Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей



 

В процессе экспериментального исследования были проанализирована и сравнена иерархия ценностей подростков двух групп. Результаты обследования подростков, воспитывающихся в интернате и семье, по методике М. Рокича представлены в Таблицах П.Г.1 и П.Г.2. Обобщенные результаты представлены в таблицах 2.1 и 2.2.

Из таблиц 2.1 и 2.2 следует: для подростков, оставшихся без попечения родителей, наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивнаяжизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широтавзглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальнойуспешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательныи к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе. Подростки, воспитывающиеся в интернате, стремятся к переживанию прекрасного в природе и в искусстве, к творческой деятельности и мечтают о счастье других: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства воспитания в интернате.

Наименее выраженными у подростков, оставшихся без попечения родителей, являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», «воспитанность». Можно предположить, что трудности,возникающие в социальном взаимодействии подростков, связаны, с трудностями, возникающими в процессе обучения, отсутствием семьи или проживанием отдельно от своей семьи, недостатком искренности, «хороших манер», известно, что данные качества прививаются в семье, а такие дети лишены данной возможности.

У подростков, воспитывающихся в семье, к значимым ценностным ориентациям относятся ценность «жизненная мудрость», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «развлечения» и из целей средств – «высокие запросы», «независимость», «образованность», «эффективность в дедах», «широта взглядов», а также «рационализм», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечениеи социальную успешность, их характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическоемышление. Высокий ранг ценности «интересная работа» указывает на сформированность профессиональной направленности среди этих подростков.

В группу наименее выраженных ценностей добавляются «активная деятельность», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «познание», «свобода», «уверенность в себе», из целей средств – «аккуратность», «честность», «жизнерадостность», «самоконтроль». Это свидетельствует о том, что для них не является приоритетом свобода, изучение и познание нового, а на первое место выходит семья и практическая деятельность, а также отражает специфику возраста, характеризующегося выбором жизненных ценностей.

 

Таблица 2.1 – Общие показатели терминальных ценностей у подростков, воспитывающихся в интернате и семье

        1 Активная деятельная жизнь 2,Жизне иная мудрость 3. Здоровье   4. Интересная работа   5. Красота природы, искусства 6. Любовь   7. Материально обеспеченная жизнь 8. Наличие верных друзей 9. Собственное признание 10. Познание   11. Продуктивная жизнь   12. Развитие   13. Развлечение   14. Свобода   15. Счастливая семейная жизнь 16. Счастье других   17. Творчество   18. Уверенность в себе  
Все 60,00 8,90 9,60 5,03 10,06 12,13 8,47 10,08 6,07 9,93 9.05 10,47 10,20 11,97 9,32 7,52 12,35 10,87 7,60
Контрольная группа 9,10 11,63 5,10 10,83 10,00 10,47 10,93 6,83 9,93 7,23 8,87 10,03 10,70 8,80 10,83 11,30 10,13 7,90
Экспериментальная группа 8,70 7,57 4,97 9,30 14,27 6,47 9,23 5.30 9,93 10,87 12,07 10,37 13,23 5,70 7,80 13,40 13,60 7,30

Таблица 2.2 – Общие показатели инструментальных ценностей подростков, воспитывающихся в интернате и семье

      1 . Аккуратность 2. Воспитанность 3. Высокие запросы 4. Жизнерадостность 5. Исполнительность 6. Независимость 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 8. Образованность 9. Ответственность 10. Рационализм И. Самоконтроль 12. Смелость в отстаивании всего мнения, взглядов 13. Твердая воля 14. Терпимость 15. Широта взглядов 16. Честность 17..Эффективность в делах 18. Чуткость
Все 60,00 7,9 6,60 13,5 7,65 12,07 9,22 11,75 9,87 8,47 9,80 8,20 8,78 8,83 9,40 10,95 6,60 11,65 9,92
Контрольная группа 7,59 6,67 13,17 7.53 11,23 10,60 9,93 11,67 8,70 8,83 7,97 8,57 8,83 10,30 10,60 6,93 12,43 10,03
Экспериментальная группа 7,20 6,53 14,73 7,77 12,90 7,83 13,57 8,03 8,23 10,77 8,43 9,00 8,83 8,50 11,30 6,27 10,87 9,80

Переверни таблицы и неделай никаких разрывов, не должно быть пустого места

 

Для выявлениядостоверностиразличий в ценностных ориентациях между группамииспользовался метод статистической обработки данныхпо t- критерию Стьюдента. В результате статистически значимых различий было выявлено шестнадцать (таблица 2.3).

