Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. ОТДАЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ И ВЕРОВАНИЙ ТОЛПЫ



Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верованийесть последствие предшествующей обработки. * 1. Раса. -- Ее преобладающеевлияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выражением синтеза души расы. --Социальное значение традиций. -- В чем заключается их вред. -- Толпаявляется самой стойкой хранительницей традиционных идей. * 3. Время. -- Оно последовательно подготавливает упрочение верований,а затем их разрушение. -- Благодаря его влиянию из хаоса восстанавливаетсяпорядок. * 4. Политические и социальные учреждения. -- Ошибочное представлениеоб их роли. -- Они представляют собой следствие, а не причины. -- Учреждения-- не что иное как ярлыки, которые прикрывают одним общим названием самыенесходные вещи. -- Как создаются конституции. -- Потребность некоторыхнародов в известных, теоретически дурных, учреждениях, как напримерцентрализация. * 5. Образование и воспитание. -- Современное ошибочное представление овлиянии образования на толпу. -- Статистические указания. -- Деморализующаяроль латинского воспитания. -- Роль, которую могло бы исполнять образование.-- Примеры, которые можно встретить у разных народов. Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыслить, чувствовать ирассуждать, мы переходим теперь к исследованию того, как возникают иустанавливаются ее мнения и верования. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бываютдвоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Отдаленные факторы -- это те, которые делают толпу доступной квосприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнутьсянекоторыми другими взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которойвпоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своейсилой и результатами. Впрочем, внезапность появления этих идей толькокажущаяся. Действительно, некоторые идеи зачастую возникают в толпе иприводятся в исполнение с быстротой молнии, но это так лишь с первоговзгляда, так как на самом деле этот взрыв всегда является результатом долгойпредшествующей работы. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже наподготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызвали бы никакихрезультатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают визвестную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаряэтим непосредственным факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее;благодаря им разражается бунт, устраивается стачка, или же громадноебольшинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергаеткакое-нибудь правительство. Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательноедействие этих двойных факторов. Возьмем один из самых разительных примеров-- французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были творенияфилософов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленнаятаким образом душа толпы легко уже была увлечена непосредственнымифакторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самыхнезначительных реформ. К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которыевстречаются в глубине всех верований и мнений толпы, это раса, традиции,время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этихразнообразных факторов. *1. РАСА Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значениемон превосходит все другие. Ранее мы указали на его влияние и потому не будембольше возвращаться к этому вопросу. В предшествующем труде мы говорили отом, что такое историческая раса и какую она получает силу, благодаря законунаследственности, после того, как сформировались окончательно ее черты;тогда ее верования, учреждения и искусства, одним словом, все элементы еецивилизации являются уже не чем, иным, как только внешним выражением еедуши. Влияние расы таково, что ни один из этих элементов не может перейти отодного народа к другому, не претерпев самых глубоких изменений. Среда,обстоятельства и события служат лишь выражением социальных внушений минуты.Все это может иметь значительное влияние, но оно всегда бываеткратковременным, если только идет вразрез с внушенными идеями расы, т.е.