Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь инженерной психологии с другими науками



 

Инженерная психология развивается в тесном контакте с другими науками. Точно так же результаты инженерно-психологических исследований и разрабо­ток используются на практике совместно с результа­тами, полученными в других науках.

Прежде всего развитие инженерной психологии происходит в тесной связи с развитием психологичес­кой науки в целом. И это не случайно, поскольку без такой связи развитие инженерной психологии невоз­можно. Причем эта связь взаимная. С одной стороны, инженерная психология широко использует данные, полученные в различных отраслях психологии. С дру­гой стороны, инженерно-психологические исследова­ния влияют по принципу обратной связи на многие отрасли психологической науки. Происходит критичес­кое переосмысливание многих вопросов, относящихся к проблемам психических процессов, функций и со­стояний с позиций системного подхода. Последний требует изучения и описания психических явлений исходя из конкретного психологического анализа дея­тельности человека-оператора. В результате этого вскрываются внутренние связи как между компонен­тами изучаемых психологических явлений, так и между ними и управляющими действиями с их количе­ственной оценкой.

Исследуя процессы информационного взаимодей­ствия человека и техники, инженерная психология опирается на методологические принципы, теорети­ческие концепции и схемы, разработанные в общей (теоретической) психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, внимания, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, накопленную в экспе­риментальной психологии.

Большое значение для инженерной психологии имеют данные психофизиологии, раскрывающие фи­зиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных различий между людьми.

Инженерная психология тесно связана с психоло­гией труда, исследующей строение и механизмы пси­хической регуляции трудовой деятельности человека, разрабатывающей на основе таких исследований мето­ды рациональной организации труда, профессиональ­ного обучения, ориентации и подбора специалистов.

Нужно отметить, что первоначально инженерная психология возникла как прикладная ветвь экспери­ментальной психологии и развивалась относительно независимо от психологии труда. Она и называлась прикладной экспериментальной психологией.

| Однако в ходе развития инженерной психологии стало ясно, что она не может ограничиваться только изучением психических процессов, посредством кото­рых человек принимает и перерабатывает информа­цию, поступающую от технических устройств. Возник­ла необходимость изучения трудовой деятельности человека-оператора в целом. В этой связи многие про­блемы психологии труда (профессионального обуче­ния, отбора и др.) стали также и проблемами инженер­ной психологии. Однако инженерная психология рассматривает эти проблемы в специфическом плане: деятельности человека-оператора в СЧМ.

Поскольку современная техника обслуживается, как правило, коллективами людей, инженерная психо­логия обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность, общение и взаимоотношение людей. Но опять-таки она берет социально-психологи­ческие проблемы в специфическом плане: взаимодей­ствия людей в СЧМ.

При решении многих задач профессионального от­бора, обучения и тренировок операторов инженерная психология использует достижения, полученные в педа­гогической психологии и педагогике. В последнее время наметились точки соприкосновения между такими, каза­лось бы далекими друг от друга отраслями психологии, как инженерная и юридическая. Речь идет в данном случае о психологическом анализе и установлении от­ветственности различных лиц за совершаемые операто­ром ошибочные действия (особенно приводящие к неже­лательным последствиям). Причем сказанное относится не только к оперативному персоналу, но и к создателям техники, и организаторам производства [179].

Сравнительно новым и довольно специфическим классом СЧМ являются системы «человек — ЭВМ». Инженерно-психологическое обоснование в таких си­стемах требуется при создании операторского интер­фейса, разработке и отладке программ, организации диалога между человеком и ЭВМ и др. Эти задачи инженерная психология решает с такими довольно новыми направлениями психологической науки, как психология компьютеризации и психология програм­мирования [211].

Являясь наукой, связанной с изучением трудовой деятельности оператора, инженерная психология не может решать свои задачи без связи с другими науками о труде. Так, разрабатывая критерии оценки тяжести и напряженности операторского труда, методы оценки функциональных состояний, решая проблемы утомле­ния и борьбы с монотонней, создания благоприятных условий труда инженерная психология использует дан­ные физиологии труда и гигиены труда. Большое значе­ние инженерная психология имеет при решении задач охраны и безопасности труда. Это обусловлено тем, что анализ причин производственного травматизма показы­вает, что его причинами зачастую являются психологи­ческие факторы. Причем во многих случаях их роль существенно выше, чем роль технических и организа­ционных факторов.

Инженерная психология тесно связана и с науч­ной организацией труда (НОТ). Наряду с данными других психологических наук при решении целого ряда задач НОТ (разработка норм труда, рационализация трудовых приемов, совершенствование условий труда и др.) широко используются и результаты инженерно-психологических исследований и разработок.

Одной из ярко выраженных тенденций развития современного научного знания является интеграция наук, изучающих различные аспекты сложных объек­тов, и комплексный подход к решению важнейших практических задач. Один из таких научно-практичес­ких комплексов, в которые включается инженерная психология,— это эргономика, которая занимается изучением различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации. Наряду с инженерной психо­логией в эргономический комплекс включаются также психология, физиология и гигиена труда, антропомет­рия, биомеханика, техническая эстетика и некоторые другие дисциплины. Круг дисциплин, входящих в этот комплекс, пока еще точно не определен, что создает на пути развития эргономики целый ряд трудностей ме­тодологического характера.