 

 

Таблица 2.3 – Показатели статистических различий по иерархии ценностей у подростков, воспитывающихся в интернате и семье

Виды ценностей Группы испытуемых
Экспериментальная группа Контрольная группа
М±m
Терминальные ценности  
1.Активная деятельная жизнь 8,70±0,11 9,10±0,14
2.Жизненная мудрость 7,57±0,03** 11,63±0,03**
3. Здоровье 4,97±0,05 5,10±0,09
4. Интересная работа 9,30±0,2* 10,83±0,07*
5. Красота природы, искусства 14,27±0,02*** 10,00±0,22***
6. Любовь 6,47±0,02*** 10,47±0,21***
7. Материально обеспеченная жизнь 9,23±0,10 10,93±0,09
8. Наличие хороших и верных друзей 5,30±0,08 6,83±0,20
9.Общественное признание 9,93±0,10 9,93±0,10
10. Познание 10,97±0,04** 7,23±0,04**
11.Продуктивная жизнь 12,07±0,03** 8,87±0,03**
12. Развитие 10,37±0,10 10,03±0,12
13. Развлечение 13,23±0,04* 10,70±0,04*
14. Свобода 5,70±0,05* 8,80±0,09*
15. Счастливая семейная жизнь 7,80±0,08* 10,83±0,20*
16. Счастье других 13,40±0,11 11,30±0,14
17. Творчество 13,60±0,03** 10,13±0,03**
18. Уверенность в себе 7,30±0,09 7,90±0,15
Инструментальные ценности    
1. Аккуратность 7,20±0,17 7,59±0,13
2. Воспитанность 6,53±0,10 6,67±0,09
3. Высокие запросы 14,73±0,10 13,17±0,12
4. Жизнерадостность 7,77±0,17 7,53±0,13
5. Исполнительность 12,90±0,08 11,23±0,09
6. Независимость 7,83±0,20* 10,60±0,08*
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 13,57±0,03** 9,93±0,03**
8. Образованность 8,03±0,03** 11,67±0,03**
9. Ответственность 8,23±0,10 8,70±0,12

 

Окончание таблицы 2.3

10. Рационализм 10,77±0,03** 8,83±0,03**
11. Самоконтроль 8,43±0,18 7,97±0,10
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 9,00±0,10 8,57±0,12
13. Твердая воля 8,83±0,11 8,83±0,11
14. Терпимость 8,50±0,2* 10,30±0,07*
15. Широта взглядов 11,30±0,10 10,60±0,09
16. Честность 6,27±0,08 6,93±0,20
17.Эффективность в делах 10,87±0,03** 12,43±0,03**
18. Чуткость 9,80±0,10 10,03±0,12

Примечания:

1. *_ достоверность различий при р< 0,05.

2. ** _ достоверность различий при p<0,01.

3. *** _ достоверность различий при р< 0,001.

 

Анализ данных результатов свидетельствует, что для подростков, оставшихся без попечения родителей, характерными ценностными ориентациями являются: «красота природы, искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «развлечения», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм».Для группы же подростков, воспитывающихся в семье, приоритетными являются несколько другие ценности: «жизненная мудрость», «интересная работа», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «независимость», «образованность», «терпимость», «эффективность в делах». Данные результаты были подтверждены статистически. Наличие данных отличий в иерархии ценностей может объясняться отличительной социально-психологической воспитательной средой.