целого ряда предков. Нам еще представится случай не раз вернуться к этому влиянию расы иуказать, как оно велико и как оно преобладает даже в специальных чертах душитолпы. Этим объясняется, например, тот факт, что толпа разных стран имеетбольшие различия в своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиятьодинаковым образом. *2. ТРАДИЦИИ В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы; в нихзаключается синтез расы, всей своей тяжестью давящий на нас. Так как эта высказанная мною мысль еще нова, -- историю же труднопонять без нее, -- я посвятил ей в своем предшествующем труде ("Психологиянародов") четыре главы. Читатель увидит из этих глав, что, несмотря наобманчивую внешность, ни язык, ни религия, ни искусства, одним словом, ниодин из элементов цивилизации не переходит в неприкосновенном виде от одногонарода к другому. Биологические науки претерпели большие изменения с тех пор, какэмбриология показала, какое громадное влияние имеет прошлое на эволюциюживых существ. Такое же изменение произойдет и в исторической науке, когдаидея о влиянии прошлого получит большее распространение. До сих пор еще онанедостаточно распространилась и многие государственные люди проникнуты ещеидеями теоретиков прошлого века, думавших, что общество может порвать сосвоим прошлым и может быть переделано во всех направлениях, если будетруководствоваться светом разума. Народ -- это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, онможет быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственныхнакоплений. Люди руководствуются традициями особенно тогда, когда они находятся втолпе, причем меняются легко только одни названия, внешние формы. Жалеть об этом нечего. Без традиций не может быть ни национальной души,ни цивилизации. Поэтому-то одним из главных занятий человека с тех пор, какон существует было создание сети традиции и разрушение ее после того, какблагодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может бытьцивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса.Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством иизменчивостью, и эта трудность очень велика. Если какой-нибудь народдопустит прочно укрепиться привычкам в течение нескольких поколений, он ужеболее не может измениться и, как Китай, становится неспособным ксовершенствованию. Насильственные революции тут ничего не могут сделать, таккак обломки разорванной цепи либо снова спаиваются вместе, и прошлое опять,без всяких изменений, приобретает свою власть, либо эти обломки остаютсярассеянными, и тогда за анархией вскоре следует упадок. Таким образом, идеал каждого народа состоит в сохранении учрежденийпрошлого и в постепенном и нечувствительном их изменении мало-помалу. Ноэтот идеал очень трудно достижим. Древние римляне и современные англичане --единственные, реализовавшие этот идеал. Именно толпа и является самой стойкой хранительницей традиционных идейи всего упорнее противится их изменениям, -- особенно те категории толпы,которые именуются кастами. Я указывал уже на этот консервативный дух толпы иговорил, что самые бурные возмущения ведут лишь к перемене слов. Имея в видуразрушенные церкви в конце прошлого столетия, казни и изгнания священников иобщее преследование, которым подвергался весь католический культ, можно былодумать, конечно, что старые религиозные идеи потеряли окончательно своювласть. А между тем, прошло лишь несколько лет после этого, и отмененныйкульт был восстановлен вследствие общих требований. Вытесненные на времятрадиции снова вернули свое царство. В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цитированном Тэном, говоритсяоб этом отношении вполне определенно: "Повсеместное празднование воскресного дня и посещение церквейуказывает, что масса французов желает возвращения к прежним обычаям, итеперь не время противиться этой национальной склонности... Огромная массалюдей нуждается в религии, культе и священниках. Ошибка несколькихсовременных философов, в которую я и был вовлечен, заключалась именно в том,что они полагали, будто образование, если оно достаточно распространится внароде, может уничтожить религиозные предрассудки. Эти предрассудки служатисточником утешения для огромного числа несчастных... Надо, следовательно,оставить народной массе ее священников, ее алтари и культ". Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традициинад душой толпы. