Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-психологическая деятельность социального работника с детьми, оставшимися безпопечения родителей



 

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом [38, с. 81].

Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса и п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Беларусь», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству [23, с. 205].

Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст.12–123,125,140,142,145,147,150–151 и др.), в ГК (ст.31–41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Республики Беларусь), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности [11, с. 105].

Семейный кодекс (п.1 ст.121) не допускает деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей) [11, с.106].

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей [19, с. 212].

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение [11, с. 106].

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Республики Беларусь формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Республики Беларусь.

С учетом семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона [11, с. 105].

Разработана и существует модель социализации и семейной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Эта модель социальной помощи реализуется поэтапно.

Первый этап является основным, так как в период проживания в детском доме (школе-интернате), реализуется основные программысоциализации и семейной реабилитации ребенка. Основная цель этапа сводится к адаптации детей к новым формам семейного воспитания и создание из детского сиротского сообщества «семью коллективного типа». Это необходимо, в первую очередь, для обогащения жизненного, семейного опыты ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучной семьи (на примерах взаимоотношений, ведения хозяйства, устройства быта, приобщения к духовным ценностям, традициям, практическим умениям и навыкам). На данном этапе ребенка учат самостоятельному ведению домашнего хозяйства в условиях городской квартиры и сельского дома; способствуют освоению новых социальных ролей и расширению социального опыта – помощника старшему в семье, помощника младшему в семье, роль самостоятельного человека. Здесь формируется социально-нравственная устойчивость к неблагоприятной внешней социальной и родственной среде.

Второй этап данной модели социальной помощи называется переходным или его можно назвать этапом продолженной опеки, когда выпускники детского дома (школы-интерната) делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллектива и участниками программ. Выбор делает сам выпускник. Основная цель данного этапа сводится к сохранению у выпускников социально-нравственного здоровья в условиях переходного периода к самостоятельной жизни. И здесь немало важно создать условия поддержания установленных связей в среде детского дома (школы-интерната); продолжить работу по установившимся формам общения в рамках программы семейной реабилитации; оказывать консультативную социально-правовую поддержку выпускников для полноценной адаптации кновым условиям жизни.

Третий этап – заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования, получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности, для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи. На данном этапе основной целью социальной помощи в социализации и семейной реабилитации является поддержка выпускников в сложных жизненных обстоятельствах. И здесь работа может включать в себя: посещение выпускников по месту жительства; оказание консультативной социально-правовой поддержки; работа с будущими мамами и молодыми семьями.

Как показывает опыт работы по данной модели социализации и семейной реабилитации детей-сирот, выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыми наставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительный этап и начало самостоятельной жизни, а следовательно более подготовлены к самостоятельной жизни и к созданию новой семьи [30, с.55–56].

Еще одной формой социальной помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов является, так называемые семейная модель воспитания и социализации детей вне семьи. Свое выражение она находит в практике приглашения детей в дома сотрудников детского дома – в «гостевую семью». Как правило, это осуществляется выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. Благодаря данной форме социальной работы у детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками.

Также в рамках семейной модели воспитания и социализации детей-сирот реализуются проекты, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами. Кроме того, осуществляется помощь выпускникам в связи с рождением ребенка. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни, что позволяет уменьшить вероятность повторения судьбы своих родителей [45, с. 48].

Безусловно, огромную роль в подготовке к будущей семейной жизни выпускников детских домов и интренратных учреждений играет социально-психологическая и социально-педагогическая помощь. Но также немало важную роль в подготовке детей-сирот и выпускников интернатных учреждений к созданию их будущей семьи играет и материальная сторона. Ибо сегодня огромное количество молодых людей решаются на создание семьи только при наличии некой материальной базы (постоянной работы, жилья и др.). В случае детей-сирот за данную сторону социальной помощи отвечает социальное обеспечение и социальная защита [43, с. 35].

Помимо социальной составляющей проблем детей, оставшихся без попечения родителей, существует большой спектр и психологических проблем, решение которых также входит в компетенцию социального работника.

М.И. Буянов, З.И. Гарбузов, Титова С.В. и ряд других авторов писали о том, что семьи, в которые взяли под опеку несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке. В таких семьях часто возникает эмоционально и психологически напряженная атмосфера для ребенка, он страдает от того, что попал в зависимость от незнакомых ранее людей. Ребенок несчастен, поскольку испытывает горечь от утраты близких, его сознание заполняют добрые воспоминания о раннем детстве в родной семье. Он похож на раненого зверька, который вынужден быстро повзрослеть, чтобы спастись и выжить. Такие дети нуждаются в дополнительном профессиональном психологическом и социальном сопровождении: консультировании и практической поддержке [27, с.15].

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека [8,с.14].

Главный метод помощи таким семьям – сопровождение.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение – это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом, ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях или опекунах, а не на специалистах.

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение – это:

- во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

- во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой –это создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;

- в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем [29,с.38].

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

- диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

- отбор и применение методических средств;

- анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Принципами работы с семьями, воспитывающими детей оставшихся без попечения родителей, определяются: презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); индивидуально-дифференцированный подход (адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность организации оказывающей помощь в течение всего периода адаптации ребенка); доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников; уважение норм и ценностей семьи; ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; адекватное показаниям использование различных методов в работе социального работника [42,с.65].

В деятельности специалиста по социальной работе определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-психологическая работа в семье) [13,с.66].

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются специалисты по социальной в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами) [17,с.57].

Алгоритм работы социального работника с семьей, воспитывающей детей, оставшихся без попечения родителей:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий данной семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями и детьми, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин возникших проблем семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения.Центр социальной реабилитации детей и подростков, СПЦ с приютом, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории [17,с.79].

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», изучение продуктов детской деятельности) [17,с.121].

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение. Здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

Особое внимание обращается на деятельность психолога по проблемедетей-сирот.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Согласно этой идее, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам [43,с.78].

Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе – и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту. Разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.

Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.

Эффективность терапии искусством с детьми-сиротами объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.

Цели игровой терапии – помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.

Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Развитие коммуникативных навыков, используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.

Сенсорно-перцептивное развитие детей способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности воспитанников [43,с.98].

Таким образом, основными технологиями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются: опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов в случаях, предусмотренных законом; сопровождение– это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа.

Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы – государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры.

Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д.

Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: финансовое обеспечение, дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд, социально-правовые услуги, психологическая помощь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.