1. Рассчитать продолжительность финансового цикла предприятия.
2. В следующем квартале предприятие планирует провести ряд мероприятий по сокращению сроков финансового цикла. Планируется, что в итоге будут достигнуты следующие результаты:
- средний срок дебиторской задолженности сократится на 10%;
- средний срок кредиторской задолженности увеличится на 7%;
- сокращение производственных простоев позволит сократить время производства продукции на 10%.
Рассчитать:
- длительность финансового цикла в следующем квартале;
- экономический эффект от полученного сокращения финансового цикла.
3. Построить график зависимости чистой прибыли предприятия от длительности финансового цикла.
4. Объяснить полученные результаты.
4. Практическое занятие по теме «Управление материальными запасами».
1.Теоретическое введение.
Цель формирования запасов – это создание буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок для бесперебойной работы предприятия.
Структура расходов на формирование и содержание запасов:
1. Стоимость предметов закупки. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются при больших объемах закупки.
2. Расходы на доставку и оформление заказа: транспортные расходы, расходы по приемке груза, оформление документов. Эти расходы определяются в расчете на одну закупку и не зависят от объема закупки.
3. Затраты на хранение: складские расходы, страхование, охрана. Не зависят от количества закупок, а рассчитываются исходя из среднего количества запасов на складах.
4. Перед предприятиями стоит задача поиска оптимального размера закупки, с целью минимизации суммарных затрат. В общем случае совокупные затраты можно рассчитать по формуле:
Совок.затр. = P*V + C*Q/2 + N*V/Q, (1)
Где
P – цена материалов, руб/кг;
V - потребность в материалах за период, кг.
C - затраты на хранение единицы материалов за период, руб/кг.
Q - размер закупаемой партии, кг;
N – затраты на одну доставку, руб.
Предприятию необходимо определить оптимальный размер закупки, при котором общая сумма расходов будет минимальной.
Если поставщик не предлагает скидок к цене при больших объемах закупки, то при определении оптимального размера закупаемой партии будут учитываться только расходы на хранение и расходы на доставку и оформление заказов (т.к. затраты на приобретение материалом будут одинаковыми при любом размере закупаемой партии).
Организации часто стоят перед выбором: увеличить объем закупаемых партий и сократить затраты на доставку и оформление заказов, либо, наоборот, снизить и сэкономить на затратах на хранение.
Графически зависимость данных затрат от размера закупаемых партий отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Зависимость затрат предприятия от размера закупаемых партий.
Тогда оптимальный размер может быть определен при помощи формулы Уилсона:
EOQ = (2)
Количество закупок за период будет рассчитываться по формуле:
Кол-во зак. = V / EOQ (3)
2.Описание ситуации.
Производственное предприятие приобретает материалы у поставщиков исходя из потребностей, рассчитанных на основе плана производства.
Требуемый объем материалов за год, а также затраты, связанные с формированием и подержанием запасов, отражены в таблице 1.
Данные о потребности в материалах и затратах
Таблица 1
Показатель
Ед.изм.
Вар. 1
Вар. 2
Вар. 3
Вар. 4
Вар. 5
Вар. 6
Вар. 7
Вар. 8
Вар. 9
Вар. 10
Потребность в материалах
кг/год
Цена на материалы
руб/кг
2,5
2,2
2,8
2,5
2,2
2,5
2,4
Затраты на 1 доставку и оформление
руб/ закупка
Затраты на хранение единицы материалов
руб/год
0,8
0,7
0,75
0,8
0,65
0,7
0,75
0,8
0,9
0,8
Продолжительность периода
дней
Поставщик предлагает несколько возможных вариантов размеров закупок.
Возможный объем закупаемых партий , кг
Таблица 2.
3.Задание для расчета.
На основе имеющихся исходных данных необходимо:
1. Определить оптимальный размер закупки из вариантов, предложенных поставщиком, рассчитать количество закупок в год.