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не водворцах обитают наиболее деспотические из тиранов. И те, и другие могут бытьразрушены в одну минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашейдуше, ускользают от всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленномудействию веков. *3. ВРЕМЯ В социальных, как и в биологических, проблемах одним из самыхэнергичных факторов служит время. Время является единственным истиннымтворцом и единственным великим разрушителем. Время воздвигло горы изпесчинок и возвысило до степени человеческого достоинства безвестную клеткугеологических эпох. Достаточно вмешательства веков для того, чтобыкакое-нибудь явление подверглось полному изменению. Справедливо говорят, чтомуравей мог бы сгладить Монблан, если б только ему было дано на это время.Если бы какое-нибудь существо получило магическую власть изменять течениевремени по желанию, то эта власть была бы равносильна могуществу, котороеприписывается верующими только Богу. Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мненийтолпы. В этом отношении действие его очень велико, и ему подчиняются такиевеликие силы, как расы, которые не могли бы образоваться без него. Времяспособствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает имсилу и могущество, и время же лишает их и того, и другого. Времяподготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, накоторой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могут бытьосуществимы только в известные эпохи, так как они развиваются и возникаютвовсе не внезапно и не случайно, и корни каждой из них можно найти в оченьотдаленном прошлом. Если наступает расцвет этих идей, значит времяподготовило его. И генезис этих идей становится понятен лишь если мыобратимся к прошлому. Идеи -- это дочери прошлого и матери будущего и всегда-- рабыни времени! Таким образом, нашим истинным властелином является время, и нам надотолько предоставить ему действовать, чтобы видеть перемену во всем. Внастоящий момент нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения иперевороты, которые они, по-видимому, готовят нам. Но время позаботится отом, что бы восстановить равновесие. "Никакой режим не возник в один день,-- говорит Лавосс. -- Политические и социальные организации создаютсявеками. Феодализм существовал в бесформенном и хаотическом виде в течениемногих веков, пока не подчинился известным правилам. Абсолютная монархиясуществовала также многие века, пока не найден был правильныйправительственный режим, -- и во все эти переходные периоды всегда былибольшие смуты". *4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Еще довольно распространена та идея, что учреждения могут служить кисправлению недостатков общества, что прогресс народов является последствиемусовершенствования учреждений и правительств, и социальные перемены можнопроизводить с помощью декретов. Французская революция имела своей исходнойточкой именно эту идею, и современные социальные теории в ней находят точкуопоры. Продолжительный опыт все-таки не в состоянии был серьезно поколебатьэту опасную химеру, и напрасно историки и философы пробовали доказать еенеосновательность. Им, однако, не трудно было бы доказать, что всеучреждения представляют собой продукт идей, чувств и нравов, и что эти идеи,чувства и нравы нельзя так легко переделать посредством одного толькоизменения кодексов. Народ не сам выбирает для себя учреждения, точно так же,как и не сам выбирает для себя цвет глаз и волос. Учреждения и правительства-- это продукт расы, и не они создают эпоху, а эпоха их создает. Народыуправляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века дляобразования какого-нибудь политического режима, и точно так же нужны векадля его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, нидурны, и те, которые хороши для какого-нибудь народа в данную минуту, могутбыть совершенно непригодны для него в другое время. Поэтому-то не во властинарода изменять эти учреждения на самом деле; он может только посредствомнасильственных революций менять название учреждений, но сущность их неизменится. Названия, впрочем, не имеют значения -- это не более как ярлыки,и историк, проникающий в самую суть вещей, не станет обращать на нихособенного внимания. Так, например, самая демократическая страна на свете,Англия, управляется монархическим режимом, между тем в испано-американскихреспубликах, несмотря на