В процессе экспериментального исследования были проанализированы и сравнены личностные особенности двух групп. Результаты обследования контрольной и экспериментальной групп по Фрайнбургскомуличностному опроснику представлены в Таблицах П.Д.1 и П.Д.2.

Для выявления достоверности различий личностных особенности между контрольной и экспериментальной группами использовался метод статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента. В результате статистически значимых различий было выявлено три(таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Показатели статистических различий по Фрайнбургскомуличностному опроснику между экспериментальной и контрольной группами

Личностные особенности Группы испытуемых
Экспериментальная группа Контрольная группа
   
М±m
1.невротичность 6,33±0,10 5,70±0,16
2.спонтанная агрессивность 6,70±0,11 6,00±0,14
3.депрессивность 6,33±0,09 6,10±0,15
4.раздражительность 7,60±0,05* 6,76±0,09*
5.общительность 3,80±0,07 4,66±0,16
6.уравновешенность 5,33±0,17 5,40±0,13
7.реактивная агрессивность 7,30±0,10 6,70±0,09
8.застенчивость 7,07±0,08* 5,76±0,20*
9.открытость 5,43±0,18** 7,27±0,10**
10.эмоциональная лабильность 6,20±0,10 6,17±0,12
       

Примечания:

1. * _ достоверность различий при р< 0,05.

2. ** _ достоверность различий при р< 0,001.

 

Рассмотрим подробнее полученные результаты:

Как видно из данных, представленных на рисунке 2.1, в экспериментальной группе с высоким уровнем невротичности было на 20 % больше детей, что соответствует выраженному невротическому синдрому со значительными психосоматическими нарушениями, которые больше проявляются у подростков, оставшихся без попечения родителей. Средний и низкий уровень невротичности имели 60% подростков, воспитывающихся в семье, и 40% подростков, воспитывающихся в интернате. Однако статистически значимых различий по данной шкале выявлено не было (p>0,05).

Рисунок 2.1 – Уровень невротичности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

По характеристике спонтанная агрессивность (рисунок 2.2) видно, что 70% подростков из экспериментальной группы и 40% контрольной группы имеют высокий уровень по данной шкале, что свидетельствует о повышенном уровне психопатизации, создающей предпосылки для импульсивного поведение, что проявляется почти в 1,8 раза больше у подростков, оставшихся без попечения родителей. А средний и низкие уровень имеют 60% испытуемых контрольной и 30% экспериментальной групп. Таким образом, спонтанной агрессивностью в большей степени обладают испытуемые экспериментальной группы, что можно объяснить особенностями которыми обладает данная категория подростков. Статистически достоверных различий по данной шкале выявлено не было(p>0,05).

 

Рисунок 2.2 – Уровень спонтанной агрессии в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

По шкале депрессивность (рисунок 2.3), которая дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома, высокий уровень имеют 47% испытуемых контрольной группы и 43% экспериментальной группы, что соответствует о наличии этих признаков в их эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к окружающим. Средний уровень по данной шкале имеют 40% подросткам из контрольной группы и 54% экспериментальной группы, что говорит о том, что у них так же есть склонность к данному синдрому. И 13% испытуемых контрольной группы и лишь 3% человек экспериментальной группы не имеют склонности к данному состоянию. То есть подавляющее большинство испытуемых (97% - в экспериментальной, и, 87% подростковиз контрольной группы) имеют высокий и средний уровень депрессивности. Статистически достоверных различий по данной шкале выявлено не было(p>0,05).

 

Рисунок 2.3 – Уровень депрессивности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

Высокий уровень раздражительности (рисунок 2.4) имеют 57% подростков, воспитывающихся в семье, и 80% подростков, оставшихся без попечения родителей, что, как мы видим, почти в 1,4 раза больше проявляется у испытуемых из экспериментальной группы, чем в контрольной, что свидетельствует о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию больше выраженному у испытуемых экспериментальной группы. Эмоционально устойчивыми являются лишь 3% подростков из контрольной группы, низкий уровень раздражительности не выявлен ни у одного испытуемого из экспериментальной группы. Таким образом, подавляющая большинствоподростков, оставшихся без попечения родителей,имеет высокую степень склонности к аффективному реагированию. По данной шкале статистически были выявлены достоверные различия (p<0,05).

