Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава третья. ИДЕИ, РАССУЖДЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ



* 1. Идеи толпы. -- Основные и прибавочные идеи. -- Как могутсуществовать одновременно самые противоречивые идеи. -- Превращения, которымдолжны подвергнуться высшие идеи, для того, чтобы сделаться доступнымитолпе. * 2. Рассуждения толпы. -- Идеи, ассоциируемые толпой, только по видумогут представлять последовательность. * 3. Воображение толпы. -- Толпамыслит образами, и эти образы следуют друг за другом без всякой связи. --Толпа особенно восприимчива к чудесному. -- Чудесное и легендарное являютсяистинной опорой цивилизации. *1. ИДЕИ ТОЛПЫ Изучая в первой части этой книги ("Психология народов") роль идей вэволюции народов, мы указали, что всякая цивилизация вытекает из небольшогоколичества основных идей, очень редко обновляемых. Мы представили, как этиидеи утверждаются в душе толпы, с какой трудностью они проникают в нее икакое приобретают могущество после того, как утвердились в ней. Мы видели,как часто великие исторические перевороты вытекают из изменения основныхидей толпы. Я уже достаточно говорил об этом предмете, и потому не буду к немувозвращаться теперь; скажу только несколько слов об идеях, доступных толпе,и о том, в какой форме они усваиваются толпой. Эти идеи можно разделить на два разряда. К первому мы причисляемвременные и скоропреходящие идеи, зародившиеся под влиянием минуты;преклонение перед какимнибудь индивидом или доктриной, например; ко второму-- все основные идеи, которым среда, наследственность, общественное мнениедают очень большую устойчивость, таковы прежние религиозные верования инынешние социальные и демократические идеи. Основные идеи можно представить себе в виде массы вод какой-нибудьреки, медленно развивающей свое течение, тогда как преходящие идеи -- этомаленькие волны, постоянно изменяющиеся и возмущающие поверхность большоймассы вод; эти волны не имеют действительного значения, но более заметны дляглаз, нежели движение самой реки. В настоящее время великие основные идеи, которыми жили наши предки,стали расшатываться; они потеряли всякую прочность, и вследствие этогоглубоко поколебались также и все учреждения, опирающиеся на эти идеи. Мынаблюдаем ежедневно образование мелких преходя- ' щих идей, о которых ятолько что говорил, но весьма немногие из этих идей развиваются далее имогут приобрести выдающееся влияние. Каковы бы ни были идеи, внушенные толпе, они могут сделатьсяпреобладающими не иначе, как при условии быть облеченными в самуюкатегорическую и простую форму. В таком случае эти идеи представляются ввиде образов, и только в такой форме они доступны толпе. Такие идеиобразы несоединяются между собой никакой логической связью аналогии илипоследовательности и могут заменять одна другую совершенно так, как вволшебном фонаре одно стекло заменяется другим рукой фокусника, вынимающегоих из ящика, где они были сложены вместе. Вот почему в толпе удерживаютсярядом идеи самого противоречивого характера. Сообразно случайностям минуты,толпа подпадает под влияние одной из разнообразных идей, имеющихся у нее взапасе, и поэтому может совершать самые противоположные действия; отсутствиеже критической способности мешает ей заметить эти противоречия. Такое явление, однако, не составляет специального свойства толпы; егоможно заметить у многих изолированных индивидов, и не только у первобытногочеловека, но и у всех тех, которые какой-нибудь стороной своего умаприближаются к нему, например, у последователей какого-нибудь резковыраженного религиозного верования. Я наблюдал это явление у ученых индусов,воспитанных в наших европейских университетах и имеющих дипломы. Нанезыблемых основных религиозных или наследственных специальных идей у нихположен был слой западных идей, нисколько не изменивший прежних основ и неимеющий с ними никакой родственной связи. Под влиянием случайностей минуты,те или другие из этих идей выступали на поверхность, вызывая соответствующиепоступки и речи, и один и тот же индивид мог на этом основании представитьсамые резкие противоречия. Впрочем, все эти противоречия больше кажущиеся,нежели действительные, потому что лишь одни только наследственные идеиобладают такой силой в изолированном индивиде, что могут руководить всемиего поступками. Только тогда, когда вследствие скрещивания человек очутилсяпод влиянием различных наследственных импульсов, его поступки на самом делестановятся противоречивыми. Было бы лишне настаивать здесь на этих явлениях,хотя их психологическое значение и очень важно; но я думаю, что нужно покрайней мере десять лет наблюдений и путешествий для того, чтобы их понятькак следует. Идеи, доступные толпе лишь в самой простой форме, для того, чтобысделаться популярными, часто должны претерпеть глубокие изменения. В областифилософских и научных, более возвышенных, идей в особенности можно заметитьглубину изменений, которые необходимы для того, чтобы эти идеи моглипостепенно спуститься до уровня понятий толпы. Изменения эти находятся взависимости от категории и расы, к которым принадлежит толпа, но всегдаимеют упрощающий и понижающий характер. Вот почему, с социальной точкизрения, не существует в действительности идейной иерархии, т.е. более илименее возвышенных идей. Уже одного факта проникновения идеи в толпу ивыражения ее в действиях бывает достаточно, чтобы лишить ее всего того, чтоспособствовало ее возвышенности и величию, как бы она ни была истинна ивелика при своем начале. С социальной точки зрения иерархическая ценность идеи, впрочем, неимеет значения, а принимать во внимание надо только ее последствия.