существующие там республиканские учреждения,господствует самый тяжелый деспотизм. Судьбы народов определяются иххарактером, а никак не правительствами. В предшествующей своей работе ястарался доказать это яркими примерами. Это признается даже в Соединенных Штатах самыми передовыми изреспубликанцев. Американский журнал "Forum" высказал по этому поводуследующее категорическое мнение, которое я заимствую из "Review of Reviews"за декабрь 1894 года: "Даже самые ярые враги аристократии не должны забывать, что Англия --самая демократическая страна на свете, где наиболее уважаются права личностии где личность пользуется наибольшей свободой". Таким образом, тщательное сочинение конституции представляется совсемненужным и бесполезным упражнением в риторике, так как время и нужда самипозаботятся о том, чтобы выработать подходящую форму конституции, если мыпредоставим действовать этим двум факторам. Именно так поступали англосаксы,как это мы узна?м от великого английского историка Маколея, слова которого,сказанные по этому поводу, следовало бы выучить наизусть всем политикамлатинских стран, доказав, как много добра сделали законы, казавшиеся с точкизрения чистого разума собранием нелепостей и противоречий. Маколейсравнивает разные конституции, погибшие во время волнений латинских народовЕвропы и Америки, с конституцией Англии и говорит, что эта последняяизменялась медленно, частями, под влиянием непосредственной нужды, ноникогда не на основании спекулятивных рассуждений. "Не заботиться осимметрии, -- говорит Маколей, -- но больше всего думать о пользе; неотменять аномалий только на том основании, что это аномалии; не вводитьновое, пока не ощущается чувство неловкости, причем нововведения допускаютсялишь постольку, поскольку они нужны для устранения этого чувства; непереходить за пределы того частного случая, которому надо помочь, -- вотправила, которыми обыкновенно руководствовались наши 250 парламентов современ Иоанна до эпохи Виктории". Надо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, чтобысоставить себе ясное понятие о том, до какой степени они служат выражениемпотребностей расы и уже поэтому не могут быть изменены насильственнымобразом. Можно, например, рассуждать с философской точки зрения опреимуществах и невыгодах централизации, но если мы вспомним, что великаяреволюция, стремившаяся низвергнуть все учреждения прошлого, все-такивынуждена была не только уважать эту централизацию, но даже еще увеличилаее, то поневоле должны будем признать, что это учреждение -- продуктнастоятельной необходимости и что оно составляет одно из условийсуществования народа; поэтому-то нам и приходится пожалеть об ограниченностинекоторых политических деятелей, требующих ее уничтожения. Если бы случайноим удалось достигнуть своей цели, это послужило бы немедленно сигналом кужасной гражданской войне, которая опять-таки привела бы к новойцентрализации, еще более тяжелой, нежели прежняя. Если мы проведем параллель между нынешними глубокими религиозными иполитическими разногласиями, разделяющими различные партии во Франции исоставляющими главным образом расовый вопрос, и сепаратистскими тенденциями,обнаружившимися в эпоху революции и снова заявившими о себе к концуфранко-прусской войны, то увидим, что различные расы, существующие воФранции, далеко не слились между собой. Энергичная централизация иучреждение искусственных департаментов, которые должны были произвестислияние прежних провинций, без сомнения, были самым полезным деломреволюции. Но если бы можно было произвести децентрализацию, о которой такмного толкуют теперь непредусмотрительные люди, то она очень скоро привелабы к самым кровавым раздорам. Не признавать этого -- значит игнорировать всюисторию нашей страны. Из всего вышесказанного мы должны вывести то заключение, что нельзядействовать посредством учреждений на душу толпы. Если мы видим, чтонекоторые страны, например. Соединенные Штаты, достигли высокой степенипроцветания, имея демократические учреждения, в других же, например,испано-американских республиках, господствует самая печальная анархия,несмотря на такие же точно учреждения, то все же тут учреждения нисколько невиноваты ни в величии одних, ни в упадке других. Народы управляютсясвойствами своего характера, и такие учреждения, которые не соответствуютсамым точным образом характеру