Рисунок 2.4 – Уровень раздражительности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

По шкале общительности (рисунок 2.5), которая характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокий уровень имеют 7% подростков из экспериментальной группы и 23% контрольной группы, средний уровень имеют 44% испытуемых контрольной группы и 43% экспериментальной группы, что говорит о большем желании в общении у подростков, воспитывающихся в семье, и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. И низкий уровень по данной шкале имеют 33% испытуемых контрольной группы и 50% экспериментальной группы. Низкий уровень потребности в общении у подростков, воспитывающихся в интернате,можно объяснить особенностями данной категории. Таким образом, в группе подростков, оставшихся без попечения родителей, половина (50%) испытывают значительные трудности в общении, тогда как в контрольной 33%, что тоже достаточно. Статистически достоверных различий по данной шкале выявлено не было(p>0,05).

 

Рисунок 2.5 – Уровень общительности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

По шкале уравновешенности (рисунок 2.6), отражающей устойчивость к стрессовым факторам высокий уровень имеют 23% подростковконтрольной группы и 30% экспериментальной группы, что говорит о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, которая базируется на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Средний уровень имеется у 50% молодых подростков, оставшихся без попечения родителей, и 60% подросткам, воспитывающимся в семье, что так же говорит о высоком уровне уравновешенности как у тех, так и у других испытуемых. Но так же следует отметить, что 20% испытуемых экспериментальной группы не уверены в себе, не активны и являются пессимистами.Статистически достоверных различий по данной шкале выявлено не было(p>0,05).

Рисунок 2.6 – Уровень уравновешенности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

По шкале реактивная агрессивность (рисунок 2.7), которая выявляет наличие признаков психопатизации, были получены следующие результаты: высокий уровень имеют 60% подростков контрольной группы и 70% экспериментальной группы и, средний уровень имеют 37% испытуемых контрольной группы и 30% экспериментальной группы, что говорит нам о высокой тенденции к психопатизации, которая характеризуется агрессивным отношением к окружающим и выраженном стремлении к доминированию, проявляющиеся приблизительно у одинакового числа испытуемых из контрольной и экспериментальной групп. Что является отражением склонности переживаемого ими возрастного периода.Статистически достоверных различий по данной шкале выявлено не было(p>0,05).

Рисунок 2.7 – Уровень реактивной агрессивности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

По шкале застенчивости (рисунок 2.8), которая отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу: высокий уровень имеют 64% подростков экспериментальной группы и 44% контрольной группы и, низкий уровень имеют 3% испытуемых контрольной группы и 33% экспериментальной группы. Полученные данные свидетельствуют о наличии тенденции к тревожности, скованности, замкнутости следствием чего являются трудности в социальном положении. Данные особенности значительно больше присущиподросткам, оставшимся без попечения родителей. По данной шкале статистически были выявлены достоверные различия (p<0,05).

Рисунок 2.8 – Уровень застенчивости в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

Шкала открытости позволяет охарактеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Как видно из рисунка 2.9, высокий уровень открытости имеют 60% испытуемых контрольной группы и 30% экспериментальной группы, и низкий уровень открытости, то есть замкнутости присущ 27% подросткам экспериментальной группы, и, лишь 3% контрольной группы. Наличие замкнутости, закрытости у подростков, оставшихся без попечения родителей, можно объяснить их социальным положением. По данной шкале статистически были выявлены достоверные различия (p< 0,001).

Рисунок 2.9 – Уровень открытости в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

По шкале эмоциональной лабильности (рисунок 2.10), которая характеризуется как неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими, высокий уровень имеют 47% подростков контрольной группы и 47% экспериментальной группы, средний уровень имеют 44% испытуемых контрольной группы и 47% экспериментальной группы, и низкий уровень присущ 6% экспериментальной и 9% контрольной групп. По данной шкале почти нет различий, это можно объяснить особенностями данного возрастного периода(p>0,05).