Пока еще нет понятийного аппарата эргономики, нет методов изучения взаимосвязей между ее основ­ными компонентами, имеющими различный характер, нет иерархической системы множественных критери­ев и т. п. Поэтому некоторые авторы считают, что эр­гономика вряд ли пока может рассматриваться как самостоятельная наука [40]. Очевидно, все это затруд­няет также выявление взаимоотношений между инже­нерной психологией и эргономикой. Некоторые авто­ры считают, что инженерная психология является одной из составных частей эргономики [15,38]. Иногда эргономика рассматривается как несколько расширен­ная гигиеническими, антропометрическими и другими сведениями инженерная психология, т. е., по существу, происходит замена одного термина другим [102]. В ря­де случаев инженерная психология трактуется как одна из теоретических основ эргономики [24].

Рис. 1.4. Особенности СЧМ, учитываемые при инженерно-психологическом (прерывистый контур) и эргономическом (сплошной контур) подходе к ее анализу и синтезу (по Ю.Г. Фокину).

 

Интересный взгляд на этот вопрос высказывает Ю.Г. Фокин [186], Он отмечает, что операторской деятельно­стью занимается и инженерная психология» и эргономика. При этом инженерная психология главное внима­ние уделяет оптимизации информационных потоков, изучению процессов переработки информации челове­ком-оператором. Эргономика не вникает столь глубоко в существо психических процессов переработки инфор­мации человеком, уделяя большое внимание учету фак­торов среды, конструированию технических средств, определению результатов функционирования системы (рис. 1.4). Такой взгляд существенно снижает области исследования как в эргономике, так и инженерной пси­хологии. Так, в работах [55,56] отмечается, что эргономи­ческие исследования обязательно должны опираться на фундаментальные исследования психических процессов, свойств и состояний человека. В работах же [58, 59, 68] указывается, что задачами инженерной психологии яв­ляется и учет влияния факторов среды на состояние и работоспособность оператора, определение показателей работы оператора и влияние их на «выходные» характе­ристики СЧМ, большое внимание уделяется разработке инженерно-психологических требований к технике. При таком подходе области исследования эргономики и ин­женерной психологии существенно сближаются, что дает основание не делать между ними существенного различия. [38,77,112]. Близкий к этому взгляд отражает­ся в данном издании.

Сейчас пока еще трудно однозначно сказать, какое из этих мнений является правильным. Важно отметить другое. В любом случае эргономика не подменяет, не заменяет, не поглощает ни физиологию, ни гигиену труда, ни инженерную психологию, никакую другую науку. Включаясь в эргономический комплекс с целью решения тех или иных задач, ни одна из них не теряет своей самостоятельности.

Еще одним научным комплексом является наука управления. В настоящее время повышение «удельно­го веса» социальных и организационных факторов на производстве выдвигает необходимость помимо изуче­ния систем «человек — машина» интенсивно исследо­вать системы «человек — коллектив — техника — сре­да», иначе: «социотехнические системы». На этой основе рождается новый научный комплекс — наука управления. В рамках этого комплекса инженерная психология также не теряет самостоятельности, объе­диняется с экономикой, организацией труда, социоло­гией, социальной психологией и рядом других дисцип­лин, изучающих социотехнические системы. Важное место в этом комплексе занимает психология управле­ния, включающая в себя функционально-структурный анализ организационных систем и управленческой деятельности, психологический анализ построения, эксплуатации и использования в народном хозяйстве АСУ организационного типа (АСУП, ОАСУ и др.), со­циально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов с исследованием психо­логии руководства.

Таким образом, в психологии управления осуществ­ляется переход от «операторской» психологии к анали­зу деятельности проектировщиков и конструкторов АСУ, а также обслуживающего персонала этих систем. Глав­ное здесь — глубокое изучение психологических осо­бенностей, структуры, механизмов управленческих про­цессов, управленческой деятельности в целом.

Из рассмотренного видно, что управленческая дея­тельность выходит за рамки инженерной психологии и не может быть понята без социально-психологического анализа процессов управления. Однако точно так же она не может быть изучена и без инженерно-психологичес­кого анализа социотехнических систем. В этом заключа­ется прямая взаимосвязь инженерной психологии и науки управления (точнее, той ее части, которая отно­сится к психологии управления). Дальнейшее развитие психология управления получила в последнее время, когда в ее рамках возникло новое научное направление — психология менеджмента. Оно ориентировано на пси­хологическое обеспечение эффективной жизнедеятель­ности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Для успешного выполнения своих обязанностей современный менед­жер (от английского menedement — управление) должен обладать серьезными психологическими знаниями, а при работе его в промышленности, транспорте, системах связи в этом комплексе знаний велика роль инженер­ной психологии и психологии труда. Более подробно этот вопрос рассмотрен в последней главе.

