1. Анализ исследования ценностных ориентаций свидетельствует, что для подростков, оставшихся без попечения родителей, характерными ценностными ориентациями являются: «красота природы, искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «развлечения», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Для группы же подростков, воспитывающихся в семье, приоритетными являются несколько другие ценности: «жизненная мудрость», «интересная работа», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «независимость», «образованность», «терпимость», «эффективность в делах». Данные результаты были подтверждены статистически. Наличие данных отличий в иерархии ценностей может объясняться отличительной социально-психологической воспитательной средой.
2. Сравнение результатов Фрайнбургского личностного опросника показало различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп в присущих им личностных качествах. По всем шкалам видно, что личностные особенности, в большей степени имеющие тенденцию к дезадаптации присущи подросткам, оставшимся без попечения родителей, особенно это наблюдается по шкалам: раздражительности (24 человека) (p<0,05), застенчивости (19 человек) (p<0,05), и более низкий уровень открытости (8 человек) (p<0,001). Достоверность данных выводов была подтверждена статистически.
При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень депрессивности, неуравновешенности и эмоциональной лабильности в обеих группах имеет высокие значения (достоверных различий доказано не было). Причинами этого могут являться особенности подросткового возраста, которые характеризуются подобными реакциями.
3. При изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы.
Наличие тенденции к дезадаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше по шкалам Я-Я, Я-семья, Я-коллектив, Я-школа, чем у подростков контрольной группы.
В данном исследовании, при оценке уровня социально-психологической адаптации, было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, ниже, а тенденция к дезадаптации выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Это было подтверждено статистически.
4. На основании результатов корреляционного анализа, можно утверждать, что существует взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и личностными особенностями подростков, воспитывающихся в интернате, так как статистически значимых взаимосвязей было выявлено шесть. При этом было установлено, что уровень социально-психологической адаптации у таких подростков находится в обратной взаимосвязи с невротичность, спонтанной и реактивной агрессивностью, депрессией, раздражительностью и эмоциональной лабильностью, что свидетельствует о том, чем ниже уровень социально-психологической адаптации, тем более высокие показатели по этим особенностям, и наоборот.
5. На основании полученных результатов была разработана программа социально-психологического сопровождения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, о том, что психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье, получила свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования можно сделать заключение: гипотеза о том, что психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье, получила свое подтверждение.Изложенные выше результаты и проведенный анализ позволили сформулировать ряд выводов:
1. К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;
2. У детей, оставшихся без попечения родителей, существует очень много проблем как социального, так и психологического плана, основными из которых являются: проблема общения, неадекватный уровень самооценки, проблема эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные проблемы, проблема искажения ценностных ориентаций, что может приводить к асоциальным позициям и поведению, проблема социально-психологической адаптации к условиям жизни;
3. Дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют большого внимания со стороны государства. Анализ проводимой работы позволяет судить о высокой степени защищенности со стороны государства детей, оставшихся без попечения родителей, а также о высоком уровне проводимой работы с детьми группы риска: комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи, подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществление контроля за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказание помощи лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществление защиты прав и интересов детей в судебном порядке.
4. В Республике Беларусь дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью: на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью, также существуют замещающие и патронатные семьи. При отсутствии такой возможности дети передаются в организации для детей-сирот: дом ребенка, детский дом, школа-интернат или в приют.Важно отметить, что семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.
5. Основными технологиями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются: опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов в случаях, предусмотренных законом; сопровождение – это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа.Социальная помощь осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство, государственные социальные службы, смешанные службы, учреждения, благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д.Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: финансовое обеспечение, дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд, социально-правовые услуги, психологическая помощь.
6. Анализ исследования ценностных ориентаций свидетельствует, что для подростков, оставшихся без попечения родителей, характерными ценностными ориентациями являются: «красота природы, искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «развлечения», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Для группы же подростков, воспитывающихся в семье, приоритетными являются несколько другие ценности: «жизненная мудрость», «интересная работа», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «независимость», «образованность», «терпимость», «эффективность в делах». Данные результаты были подтверждены статистически. Наличие данных отличий в иерархии ценностей может объясняться отличительной социально-психологической воспитательной средой.
7. Сравнение результатов Фрайнбургского личностного опросника показало различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп в присущих им личностных качествах. По всем шкалам видно, что личностные особенности, в большей степени имеющие тенденцию к дезадаптации присущи подросткам, оставшимся без попечения родителей, особенно это наблюдается по шкалам: раздражительности (24 человека) (p<0,05), застенчивости (19 человек) (p<0,05), и более низкий уровень открытости (8 человек) (p<0,001). Достоверность данных выводов была подтверждена статистически. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень депрессивности, неуравновешенности и эмоциональной лабильности в обеих группах имеет высокие значения (достоверных различий доказано не было). Причинами этого могут являться особенности подросткового возраста, которые характеризуются подобными реакциями.
8. При изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы.Наличие тенденции к дезадаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше по шкалам Я-Я, Я-семья, Я-коллектив, Я-школа, чем у подростков контрольной группы.В данном исследовании, при оценке уровня социально-психологической адаптации, было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, ниже, а тенденция к дезадаптации выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Это было подтверждено статистически.
9. На основании результатов корреляционного анализа, можно утверждать, что существует взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и личностными особенностями подростков, воспитывающихся в интернате, так как статистически значимых взаимосвязей было выявлено шесть. При этом было установлено, что уровень социально-психологической адаптации у таких подростков находится в обратной взаимосвязи с невротичность, спонтанной и реактивной агрессивностью, депрессией, раздражительностью и эмоциональной лабильностью, что свидетельствует о том, чем ниже уровень социально-психологической адаптации, тем более высокие показатели по этим особенностям, и наоборот.
10. На основании полученных результатов была разработана программа социально-психологического сопровождения подростков, оставшихся без попечения родителей.