 

Рисунок 2.10 – Уровень эмоциональной лабильности в экспериментальной и контрольной группах, (% испытуемых от общего количества).

 

Сравнение результатов Фрайнбургского личностного опросника показало различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп в присущих им личностных качествах. По всем шкалам видно, что личностные особенности, в большей степени имеющие тенденцию к дезадаптации присущи подросткам, оставшимся без попечения родителей, особенно это наблюдается по шкалам: раздражительности (24 человека) (p<0,05), застенчивости (19 человек) (p<0,05), и более низкий уровень открытости (8 человек) (p<0,001). Достоверность данных выводов была подтверждена статистически.

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень депрессивности, неуравновешенности и эмоциональной лабильности в обеих группах имеет высокие значения (достоверных различий доказано не было). Причинами этого могут являться особенности подросткового возраста, которые характеризуются подобными реакциями.

Результаты оценки уровня социально-психологической адаптации представлены в таблице 2.5 (первичные результаты в Приложении Е).

 

Таблица 2.5– Показатели статистических различий уровня социально-психологической адаптации и тенденции к дезадаптации между экспериментальной и контрольной группой.

Показатели социально-психологической адаптации и тенденции к дезадаптации Группы испытуемых
Экспериментальная группа Контрольная группа
М±m
Общий уровень социально-психологической адаптации 6,67±1,03* 10,53±0,74*
Я – я 1,50±0,05** 2,20±0,06**
Я-семья 1,73±0,05*** 3,17±0,05***
Я-коллектив 2,20±0,06 2,47±0,04
Я-учеба 2,10±0,07 2,27±0,08
Я-школа 1,70±0,05 1,93±0,06

Примечания:

1. *_ достоверность различий при р< 0,01.

2. **_ достоверность различий при р< 0,05.

3. ***- достоверность различий при р< 0,001.

 

При изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации были получены следующие данные, представленные в таблице 2.6 (см. приложение Е).

 

Таблица 2.6– Интегральная оценка уровня социально-психологической адаптации, человек, %

Уровень социально-психологической адаптации. Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во человек. % Кол-во человек. %
Высокий 18 человек 60% 9 человек 30%
Удовлетворительный 9 человек 30 % 6 человек 20%
Умеренно сниженный 2 человека 7% 7 человек 23 %
Значительно сниженный 1 человек 3% 6 человека 20%
Выраженнаядезадаптация   2 человека 7%

 

Как видно из данной таблицы, интегральная оценка уровня социально-психологической адаптации является высокой у 18 человек контрольной группы и у 9 человек экспериментальной группы, что говорит о том, что подростки, воспитывающиеся в семье, быстрее приспосабливаются к новым условиям, к новым людям, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей.

Умеренно сниженный уровень социально-психологической адаптации имеют 9 подростков экспериментальной и 6 подростков контрольной группы. Это говорит нам о проблемах в адаптации, которые опять же больше проявляются у подростков, оставшихся без попечения родителей, о проблемах их приспособления к меняющимся условиям внешней среды.

Умеренно сниженный уровень социально-психологической адаптации имеют 2 человека контрольной и 7 человек экспериментальной группы.

Значительно сниженный уровень социально-психологической адаптации наблюдается у 6 человек экспериментальной группы, и лишь у 1 человека из контрольной группы.

И, наконец,выраженнаядезадаптация проявляется у 2 подростков,оставшихся без попечения родителей, у подростков же, воспитывающихся в семьях, данный показатель, выраженная дезадаптация, отсутствует.

Таким образом, мы видим, что при изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы. И значительное количество подростков, оставшихся без попечения родителей, имеют низкий уровень социально-психологической адаптации, и, даже выраженнуюдезадаптацию. Что можно объяснить тем, в каких условиях, в какой психологической атмосфере они проживают. При изучении уровня социально-психологической адаптации статистически были выявлены достоверные различия (p< 0,01).