Построить график, отражающий затраты на хранение, на доставку и оформление, а также суммарные затраты при различных объемах закупки.
2. Рассчитать точное значение оптимального размера закупок по формуле Уилсона.
3. Рассчитать оптимальный размер закупок из вариантов, предложенных поставщиком, если поставщик предлагает скидки при больших объемах закупки. Информация о скидках представлена в таблице 3.
Определить количество закупок в год.
Предоставляемые скидки к цене на материалы.
Таблица 3
Возможный объем закупок, кг
Скидка к цене, %
7,5
Построить график, отражающий затраты на покупку материалов, хранение, доставку и оформление, а также суммарные затраты при различных объемах закупки.
4. Сделать выводы на основе полученных результатов.
5. Практическое занятие по теме «Дивидендная политика предприятия)».
1.Теоретическое введение.
Дивиденды – это доход, который акционерное общество выплачивает акционерам. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли предприятия.
Широко известна Теория предпочтительности дивидендов (Автор – М.Гордон). Она представляет фундаменталистский подход к оценке стоимости финансовых активов. Согласно данному подходу текущая стоимость ( V)любой ценной бумаги в общем виде может быть рассчитана по формуле:
где
CF – ожидаемый денежный поток в i-м периоде,
r – приемлемая (ожидаемая, требуемая) ставка доходности.
Если базовая величина дивиденда по акциям равна С и ежегодно она увеличивается с темпом прироста g, то текущая стоимость акции равна:
Показатели r и g в данной формуле берутся в долях единицы.
По формуле видно, что текущая цена акций очень чувствительна к параметру g. Поэтому в расчетах иногда пытаются разбить интервал прогнозирования на подинтервалы, каждый из которых характеризуется собственным темпом прироста g.
Например, планируется, что в первые k периодов мы можем точно спрогнозировать дивиденды, а затем, начиная с периода k+1 предполагаем, что темпы прироста дивидендов составят g.
Тогда формула 2 приобретает следующий вид:
где
- дивиденды в j-м периоде.
Между размеров дивидендов в базовом периоде (С) и темпом прироста дивидендов в будущем (g), как правило, существует обратная зависимость.
Таким образом, цель дивидендной политики заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Формируя дивидендную политику предприятие должно стараться максимизировать доходы акционеров, которые рассчитываются как сумма текущей стоимости акций (PV) и дивидендов, полученных в базовом периоде.
2.Описание ситуации.
Предприятие получило прибыль по итогам деятельности за отчетный год. Рассматривается несколько вариантов дивидендной политики.
Исходные данные для расчетов представлены в таблице 1 и таблице 2.
Данные для расчетов
Таблица 1
Показатель
Ед.изм.
Вар.1
Вар.2
Вар.3
Вар.4
Вар.5
Вар.6
Вар.7
Вар.8
Вар.9
Вар.10
Чистая прибыль
руб.
200 000
230 000
250 000
220 000
210 000
200 000
230 000
250 000
240 000
210 000
Требуемая норма доходности
%
13,5
14,5
13,5
14,5
13,5
Варианты дивидендной политики
Таблица 2
Вар-т дивид. политики
Вар.1
Вар.2
Вар.3
Вар.4
Вар.5
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
0,2
12,0
0,2
10,0
0,2
13,0
0,2
12,0
0,2
13,0
0,4
10,0
0,4
8,0
0,4
11,5
0,4
9,0
0,4
11,5
0,6
9,5
0,6
7,0
0,6
10,0
0,6
8,0
0,6
10,0
0,8
7,5
0,8
6,0
0,8
8,0
0,8
6,5
0,8
8,0
Продолжение таблицы 2
Вар-т дивид. политики
Вар.6
Вар.7
Вар.8
Вар.9
Вар.10
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
Доля прибыли, направляемая на дивиденды
Темп роста прибыли ежегодно (g), %
0,2
13,0
0,2
12,0
0,2
12,0
0,2
13,0
0,2
12,5
0,4
11,0
0,4
10,0
0,4
10,0
0,4
11,5
0,4
11,0
0,6
9,0
0,6
9,0
0,6
9,5
0,6
10,0
0,6
9,0
0,8
7,0
0,8
7,0
0,8
7,5
0,8
8,5
0,8
7,5
3.Задание для расчета.