расы, представляют собой не что иное, какзаимствованные одежды, временное переодевание. Кровавые войны и бурныереволюции не раз возникали и будут возникать с целью ввести учреждения,которым приписывается, как реликвиям святых, сверхъестественная силасоздавать счастье людей. В некотором смысле, конечно, можно было бы сказать,что учреждения действуют на душу толпы потому что они порождают подобныевосстания, но на самом деле тут действуют вовсе не учреждения, так как будутли они побеждены или восторжествуют, они все-таки сами по себе не обладаютникакими качествами. На толпу действуют только иллюзии и особенно слова,химерические и сильные, и мы укажем в скором времени, как велико ихизумительное влияние на толпу. *5. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В первом ряду идей, имеющих преобладающеезначение в какую-нибудь эпоху и обладающих силой, несмотря на свой частоиллюзорный характер и свою немногочисленность, мы должны поставить внастоящее время следующую: образование в состоянии значительно изменитьлюдей и непременно должно улучшить их и даже создать между ними равенство.Путем повторения это уверение сделалось одним из самых непоколебимыхдогматов демократии, и в настоящее время так же трудно касаться его, какнекогда было трудно касаться догматов церкви. Но относительно этого пункта, как и относительно многих других,демократические идеи оказались в полном разногласии с данными психологии иопыта. Многие знаменитые философы, в том числе Герберт Спенсер, без трудадоказали, что образование не делает человека ни более нравственным, ни болеесчастливым и не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей,а иногда даже, если только оно дурно направлено, причиняет более вреда,нежели пользы. Статистики подтвердили этот взгляд, показав нам, чтопреступность увеличивается вместе с обобщением образования или, по крайнеймере, с обобщением известного рода образования. В недавнем своем трудеАдольф Гилльо указывает, что в настоящее время на 1000 необразованныхпреступников приходится 3000 образованных, и в промежуток 50 лет количествопреступников возросло с 227 на 100000 жителей до 552 и, следовательно,увеличилась на 143%. Без сомнения, никто не станет отрицать, что правильно направленноеобразование может дать очень полезные практические результаты, если не всмысле повышения нравственности, то, во всяком случае, в смысле развитияпрофессиональных способностей. К сожалению, латинские народы, особенно втечение последних 25 лет, основали свои образовательные системы насовершенно ложных принципах и, несмотря на слова самых знаменитых людей,таких как Брюль, Фюстель де Куланж, Тэн и др., они продолжают настаивать насвоих печальных заблуждениях. Я указал уже в одной из своих прежних работ,как наша современная воспитательная система превращает во врагов обществатех, кто получил это воспитание, и как она подготавливает последователейсамых худших видов социализма. Главная опасность этой воспитательной системы, вполне справедливоименуемой латинской системой, заключается в том, что она опирается на тоосновное психологическое заблуждение, будто заучиванием наизусть учебниковразвивается ум. Исходя из такого убеждения, заставляют учить как можнобольше, и от начальной школы до получения ученой степени молодой человектолько и делает, что заучивает книги, причем ни его способность крассуждению, ни его инициатива нисколько не упражняются. Все учениезаключается для него в том, чтобы отвечать наизусть и слушаться. "Учитьуроки, -- пишет один из бывших министров народного просвещения, Жюль Симон,-- знать наизусть грамматику или конспект, хорошенько повторять и подражать-- вот забавная воспитательная система, где всякое усилие является лишьактом веры в непогрешимость учителя и ведет лишь к тому, чтобы нас умалить исделать беспомощными". Если бы такое воспитание было только бесполезно, то можно было быограничиться сожалением о несчастных детях, которым предпочитают преподаватьгенеалогию сыновей Клотария, или историю борьбы Невстрии и Австрозии, илизоологические классификации, вместо того, чтобы обучить их в первоначальнойшколе чему-нибудь полезному. Но такая система воспитания представляет собойгораздо более серьезную опасность: она внушает тому, кто ее получил,отвращение к условиям своего общественного положения, так что крестьянин ужене желает