда возможны и поэтому могут не давать нужных результатов. В этих случаях приходится применять активные способы разрешения конфликтов, которые базируются на правильном и своевременном принятии реше­ния оператором по выходу из конфликтной ситуации [27].

Такие ситуации наиболее часто возникают в АСУ технологическими процессами, работающими в режи­ме реального времени. Здесь под конфликтной ситуа­цией понимается такая, которая возникает в системе управления технологическим процессом в случае рас­согласования действительного и требуемого состояний системы, и связана с необходимостью принятия опе­ративного решения оператором.

Причины возникновения конфликтных ситуаций следующие:

■ ненадежность элементов системы, выход их из строя;

■ несовершенство процесса управления, которое обуслов­лено неполнотой и неточностью информации об объекте управления, недостатками и ошибками оперативного пер­сонала и т. п.;

■ ограниченные ресурсы и возможности системы управле­ния;

■ необходимость преодоления многозначности, возникаю­щей в процессе управления;

■ неспособность системы управления к решению возника­ющих задач.

Таким образом, в АСУ реального времени прояв­ляются все основные источники неопределенностей: неизвестность, неполнота, недостоверность, случай­ность, неточность, многозначность. В процессе функ­ционирования системы эти неопределенности преодо­леваются оператором на основе знания объекта и системы управления, постоянного анализа и предви­дения (антиципации, вероятностного прогнозирования) хода процесса управления, опыта, интуиции и высо­кой профессиональной подготовки. Устранение неопределенностей и принятие решения является резуль­татом мышления оператора, обладающего присущими ему субъективными представлениями, суждениями и эмоциями.

Принятие решения оператором осуществляется с помощью специальной системы поддержки принятия решения (СППР). Основными элементами такой сис­темы являются блоки распознавания конфликтных ситуаций, формирования плана их разрешения с учетом важности и допустимого времени разрешения конфликта, генерирования гипотез о возможных при­чинах конфликтных ситуаций, формирования плана проверки и реализации решений. Работа СППР опи­рается на математический аппарат сетей Петри и не­четких множеств, применение имитационного модели­рования, адаптивных информационных моделей и синтезаторов речи [27]. Сама же СППР является чело­веко-машинной системой адаптивного информацион­ного взаимодействия, построенной по принципу гиб­ридного интеллекта [17].


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.