Необходимо выполнить следующие расчеты:
1. Определить оптимальный вариант дивидендной политики (с целью максимизации доходов акционеров).
Построить график изменения доходов акционеров при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
2. Построить график, отражающий изменение темпа прироста прибыли предприятия (g) при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
С помощью функции Excel «Линия тренда» найти уравнение вида y=a*x +b, наиболее точно описывающее зависимость данных параметров.
3. Определить оптимальный вариант дивидендной политики (из вариантов, представленных в таблице 2), если планируется, что в первые три года после выплаты дивидендов темп прироста прибыли составит g, а в последующие годы – g/2.
Построить график изменения доходов акционеров при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
4. Сделать выводы по результатам расчетов.
6. Практическое занятие по теме «Управление дебиторской задолженностью предприятия».
1.Теоретическое введение.
Одной из наиболее важных задач финансового менеджмента является управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию ее общего размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Управление дебиторской задолженность – широкое понятие, включающее в себя работу по оценке платежеспособности покупателей, разработку оптимального срока кредита, контроль за ее состоянием, работу по взысканию долгов.
Для анализа дебиторской задолженности используется ряд показателей:
(1)
(2)
(3)
Расчет данных показателей в динамике позволяет определить эффективность управления дебиторской задолженностью, разработать рекомендации для предприятия по совершенствованию работы с покупателями.
2.Описание ситуации.
Анализируемое предприятие производит и реализует на рынке три продукта: А, В и С. Данные по продажам продукции представлены в таблице 1.
Оплата за реализованную продукцию сейчас осуществляется по следующей схеме:
- А – 20% денежных средств поступает в месяц продажи, 80% - в следующий месяц,
- В – все денежные средства поступают в следующем месяце,
- С – 20% оплаты отгруженной продукции предприятие получает за 1 месяц раньше отгрузки, т.е. авансом, 50% - в месяц отгрузки, 30% - через месяц после отгрузки.
Данные по продажам продукции
Таблица 1
Продажи, руб.
Вар.1
Вар.2
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
А
25 000
30 000
30 000
28 000
35 000
148 000
30 000
25 000
20 000
30 000
35 000
140 000
В
40 000
50 000
55 000
35 000
34 000
214 000
45 000
40 000
15 000
25 000
30 000
155 000
С
30 000
35 000
45 000
40 000
38 000
188 000
35 000
30 000
28 000
20 000
22 000
135 000
Итого
95 000
115 000
130 000
103 000
107 000
550 000
110 000
95 000
63 000
75 000
87 000
430 000
Продажи, руб.
Вар.3
Вар.4
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
А
20 000
15 000
18 000
25 000
27 000
105 000
30 000
35 000
40 000
30 000
20 000
155 000
В
30 000
33 000
35 000
38 000
45 000
181 000
50 000
55 000
60 000
40 000
45 000
250 000
С
25 000
20 000
30 000
35 000
38 000
148 000
30 000
20 000
15 000
20 000
15 000
100 000
Итого
75 000
68 000
83 000
98 000
110 000
434 000
110 000
110 000
115 000
90 000
80 000
505 000
Продажи, руб.
Вар.5
Вар.6
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
А
35 000
30 000
20 000
15 000
20 000
120 000
30 000
20 000
25 000
35 000
45 000
155 000
В
45 000
50 000
60 000
40 000
30 000
225 000
50 000
60 000
50 000
40 000
30 000
230 000
С
50 000
40 000
30 000
50 000
45 000
215 000
30 000
40 000
20 000
15 000
40 000
145 000
Итого
130 000
120 000
110 000
105 000
95 000
560 000
110 000
120 000
95 000
90 000
115 000
530 000
Продажи, руб.