более оставаться крестьянином, и самый последний из буржуа невидит для своего сына другой карьеры, кроме той, которую представляютдолжности, оплачиваемые государством. Вместо того, чтобы подготавливатьлюдей для жизни, школа готовит их только к занятию общественных должностей,где можно достигнуть успеха, не проявляя ни малейшей инициативы и недействуя самостоятельно. Внизу лестницы такая воспитательная система создаетцелые армии недовольных своей судьбой пролетариев, готовых к возмущению,вверху -- легкомысленную буржуазию, скептическую и легковерную, питающуюсуеверное доверие к провиденциальной силе государства, против которого,однако, она постоянно фрондирует, и всегда обвиняет правительство в своихсобственных ошибках, хотя в то же время сама решительно неспособнапредпринять что бы то ни было без вмешательства власти. Государство, производящее всех этих дипломированных господ, можетиспользовать из них лишь очень небольшое число, оставляя всех прочих безвсякого дела, и таким образом оно питает одних, а в других создает себеврагов. Огромная масса дипломированных осаждает в настоящее время всеофициальные посты, и на каждую, даже самую скромную, официальную должностькандидаты считаются тысячами, между тем как какому-нибудь негоцианту,например, очень трудно найти агента, который мог бы быть его представителемв колониях. В одном только департаменте Сены насчитывается 20000 учителей иучительниц без всяких занятий, которые, презирая ремесла и полевые работы,обращаются к государству за средствами к жизни. Так как число избранныхограничено, то неизбежно возрастает число недовольных, и эти последниеготовы принять участие во всякого рода возмущениях, каковы бы ни были ихцели и каковы бы ни были их вожди. Приобретение таких познаний, которыезатем не могут быть приложены к делу, служит верным средством к тому, чтобывозбудить в человеке недовольство. Это явление свойственно не только латинским странам; мы можем наблюдатьто же самое в Китае -- стране, также управляемой солидной иерархиеймандаринов, где звание мандарина, так же как у нас, достигается путемконкурса, причем все испытание заключается в безошибочном цитированиинаизусть толстых руководств. Армия ученых, не имеющих никаких занятий,считается в настоящее время в Китае истинным национальным бедствием. То жесамое стало наблюдаться и в Индии после того, как англичане открыли тамшколы не для воспитания, как это делается в Англии, а для того только, чтобыобучать туземцев. В следствие этого в Индии и образовался специальный классученых, бабу, которые, не получая занятий, становятся непримиримыми врагамианглийского владычества. У всех бабу -- имеющих занятия или нет -- первымрезультатом полученного ими образования было понижение уровнянравственности. Этот факт, о котором я много говорил в своей книге "LesCivilizations de L'Inde", констатируется всеми авторами, посещавшими Индию. Вернуться назад теперь, по-видимому, слишком поздно. Только опыт,последний воспитатель народов, возьмет на себя указать нам наши ошибки итолько опыт в состоянии будет убедить нас в необходимости заменить нашискверные руководства, наши жалкие конкурсы профессиональным воспитанием,которое вернет нашу молодежь к полю, мастерским и колониальным предприятиям,избегаемым ею всеми средствами в настоящее время. Это профессиональное воспитание, которого так добиваются теперь всепросвещенные умы, существовало у нас некогда, и народы, властвующие теперьнад миром своей волей, инициативой и духом предприимчивости, сумелисохранить его. Великий мыслитель Тэн ясно доказал в своем замечательномтруде, что прежнее воспитание у нас было почти такое же, какое существует внастоящее время в Англии и Америке, и, проведя замечательную параллель междулатинской и англосаксонской воспитательной системой, он явственно указалпоследствия обоих методов. Быть может, в крайнем случае и можно было быпримириться со всеми неудобствами нашего классического воспитания, хотя быоно и создавало недовольных да выбитых из колеи, если бы поверхностноеприобретение такого множества знаний, заучивание наизусть такого множестваруководств в самом деле могло бы повысить умственный уровень. Увы, это нетак! Рассудок, опыт, инициатива и характер -- вот условия успеха в жизни;книги же этого не дают. Книги -- это словари, очень полезные для наведениясправок, но совершенно бесполезно хранить в своей голове целые длинныеотрывки из них! Насколько профессиональное образование может более классическогосодействовать развитию ума, Тэн объясняет следующим образом: "Идеи образуются только в своей естественной и нормальной среде.