Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выводы по второй главе. 1. Анализ исследования ценностных ориентаций свидетельствует



1. Анализ исследования ценностных ориентаций свидетельствует, что для подростков, оставшихся без попечения родителей, характерными ценностными ориентациями являются: «красота природы, искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «развлечения», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Для группы же подростков, воспитывающихся в семье, приоритетными являются несколько другие ценности: «жизненная мудрость», «интересная работа», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «независимость», «образованность», «терпимость», «эффективность в делах». Данные результаты были подтверждены статистически. Наличие данных отличий в иерархии ценностей может объясняться отличительной социально-психологической воспитательной средой.

2. Сравнение результатов Фрайнбургского личностного опросника показало различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп в присущих им личностных качествах. По всем шкалам видно, что личностные особенности, в большей степени имеющие тенденцию к дезадаптации присущи подросткам, оставшимся без попечения родителей, особенно это наблюдается по шкалам: раздражительности (24 человека) (p<0,05), застенчивости (19 человек) (p<0,05), и более низкий уровень открытости (8 человек) (p<0,001). Достоверность данных выводов была подтверждена статистически.

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень депрессивности, неуравновешенности и эмоциональной лабильности в обеих группах имеет высокие значения (достоверных различий доказано не было). Причинами этого могут являться особенности подросткового возраста, которые характеризуются подобными реакциями.

3. При изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы.

Наличие тенденции к дезадаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше по шкалам Я-Я, Я-семья, Я-коллектив, Я-школа, чем у подростков контрольной группы.

В данном исследовании, при оценке уровня социально-психологической адаптации, было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, ниже, а тенденция к дезадаптации выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Это было подтверждено статистически.

4. На основании результатов корреляционного анализа, можно утверждать, что существует взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и личностными особенностями подростков, воспитывающихся в интернате, так как статистически значимых взаимосвязей было выявлено шесть. При этом было установлено, что уровень социально-психологической адаптации у таких подростков находится в обратной взаимосвязи с невротичность, спонтанной и реактивной агрессивностью, депрессией, раздражительностью и эмоциональной лабильностью, что свидетельствует о том, чем ниже уровень социально-психологической адаптации, тем более высокие показатели по этим особенностям, и наоборот.

5. На основании полученных результатов была разработана программа социально-психологического сопровождения подростков, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, о том, что психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье, получила свое подтверждение.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования можно сделать заключение: гипотеза о том, что психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье, получила свое подтверждение.Изложенные выше результаты и проведенный анализ позволили сформулировать ряд выводов:

1. К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

2. У детей, оставшихся без попечения родителей, существует очень много проблем как социального, так и психологического плана, основными из которых являются: проблема общения, неадекватный уровень самооценки, проблема эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные проблемы, проблема искажения ценностных ориентаций, что может приводить к асоциальным позициям и поведению, проблема социально-психологической адаптации к условиям жизни;

3. Дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют большого внимания со стороны государства. Анализ проводимой работы позволяет судить о высокой степени защищенности со стороны государства детей, оставшихся без попечения родителей, а также о высоком уровне проводимой работы с детьми группы риска: комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи, подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществление контроля за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказание помощи лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществление защиты прав и интересов детей в судебном порядке.

4. В Республике Беларусь дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью: на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью, также существуют замещающие и патронатные семьи. При отсутствии такой возможности дети передаются в организации для детей-сирот: дом ребенка, детский дом, школа-интернат или в приют.Важно отметить, что семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

5. Основными технологиями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются: опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов в случаях, предусмотренных законом; сопровождение – это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа.Социальная помощь осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство, государственные социальные службы, смешанные службы, учреждения, благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д.Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: финансовое обеспечение, дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд, социально-правовые услуги, психологическая помощь.

6. Анализ исследования ценностных ориентаций свидетельствует, что для подростков, оставшихся без попечения родителей, характерными ценностными ориентациями являются: «красота природы, искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «развлечения», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Для группы же подростков, воспитывающихся в семье, приоритетными являются несколько другие ценности: «жизненная мудрость», «интересная работа», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «независимость», «образованность», «терпимость», «эффективность в делах». Данные результаты были подтверждены статистически. Наличие данных отличий в иерархии ценностей может объясняться отличительной социально-психологической воспитательной средой.

7. Сравнение результатов Фрайнбургского личностного опросника показало различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп в присущих им личностных качествах. По всем шкалам видно, что личностные особенности, в большей степени имеющие тенденцию к дезадаптации присущи подросткам, оставшимся без попечения родителей, особенно это наблюдается по шкалам: раздражительности (24 человека) (p<0,05), застенчивости (19 человек) (p<0,05), и более низкий уровень открытости (8 человек) (p<0,001). Достоверность данных выводов была подтверждена статистически. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень депрессивности, неуравновешенности и эмоциональной лабильности в обеих группах имеет высокие значения (достоверных различий доказано не было). Причинами этого могут являться особенности подросткового возраста, которые характеризуются подобными реакциями.

8. При изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы.Наличие тенденции к дезадаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше по шкалам Я-Я, Я-семья, Я-коллектив, Я-школа, чем у подростков контрольной группы.В данном исследовании, при оценке уровня социально-психологической адаптации, было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, ниже, а тенденция к дезадаптации выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Это было подтверждено статистически.

9. На основании результатов корреляционного анализа, можно утверждать, что существует взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и личностными особенностями подростков, воспитывающихся в интернате, так как статистически значимых взаимосвязей было выявлено шесть. При этом было установлено, что уровень социально-психологической адаптации у таких подростков находится в обратной взаимосвязи с невротичность, спонтанной и реактивной агрессивностью, депрессией, раздражительностью и эмоциональной лабильностью, что свидетельствует о том, чем ниже уровень социально-психологической адаптации, тем более высокие показатели по этим особенностям, и наоборот.

10. На основании полученных результатов была разработана программа социально-психологического сопровождения подростков, оставшихся без попечения родителей.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.