Вар.7
Вар.8
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
А
40 000
30 000
20 000
30 000
40 000
160 000
30 000
35 000
40 000
45 000
40 000
190 000
В
45 000
50 000
35 000
40 000
25 000
195 000
50 000
55 000
45 000
40 000
30 000
220 000
С
30 000
20 000
40 000
60 000
50 000
200 000
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
75 000
Итого
115 000
100 000
95 000
130 000
115 000
555 000
105 000
110 000
100 000
95 000
75 000
485 000
Продажи, руб.
Вар.9
Вар.10
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого по продуктам
А
25 000
30 000
35 000
30 000
25 000
145 000
30 000
35 000
40 000
50 000
45 000
200 000
В
40 000
45 000
55 000
40 000
25 000
205 000
35 000
45 000
50 000
55 000
30 000
215 000
С
30 000
15 000
10 000
15 000
20 000
90 000
20 000
10 000
5 000
10 000
15 000
60 000
Итого
95 000
90 000
100 000
85 000
70 000
440 000
85 000
90 000
95 000
115 000
90 000
475 0
3.Задание для расчета.
Необходимо сделать следующие расчеты (по каждому продукту и в целом по всему ассортименту):
1. Рассчитать поступление денежных средств по месяцам (с января по июль).
2. Рассчитать дебиторскую задолженность на конец каждого месяца (с февраля по июль). Сделать график, отражающий динамику дебиторской задолженности.
3. Рассчитать показатели оборачиваемости дебиторской задолженности и отразить их динамику на графике. Также сделать расчет показателей срока погашения дебиторской задолженности и коэффициентов инкассации.
4. Сделать выводы на основе выполненных расчетов.
7. Практическое занятие по теме «Управление денежными средствами предприятия».
1.Теоретическое введение.
Управление денежными потоками является одним из важных направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя: анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального остатка денежных средств, составление бюджета денежных средств.
Финансовому менеджеру необходимо учитывать, что с одной стороны, следует поддерживать текущую ликвидность предприятия за счет сохранения остатка денежных средств на расчетном счете, но с другой стороны, нужно стремиться получать максимальную прибыль от инвестирования свободных денежных средств.
Таким образом, при управлении денежными средствами основная задача состоит в поддержании остатка денежных средств на оптимальном уровне.
В теории финансового менеджмента существуют математические модели, позволяющие определить оптимальный размер остатка денежных средств предприятия (модель Баумоля, Миллера-Орра). Но из-за большого количества исходных предпосылок и условий на практике не всегда можно воспользоваться данными моделями.
Российские предприятия чаще при планировании движения денежных средств ориентируются на показатели ликвидности (в частности, абсолютную ликвидность), которые позволяют определить необходимый остаток денежных средств на счетах предприятия.
Если в планируемом периоде возможно снижение остатка денежных средств ниже рекомендуемого уровня, то необходимо пополнение их запаса за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов.
Если же денежные средства на расчетном счете превышают оптимальный остаток, то излишки должны быть инвестированы в более доходные активы.
2.Описание ситуации.
Остаток денежных средств на начало квартала – 150 тыс.руб.
В течение следующего квартала планируются поступления и выплаты денежных средств в соответствии с графиком, представленным в таблице 1.
Минимальный размер денежных средств принимается на уровне 4-дневной потребности в денежных средствах. Максимальный размер – на уровне 7-дневной потребности. (Данные показатели будут отдельно рассчитываться по каждому месяцу).
План поступлений и выплат денежных средств
Таблица 1
Дата
Источник поступления (направление расхода) денежных средств
Сумма, т.р.