Развитию зародыша этих идей способствуют бесчисленные впечатления, которыеюноша получает ежедневно в мастерской, на руднике, в суде, в классе, наверфи, в госпитале, при виде инструментов, материалов и операций, вприсутствии клиентов, рабочих, труда, работы, хорошо или дурно сделанной,убыточной или прибыльной. Все эти мелкие частные восприятия глаз, уха, рук идаже обоняния, непроизвольно удержанные в памяти и тайно переработанные,организуются в уме человека, чтобы рано или поздно внушить ему ту или инуюновую комбинацию, упрощение, экономию, улучшение или изобретение. Молодойфранцуз лишен всех этих драгоценных восприятий, соприкосновения сэлементами, легко усваиваемыми и необходимыми, и притом лишен в самомплодотворном возрасте. В течение семи или восьми лет он заперт в школе,вдали от непосредственного и личного опыта, который мог бы дать ему точное иглубокое понятие о вещах, людях и различных способах обращаться с ними. ...По крайней мере девять из десяти потеряли свое время и труд втечение нескольких лет своей жизни и притом в такие годы, которые могутсчитаться наиболее действенными, важными и даже решающими. Вычтите преждевсего половину или две трети из тех, которые являются на экзамены, т.е.отвергнутых; затем из числа принятых, получивших ученые степени,свидетельства, дипломы, отнимите также половину или две трети -- я говорю опереутомленных. От них потребовали слишком многого, заставив их в такой-тодень, сидя на стуле или перед какой-нибудь картиной, изображать из себя втечение двух часов в присутствии группы ученых живой запас всех человеческихпознаний. Действительно, они были таким вместилищем в течение двух часов вэтот день, но через месяц они уже не в состоянии были бы выдержать сноваэтот экзамен. Приобретенные ими познания, слишком многочисленные и слишкомтяжеловесные, непрерывно исчезают из их ума, а новых они не приобретают.Умственная сила их поколебалась, плодоносные соки ее иссякли; перед намичеловек уже "готовый и часто совершенно конченный. Устроившись, женившись ипокорившись необходимости вращаться в одном и том же кругу, он замыкается вузких пределах своей службы, которую выполняет корректным образом, но далееэтого не идет... Знаменитый психолог указывает нам затем разницу, существующую междунашей системой и системой англосаксов. У этих последних нет такого множестваспециальных школ, как у нас; у них обучают не книги, а сами предметы.Инженер обучается там прямо в мастерской, а не в школе, и это даетвозможность каждому приобрести познания, отвечающие его умственнымспособностям, остаться простым рабочим или сделаться мастером, если он не всостоянии идти дальше, или же стать инженером, если это дозволяют егоспособности. Такой метод, без сомнения, гораздо более демократичен и гораздоболее полезен обществу, чем такой, который ставит всю карьеру 18-ти или20-летнего человека в зависимость от испытания, продолжающегося всего лишьнесколько часов. "В госпитале, на рудниках, на фабрике, у архитектора, у адвокатаученик, поступающий в очень молодых годах, проходит весь курс учения ипрактики, почти так же, как у нас проходит его клерк в конторе или живописецв мастерской. Перед тем, до поступления в учение, он мог пройти ужекакой-нибудь краткий общий курс, который служит основой, на которуюнаслаиваются новые знания. Кроме того у него под рукой часто имеютсякакие-нибудь технические курсы, которые он может посещать в свободные часы,чтобы приводить в порядок вынесенные им из своего ежедневного опытанаблюдения. При таком режиме практические способности ученика увеличиваютсяи развиваются сами собой, как раз в такой степени, какая отвечает егоприродным дарованиям, и в направлении, нужном для --его будущейдеятельности, для того специального дела, к которому он хочет приспособитьсебя. Таким образом, в Англии и Соединенных Штатах юноше очень скоро удаетсяизвлечь всю пользу из своих дарований. В 25 лет, если только в нем нетнедостатка в содержательности и в уме, он уже может быть не только полезнымисполнителем, но даже предпринимателем, не только машиной, но и двигателем.