Инженерная психология связана также с кибер­нетикой и системотехникой. Системотехника пред­ставляет собой новое научное направление, находя­щееся в стадии формирования. В настоящее время системотехника понимается как техническая наука об общих принципах создания, совершенствования и использования технических систем. Вполне очевидно, что системотехническое проектирование немыслимо без учета человеческого фактора, проектирования операторской деятельности, без других данных инже­нерной психологии,

Кибернетика представляет собой науку об общих закономерностях процессов управления в системах различного характера (живых организмах, технике, обществе). Значение кибернетики для инженерной психологии заключается в том, что она позволяет по­дойти к изучению и описанию с единых позиций таких качественно разнородных составляющих СЧМ, каки­ми являются человек и машина.

Однако при решении инженерно-психологических задач такое рассмотрение человека и машины в СЧМ является не более чем просто методическим приемом, искусственным методом, позволяющим соотносить между собой различные составляющие СЧМ. При этом нельзя, конечно, забывать о специфичности деятель­ности человека, подчиняющейся биологическим и пси­хологическим законам, и работы машины, которая под­чиняется физическим и химическим законам.

Большое значение для инженерной психологии имеет использование математических методов. Это особенно важно в настоящее время, когда становится очевидной проектировочная сущность инженерной психологии. Хорошо известно, что любой проект (а про­ектирование деятельности оператора не составляет, очевидно, исключения) предполагает обязательное использование и получение тех или иных количествен­ных характеристик и соотношении. И здесь не обой­тись без математики. Как известно, К. Маркс считал, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой [23, с. 66]. В нас­тоящее время инженерная психология уже достигла та­кого уровня развития. Математические методы широко применяются для построения моделей деятельности оператора, при планировании и обработке результатов инженерно-психологических экспериментов, при полу­чении количественных оценок деятельности оператора и т. д. Однако правильное применение математических методов невозможно без учета психологических и пси­хофизиологических закономерностей операторской де­ятельности, без опоры на ее содержательную сторону. Поэтому существующие разделы математики не все­гда могут быть просто перенесены в область инженер­ной психологии.

В последние годы усиливаются взаимосвязи меж­ду инженерной психологией и экономикой. Это обус­ловлено развитием техники и технологий, совершен­ствованием системы экономического планирования и управления производством, что открывает мощные резервы роста производительности труда и повыше­ния эффективности производства. Однако они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развития творческой активности человека. Поэтому наряду с резервами, создаваемыми научно-техничес­ким прогрессом, все большее значение на современ­ном этапе приобретают резервы главной производи­тельной силы общества — человека. Возрастает роль психологических факторов как одного из важнейших условий интенсификации экономики [156].

Большая роль в решении данного вопроса принадле­жит инженерной психологии, которая непосредственно включается в процесс совершенствования рыночных от­ношений в нашей стране. Использование ее достижений в общественной практике становится важнейшим усло­вием роста производительности и качества труда, повы­шения эффективности управления народным хозяйством» совершенствования современной техники и технологий, дальнейшего развития системы профессиональной под­готовки и охраны труда, воспитания в процессе труда нового человека [92,94].Все это в конечном итоге опреде­ляет экономическое значение инженерной психологии.

Связь эта взаимная. Широкое внедрение инженер­но-психологических разработок в практику народного хозяйства оказывает существенное влияние на экономи­ческие показатели отдельных подразделений и предпри­ятий. В свою очередь, высокая экономическая эффектив­ность этих разработок способствует более быстрому и широкому их внедрению, возрастанию авторитета науч­ных исследований в области инженерной психологии. Это оказывает существенное влияние на развитие даль­нейших исследований в данной области [169].

Заканчивая рассмотрение междисциплинарных связей инженерной психологии, необходимо остановить­ся на ее месте в системе подготовки современного инженера. Изучение инженерной психологии базиру­ется на некоторых разделах ряда учебных дисциплин.

Знания из области физики необходимы при про­ведении инженерно-психологических измерений и экспериментов, при изучении характеристик анали­заторов человека, при пользовании различного рода измерительными приборами. Математические знания нужны при изучении количественных характеристик деятельности оператора. Политическая экономия спо­собствует правильному пониманию роли и места чело­века при различных способах производства. Без опо­ры на общую теорию надежности затруднено изучение надежности оператора и системы «человек — маши­на». Знание возможностей и принципов построения ЭВМ помогает в изучении вопросов распределения функций между человеком и машиной и моделирова­ния деятельности оператора.

Помимо этого инженерная психология является базой для изучения таких дисциплин по профилю под­готовки студента, как конструирование аппаратуры, техническая эксплуатация, охрана труда и техника бе­зопасности, экономика и организация промышленного производства и др. Для изучения этих дисциплин нуж­ны сведения о характеристиках и возможностях чело­века, его свойствах и состояниях в процессе труда.


Глава II

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.