Примечание
Апрель
В течение месяца
Поступление выручки от покупателей
Вар.1
Вар.2
Вар.3
Вар.4
Вар.5
Вар.6
Вар.7
Вар.8
Вар.9
Вар.10
Выручка поступает в течение месяца, в течение первых 20 дней равномерно поступает 30% от месячного поступления и в течение оставшихся дней месяца - остальные 70%.
03 апреля
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
05 апреля
Выплата заработной платы
Выплачивается остаток за предыдущий месяц
05 апреля
Оплата налога на доходы физических лиц
10 апреля
Оплата налогов
15 апреля
Оплата общехозяйственных расходов
20 апреля
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
25 апреля
Оплата налогов
25 апреля
Выплата аванса по заработной плате
Выплачивается аванс за следующий месяц
28 апреля
Оплата общехозяйственных расходов
30 апреля
Оплата процентов по кредиту
30 апреля
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
Май
В течение месяца
Поступление выручки от покупателей
Вар.1
Вар.2
Вар.3
Вар.4
Вар.5
Вар.6
Вар.7
Вар.8
Вар.9
Вар.10
Выручка поступает в течение месяца, в течение первых 20 дней равномерно поступает 30% от месячного поступления и в течение оставшихся дней месяца - остальные 70%.
03 мая
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
05 мая
Выплата заработной платы
Выплачивается остаток за предыдущий месяц
05 мая
Оплата налога на доходы физических лиц
10 мая
Оплата налогов
15 мая
Оплата общехозяйственных расходов
20 мая
Расходы по приобретению имущества
Приобретение инструментов
20 мая
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
25 мая
Оплата налогов
25 мая
Выплата аванса по заработной плате
Выплачивается аванс за следующий месяц
28 мая
Оплата общехозяйственных расходов
30 мая
Оплата процентов по кредиту
30 мая
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
Июнь
В течение месяца
Поступление выручки от покупателей
Вар.1
Вар.2
Вар.3
Вар.4
Вар.5
Вар.6
Вар.7
Вар.8
Вар.9
Вар.10
Выручка поступает в течение месяца, в течение первых 20 дней равномерно поступает 30% от месячного поступления и в течение оставшихся дней месяца - остальные 70%.
03 июня
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
05 июня
Выплата заработной платы
Выплачивается остаток за предыдущий месяц
05 июня
Оплата налога на доходы физических лиц
10 июня
Оплата налогов
15 июня
Оплата общехозяйственных расходов
20 июня
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
21 июня
Расходы по приобретению имущества
Приобретение оргтехники
25 июня
Оплата налогов
25 июня
Выплата аванса по заработной плате
Выплачивается аванс за следующий месяц
28 июня
Оплата общехозяйственных расходов
30 июня
Оплата процентов по кредиту
30 июня
Оплата материалов
Оплачиваются материалы, поступаемые от поставщиков
3.Задание для расчета.
Необходимо сделать следующие расчеты:
1. Составить календарный план движения денежных средств в течение квартала, определяющий ежедневное поступление и расходование денежных средств, а также сальдо на конец дня.
Сделать график, иллюстрирующий поступления и расходы денег в течение квартала.
2. Определить минимальный и максимальный остатки денег на расчетном счете, рассчитываемые исходя из плановой потребности в денежных средствах (Требуется отдельный расчет по каждому месяцу).
3. Определить потребность в дополнительных кредитах с целью пополнения остатка денежных средств в течение квартала. (Если остаток будет меньше минимального, то в этот день нужно будет взять дополнительный краткосрочный кредит для пополнения до минимального уровня. Если же в какой-то день сальдо денежных средств превысит максимум, то нужно будет вернуть часть ранее взятого кредита для снижения остатка до максимально рекомендуемого).
Сделать график, отражающий динамику следующих 4 показателей в течение квартала: минимальный и максимальный рекомендуемые остатки денежных средств, сальдо денежных средств без учета и с учетом взятия дополнительных кредитов.