Во Франции, где взяла верх противоположная система, принимающая с каждымпоколением все более и более китайский характер, общая сумма теряемых силочень велика". И великий философ приходит к следующему заключению относительно всевозрастающего несоответствия между нашим латинским воспитанием и жизнью: "Во всех трех стадиях учения -- в детском, отроческом и юношескомвозрасте -- теоретическая и школьная подготовка с помощью книг стала длиннееи обременительнее ввиду экзамена и получения степеней, и дипломов исвидетельств. Это удлинение и отягощение школьных занятий вызываетсяприменением противоестественного режима, выражающегося в откладываниипрактического учения, искусственных упражнений и механического набиванияголовы ненужными сведениями, переутомлением. При этом не принимаются вовнимание последующие годы и обязанности, которые выпадают на долю взрослогочеловека, -- одним словом, ни реальный мир, куда должен вступить юноша, ниокружающее его общество, к которому он должен заранее приспособиться, нижитейские столкновения, к которым юноша должен быть заранее хорошоподготовлен, укреплен и вооружен (иначе он не в состоянии будет ни устоять,ни защищаться), не принимаются в расчет этой системой воспитания. Наши школыне дают своим ученикам такой подготовки, более важной, чем всякая другая, неснабжают его необходимой твердостью здравого смысла, воли и нервов.Наоборот, вместо того чтобы подготовить ученика для предстоящих ему условийжизни, школа лишает его необходимых для этого качеств. Отсюда вытекает то,что его вступление в жизнь, его первые шаги на поприще практическойдеятельности часто сопровождаются рядом неприятных поражений, вызывающих унего чувство огорчения и оскорбления, долго не исчезающее и поройискалечивающее его навсегда. Это тяжелое и опасное испытание; нравственное иумственное равновесие может пострадать от этого и рискует никогда вполне невосстановиться. Разочарование наступает слишком внезапно и бывает слишкомполным; заблуждение было слишком велико и слишком велики будутнеприятности". Это были приблизительно последние страницы, написанные Тэном. Онипревосходно резюмируют результаты долгого опыта великого философа. Я думаю,что они совершенно непонятны, к сожалению, для профессоров нашегоуниверситета, не бывавших за границей. Воспитание -- единственное средство,которым мы обладаем, чтобы несколько действовать на душу народа, и грустнодумать, что во Франции почти нет никого, кто бы мог понять, что нашесовременное воспитание составляет опасный элемент быстрого упадка, и вместотого чтобы развивать нашу молодежь, оно извращает и унижает ее. Полезно было бы сопоставить эти страницы Тэна с наблюдениями,произведенными над воспитательной системой в Америке Полем Бурже, исобранными в его прекрасной книге "Outre-Mer". Признав также, что нашавоспитательная система создает только ограниченных буржуа без инициативы ибез воли или анархистов, -- "два типа, одинаково опасных, -- цивилизованногочеловека, бесплодно вращающегося среди бессильной пошлости, либо увлеченногобезумием разрушения", -- автор приводит сравнения, весьма заслуживающиевнимания. Он сравнивает наши французские лицеи, эти фабрики дегенерации, иамериканские школы, превосходно подготавливающие человека для жизни. Тутможно ясно видеть, какая пропасть существует между действительнодемократическими народами и такими, у которых демократические идеисуществуют только в речах, а не в мыслях. Мы нисколько не удалились от психологии толпы в предшествовавшихстроках. Чтобы понять идеи и верования, гнездящиеся в толпе в настоящуюминуту и готовые завтра же проявиться в полном развитии, надо знать, какготовилась почва для этого. Образование, которое дается молодому поколению вкакой-нибудь стране, позволяет нам предвидеть, какая участь ожидает этустрану. Воспитание, получаемое современным поколением, оправдывает самыемрачные предсказания в этом отношении. Образование и воспитание до некоторойстепени могут улучшить или испортить душу толпы. Необходимо было указать,как действует на нее современная система и как масса равнодушных инейтральных индивидов превратилась постепенно в громадную армию недовольных,готовых повиноваться всяким внушениям утопистов и риторов. В школах-тоименно и подготавливается будущее падение латинских народов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.