Средневековые мистические идеи, демократические идеи прошлого века,современные социальные идеи нельзя назвать очень возвышенными. С философскойточки зрения нельзя не считать их довольно прискорбными заблуждениями, амежду тем, их роль была и будет очень велика, и они долго будут считатьсясамыми существенными факторами в поведении государств. Но даже когда идея претерпела изменения, сделавшие ее доступной толпе,она все-таки действует лишь в том случае, если посредством известныхпроцессов, о которых будет речь в другом месте, она проникла в областьбессознательного и стала чувством, а на это требуется всегда довольнопродолжительное время. Не следует думать, что идея производит впечатление, даже на культурныеумы, лишь в том случае, если доказана ее справедливость. Легко убедиться вэтом, наблюдая, как мало действуют даже самые непреложные доказательства набольшинство людей. Очевидность, если она очень бросается в глаза, может бытьзамечена каким-нибудь образованным индивидом в толпе, но новообращенный,находясь под властью бессознательного, все-таки очень быстро вер-нется ксвоим первоначальным воззрениям. Если вы увидитесь с ним через несколькодней, то он вам снова представит все свои прежние аргументы и в тех же самыхвыражениях, так как находится под влиянием прежних идей, сделавшихсячувствами; эти-то последние служат глубокими двигателями наших речей ипоступков. В толпе происходит то же самое. Когда посредством известных процессов идея проникает, наконец, в душутолпы, она получает непреодолимую власть над нею и порождает рядпоследствий, которые приходится переносить. Философские идеи, приведшие кфранцузской революции, потребовали целое столетие для того, чтобы укрепитьсяв душе толпы. Известно уже, какую непреодолимую силу они приобрели послетого, как укрепились. Стремление целого народа к приобретению социальногоравенства, к реализации абстрактных прав и вольностей расшатало все троны иглубоко потрясло западный мир. В течение целых двадцати лет народыустремлялись друг на друга, и Европа пережила такие гекатомбы, которые моглибы испугать Чингисхана и Тамерлана. Никогда еще миру не приходилосьнаблюдать в такой степени результаты владычества какой-нибудь идеи. Нужно очень долгое время для того, чтобы идеи укрепились в душе толпы,но не менее времени надо и для того, чтобы они исчезли из нее. Поэтому-тотолпа в отношении идей всегда отставала на несколько поколений от ученых ифилософов. Все государственные люди знают в настоящее время, как многоошибочного заключается в основных идеях, о которых я только что говорил, нотак как влияние этих идей еще очень сильно, то государственные деятеливынуждены управлять согласно принципам, в истинность которых они сами уже неверят более. *2. РАССУЖДЕНИЯ ТОЛПЫ Нельзя утверждать абсолютным образом, что толпа не рассуждает и неподчиняется рассуждениям. Но аргументы, употребляемые ею, и те, которые нанее действуют, принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разветолько на основании аналогии их можно назвать рассуждениями. Рассуждения толпы, несмотря на свое невысокое достоинство, такжеосновываются на ассоциациях, как и рассуждения более возвышенного рода, ноони связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Вних замечается точно такая же связь, как и в идеях эскимоса, знающего поопыту, что лед прозрачен и тает во рту, и выводящего отсюда заключение, чтои стекло, как прозрачное тело, должно также таять во рту; или же в идеяхдикаря, полагающего, что если он съест сердце мужественного врага, то темсамым усвоит себе его храбрость; или в идеях рабочего, подвергавшегосяэксплуатации со стороны своего хозяина и выводящего отсюда заключение, чтовсе хозяйства должны быть эксплуататорами. Ассоциация разнородных вещей, имеющих лишь кажущееся отношение друг кдругу, и немедленное обобщение частных случаев -- вот характеристичные чертырассуждений толпы. Подобного рода аргументация всегда выставляется теми, ктоумеет управлять толпой, и это единственная, которая может влиять на нее.Сцепление логических рассуждений совершенно непонятно толпе, вот почему нами дозволяется говорить, что толпа не рассуждает или рассуждает ложно и неподчиняется влиянию рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи вчтении речи, имевшие огромное влияние на толпу, слушавшую их. Не следует,однако, забывать, что эти речи предназначались именно для того, чтобы увлечьтолпу, а нс для того, чтобы их читали философы. Оратор, находящийся в тесномобщении с толпой, умеет вызвать образы, увлекающие ее. Если он успеет вэтом, то цель его будет достигнута, и двадцать томов речей, всегдапридуманных потом, зачастую не стоят нескольких удачных фраз, произнесенныхв должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить. Считаем лишним прибавлять здесь, что эта неспособность толпы правильнорассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т.е. отличать истинуот заблуждений и имеет определенное суждение о чем бы то ни было. Суждениятолпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннегообсуждения. Но как много есть людей, которые не возвышаются в данном случаенад уровнем толпы! Легкость, с которой распространяются иногда известныемнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в состояниисоставить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях. *3. ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ Как у всех существ, неспособных к рассуждению,воспроизводительная способность воображения толпы очень развита, оченьдеятельна, и очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпыкаким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии или случаепо своей живости почти равняются реальным образам. Толпа до некоторойстепени напоминает спящего, рассудок которого временно бездействует и в умекоторого возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы скоро рассеялисьбы, если бы их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни кразмышлению, ни к рассуждению, не существует поэтому ничего невероятного, аведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее. Вот почему толпа поражается больше всего чудесной и легендарнойстороной событий. Подвергая анализу какую-нибудь цивилизацию, мы видим, чтов действительности настоящей ее опорой является чудесное и легендарное. Вистории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели действительное, инереальное всегда преобладает в ней над реальным. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только кобразам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделатьсядвигателями ее поступков. Театральные представления, где образы представляются толпе в самойявственной форме, всегда имеют на нее огромное влияние. Хлеб и зрелищанекогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего нетребовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился. Ничто так не действуетна воображение толпы всех категорий, как театральные представления. Всязрительная зала испытывает одни и те же эмоции, и если они не превращаютсянемедленно в действия, то это потому что даже самый бессознательный иззрителей не может не знать в данном случае, что он -- жертва иллюзии и чтоон смеялся и плакал над воображаемыми, а не истинными приключениями. Иногда,впрочем, внушенные образами чувства бывают так сильны, что стремятся,подобно обыкновенным внушениям, выразиться в действиях. Много раз ужецитировалась история одного народного театра, где всегда игрались на сценелишь одни только мрачные драмы. Актер, изображавший изменника, подвергалсяпостоянной опасности при выходе из театра, и его должны были охранять, таккак зрители, возмущенные его воображаемыми преступлениями, готовы былирастерзать его. Я полагаю, что это может служить одним из самыхзамечательных указаний умственного состояния толпы и того в особенности, каклегко она поддается внушению. Нереальное действует на нее почти так же, каки реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга. Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются нанародном воображении. Толпу увлекают за собой, действуя главным образом насе воображение. Все великие исторические события -- буддизм, христианство,исламизм, реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма-- являются непосредственным или отдаленным последствием сильныхвпечатлений, произведенных на воображение толпы. Таким образом, всегосударственные люди всех веков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов,всегда смотрели на народное воображение, как на основу своего могущества, иникогда не решались действовать наперекор ему. "Представившись католиком, --сказал Наполеон в государственном совете, -- я мог окончить вандейскуювойну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте, а представившисьультрамонтаном, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мненужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".Никогда еще со времен Александра и Цезаря ни один человек не умел лучшеНаполеона действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том,как бы поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах,речах, во всех своих действиях и даже на одре смерти. Как действуют на воображение толпы -- это мы скоро увидим. Теперь жеограничимся только тем замечанием, что влиять на толпу нельзя, действуя наее ум и рассудок, т.е. путем доказательств. Антонию, например, удалосьвозбудить народ против убийц Цезаря никак не посредством искусной риторики,а посредством чтения его завещания и указания на его труп. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными,не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к нимприсоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа,великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегдапредставлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкиепреступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как быони ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случайили преступление глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их былидалеко не так пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастныхслучаев и преступлений. Эпидемия инфлюэнцы, унесшая несколько лет тому назад в Париже около5000 жертв, очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящаягекатомба не выразилась какими-нибудь явственными образами, и на нееуказывали лишь еженедельные статистические отчеты. Но какой-нибудь другойкрупный несчастный случай, например, падение Эйфелевой башни, причем еслипогибло бы не 5000, а всего 500 человек, но зато единовременно и вобщественном месте, непременно подействовал бы гораздо сильнее навоображение толпы. Предполагаемая гибель одного трансатлантического парохода на том основании, что о нем долгоне получалось известий, сильно поразила воображение толпы, между тем какофициальная статистика указывает, что в одном только 1894 году погибло 850парусных судов и 203 паровых. Эта гибель судов, гораздо более важная, еслисмотреть на нее с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежелигибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатленияна толпу. Из этого следует, что не факты сами по себе поражают народноевоображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.Необходимо, чтобы, сгущаясь, если мне будет позволено так выразиться, этифакты представили бы такой поразительный образ, что он мог бы овладетьвсецело умом толпы и наполнить всю область ее понятий. Кто владеетискусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладаетискусством ею управлять.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.