При изучении дифференциальной оценки социально-психологической адаптации по 5 шкалам, была выявлена тенденция к дезадаптации по следующим шкалам (см. таблица 2.7, рис. 2.13)

 

Таблица 2.7 – Значимые тенденции к дезадаптации, человек, %.

Шкала Контрольная группа Экспериментальная группа
1.Я –я 10 человек, 33 % 24 человека, 80%
2.Я – семья 7 человек, 23% 22 человека, 73%
3. Я – коллектив 7человек, 23% 15 человек, 50%
4.Я – учеба 6 человек, 20% 11 человек, 37%
5.Я - школа 10 человек, 33% 11 человек, 37%

 

Как видно из данной таблицы, наличие тенденций к дезадаптации значительно выше у подростков, воспитывающихся в интернате, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Детальный анализ тенденции к дезадаптации представлен на рис. 2.11.

 

 

Рисунок 2.11 - Количественное распределение подростков по основным проявлениям дезадаптации, человек.

 

По первой шкале Я-Я (рисунок 2.11), то есть отношение к себе, была выявлена значимая тенденция к дезадаптации: выявлена у 10 подростков из контрольной группы, и 24 подростков из экспериментальной. Как видно у подростков из экспериментальной группы в 2,5 раза больше, чем у подростков контрольной группы наблюдается тенденция к дезадаптации по данной шкале. По данной шкале были выявлены статистически достоверные различия (p<0,05).

По шкале Я-семья (рисунок 2.11) были получены следующие результаты: тенденция к дезадаптации значительно выражена у 22 подростков экспериментальной группы и лишь у 7 человек контрольной группы. Как видно по результатам исследования у подростков, оставшихся без попечения родителей, в три раза больше, чем у подростков, воспитывающихся в семье, имеются проблемы с членами семьи, что можно объяснить их положением. То есть, проблемы во взаимоотношениях с семьей имеются в значительной мере в экспериментальной группе испытуемых. По данной шкале были получены статистически достоверные различия (p<0,001).

По третьей шкале Я-коллектив (рисунок 2.11) были получены следующие данные: у 7-ти подростков контрольной и у 15 подростков экспериментальной группы имеется тенденция к дезадаптации по данной шкале, то есть у данного количества подростков имеются серьезные проблемы с вживанием в коллектив, с отношением в коллективе, в группе сверстников. Как видно по данной шкале опять же у подростков, оставшихся без попечения родителей, больше, чем у подростков из контрольной группы выражена тенденция к дезадаптации по данной шкале. Статистически достоверных различий по данной шкале также выявлено не было (p>0.05).

Четвертая шкала Я-учеба (рисунок 2.11), которая отражает отношение к содержанию учебы, видно, что здесь тенденция к дезадаптации у подростков экспериментальной группы (11человек), в 2 раза выше, чем у подростков контрольной группы (6 человек). Статистически достоверных различий по данной шкале также выявлено не было (p>0.05).

По пятой шкале Я-школа (рисунок 2.11), которая позволяет нам оценить отношение к условиям и режиму учебы, тенденцию к дезадаптации имеют 10 подростков контрольной, 11 человек из экспериментальной группы. Что указывает нам на то, что проблемы с социально-психологической адаптации имеются у подростков из обеих групп. Статистически достоверных различий по данной шкале также выявлено не было (p>0,05).

Таким образом, мы видим, что при изучении интегральной оценки уровня социально-психологической адаптации большее количество подростков контрольной группы имеют высокий уровень адаптации и соответственно лучше адаптируются к новым условиям, чем подростки экспериментальной группы.

Наличие тенденции к дезадаптации у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше по шкалам Я-Я, Я-семья, Я-коллектив, Я-школа, чем у подростков контрольной группы.

В данном исследовании, при оценке уровня социально-психологической адаптации, было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации уподростков, оставшихся без попечения родителей, ниже, а тенденция к дезадаптации выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье. Это было подтверждено статистически.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.