4. Рассчитать расходы на использование дополнительных кредитов в течение квартала. Планируется, что процентная ставка составит 16% годовых. (Расчеты вести по простым процентам).
5. Сделать выводы.
8.Практическое занятие по теме «Анализ смешанных издержек».
1.Теоретическое введение.
При анализе затрат на предприятиях выделяют особую группу издержек, часть которых ведут себя как переменные затраты, а часть – как постоянные. Такие издержки называют смешанными. Примерами могут выступать расходы на оплату труда (оплата труда рабочих – переменная часть, руководства – постоянная часть), расходы на электроэнергию (обеспечение работы оборудования – переменная часть, освещения помещений – постоянная).
Выделение переменной и постоянной части в составе смешанных издержек позволяет планировать их уровень при различных объемах производства.
Если расчеты основаны на предположении, что переменная часть издержек изменяется пропорционально изменению объема производства и реализации, т.е. линейно, то смешанные издержки будут иметь следующий вид:
Y = k * x + b, (1)
где
Y - смешанные издержки, руб.
x – объем производства, ед.
b –уровень постоянных затрат в составе смешанных издержек.
k – коэффициент, отражающий характер изменения переменной составляющей издержек при изменении объема производства.
Среди всех методов, используемых для выделения в составе смешанных издержек переменной и постоянной составляющих, то есть нахождения параметров формулы 1, наиболее точным является метод наименьших квадратов.
При условии, что мы располагаем данными по объему реализации и смешанным затратам за несколько временных периодов в прошлом (n периодов), значение коэффициента k может быть найдено по формуле:
b будет рассчитываться по формуле:
и находятся как среднеарифметические значения объема производства и смешанных издержек за исследуемый период.
2.Описание ситуации.
Имеются данные по расходам на электроэнергию в течение года. Они представлены в таблице 1.
Исходные данные
Таблица 1
Месяц
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Месяц
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Объем
производства, шт
Затраты на электроэнергию, руб.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
3. Задание для расчета.
1. Найти форму уравнения затрат на электроэнергию в зависимости от объема производства по методу наименьших квадратов.
2. Построить по фактическим данным график, отображающий значение затрат на электроэнергию при различных объемах производства.
3. С помощью функции Excel «Линия тренда» подобрать прямую линию, наилучшим образом отражающую поведение исходных данных. Найти ее уравнение.
Определить по значению коэффициента детерминации (R²) какая доля дисперсии затрат на электроэнергию объясняется уравнением регрессии.
9.Практическое занятие по теме «Управление структурой капитала предприятия».
1.Теоретическое введение.
Структура капитала предприятия отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Для того, чтобы определить общую стоимость капитала, необходимо оценить стоимость каждой его компоненты.
Совокупная цена капитала определяется по формуле средней арифметической взвешенной - WACC (Weighted Average Cost of Capital):
В общем случае данная формула имеет вид:
WACC = (1- % налога) * Сb * Wb + Ce * We + Cp * Wp, (1)
где
Сb – доходность заемного капитала
Wb - удельный вес заемного капитала
Ce - требуемая норма доходности по обыкнов. акциям
We - удельный вес обыкнов. акций
Cp – требуемая норма доходности по привилег. акциям
Wp – удельный вес привил. акций
При расчете заемного капитала необходимо учитывать, что расходы по займам включаются в себестоимость при определении налога на прибыль (эффект налогового щита).
Оценивая возможные источники привлечения дополнительного капитала, финансовый менеджер должен стремиться к тому, чтобы минимизировать стоимость капитала, т.е. из доступных источников капитала составить такую комбинацию, чтобы плата за используемый капитал была минимальна.
Дополнительно, качество структуры капитала может оцениваться по показателям финансовой устойчивости:
2.Описание ситуации.
Предприятие располагает капиталом, состав и структура которого представлены в таблице 1.