Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие категории дети, оставшихся без попечения родителей, их проблемы и особенности развития



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Выполнила

студента 5-го курса

специальности «Социальная работа» ________________Т.И. Бибко

 

Научный руководитель

кандидат медицинских наук _________________Н.В. Мигаль

 

 

Рецензент

старший преподаватель __________________Н.П. Благенкова

 

 

Ответственный за нормоконтроль __________________Т.А. Шолупенко

 

Минск, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы социально-психологической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей.. 7

1.1 Понятие категории дети, оставшихся без попечения родителей, их проблемы и особенности развития. 7

1.2 Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 14

1.3 Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 20

1.4 Социально-психологическая деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей. 23

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, разработка программы социально-психологического сопровождения.. 35

2.1 Методология исследования и его проведение. 35

2.2 Исследование психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей. 39

2.3 Корреляционный анализ взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных особенностей подростков, воспитывающихся в интернате. 57

2.4 Разработка программы социально-психологического сопровождения. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Многофакторный личностный опросник FPI 72

ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник социально-психологической адаптации. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики ценностных ориентаций. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ ДРезультаты диагностики личностных особенностей подростков 86

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Программа социально-психологического сопровождения подростков, оставшихся без попечения родителей. 94

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования.Социально-экономический кризис, нарастающие тенденции разрушения нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления поставили задачу интеграции детей в общество как одну из наиболее приоритетных национальных проблем. На фоне неблагоприятной демографической ситуации многиесемьи распадаются. Все чаще появляются «ненужные» дети у несовершеннолетних мам.

К началу 2010 года в Республике Беларусь насчитывалось более 32 тысяч несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Из них – 13,5 тысяч воспитываются непосредственно в государственных учреждениях интернатного типа, около 14,5 тысяч растут в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа и детских деревнях. Остальные находятся на государственном обеспечении в профессионально-технических учреждениях, среднеспециальных учебных заведениях и высших учебных заведениях. К настоящему времени в Республике Беларусь насчитывается 193 детских интернатских учреждения, которые, к сожалению, не пустуют.[12, с. 8].

Практика показала негативный эффект воспитания в сиротских учреждениях для психического развития ребенка и его социальной адаптации. В 2015 году в Республике Беларусь собираются закрыть все интернатные учреждения для сирот. Но пока проблема развития личности ребенка, воспитывающегося без родителей, остается актуальной для нашей страны.

Доказано, что пребывание в учреждениях интернатного типа, воспитание вне семьи негативно сказывается на психическом развитии ребенка, его эмоциональном благополучии. Дети-сироты отличаются низкими коммуникативными навыками, высоким уровнем тревожности, агрессивности, специфическими ценностями, а также низким уровнем социально-психологической адаптации [12, с. 9]. Именно изучение психологических особенностей таких детей играет важную роль в их воспитании.

Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Штанова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Лисина М. И., Мухина В. С., Прихожан А. Н., Смирнова Е. О., Сидорова Л. Н., Дубровина И. В., Минкова Э. А., Бардышевская М. К. и многих других.Изучение психологических особенностей играет важную роль в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей.

Также проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей глубоко изучены и представленыв нормативно-правовых документах:

1. Семейный кодекс Республики Беларусь;

2. Конституция Республики Беларусь;

3. Кодекс о браке и семье;

4. Жилищный кодекс;

5. Гражданский кодекс;

6. Конвенция о правах ребенка;

7. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Республики Беларусь»;

8. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: содержится в социально-психологическом анализе особенностей личности детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическое значение полученных результатов сводится к возможности разработки программ социально-психологического сопровождения и развития личности ребенка в условиях интернатного учреждения.

Цель дипломнойработы – изучить социально-психологическую деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели дипломнойработы были определены следующие задачи:

1. Проанализировать проблемы социально-психологической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей.

2. Изучить категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» и их психологические особенности.

3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Провести корреляционный анализ взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей.

5. Разработать программу социально-психологического сопровождения.

Объектом исследования сталидети и подростки, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования выступило влияниестатуса «сироты» на формирование психологических особенностей ребенка.

Гипотеза исследования: психологические особенности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье.

Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач:

анализ литературы по проблеме исследования,

анализ и обобщение исследований личностных особенностей подростков,

изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций подростков,

валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) «Фрайбургский личностный опросник», опросник социально-психологической адаптации (ОСПА)),

сравнительный анализ данных,

методы статистической обработки результатов.

В процессе изучения литературы по теме: «Социально-психологическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей», было выстроено экспериментальное исследование с использованием следующих методов:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературныеисточники являются основанием для ретроспективного и проспективного анализа рассматриваемой проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные идискуссионныеположения, для первичного представления об актуальности проблемы и путях ее решения.

2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностьюпонимают метод, который всегда и везде должен применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации полученных показателей.

3.Методы наблюдения и опроса.

4.Методы сравнительного анализа данных.

5. Метод статистической обработки результатов.

Данная дипломная работа включает в себя введение, две главы собственных результатов исследования, заключение, список использованных источников, приложения. Полный объем составляет 62 страницы. Список использованных источников содержит 45 наименований.

ГЛАВА 1
Теоретический анализ проблемы социально-психологической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей

 

 

Понятие категории дети, оставшихся без попечения родителей, их проблемы и особенности развития

 

В соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 30 июня 2004 г. № 1012-П2/VIII детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К данной категории относятся также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей, уклонением родителей от воспитания детей и пр.

По мнению Мардахаева Л.В., детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Духовные качества личности не могут формироваться спонтанно.Эти качества создаются в условиях родительской любви. Именно семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других [7, с. 14].

Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир.Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, происходящими на протяжении XX века, а именно последствия трех разрушительных войн (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), терроров 20–30-х годов [31, с.132].

Назвать причины современного сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако,Штинова Г.Н. в соавторстве с Галагузовой М.А. и Галагузовой Ю.Н. выделяют по крайней мере три причины такого явления: во-первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. По последним данным, которых насчитывается около 10 тыс. человек [28, с. 158].

Одна из приоритетных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье, которые зафиксированы в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Республикой Беларусь [28, с.160].

Рассмотрим краткую характеристику детей разных возрастов, которые остались без попечения родителей. Анализ литератур по этой проблеме показал довольно подробные исследования учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др.

Таким образом детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей и находящихся в детских домах, характерны следующие проблемы: недостаток внимания со стороны взрослых; особенности общения со сверстниками и взрослыми; проблемы со здоровьем и получения образования, а также материальные проблемы.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях М.И. Лисиной, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные различия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это объясняется тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых.Общение взрослых в детских домах скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерна сменаработающих взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей [21, с.59].

По мнению, В. С. Мухиной [26, с. 36]для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ученые выявили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я» [9, с. 64–65].

Для подростков характерны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, иждивенчество, привычка жить по указке других, сложности во взаимоотношениях, нарушения самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудностей в овладении учебным материалом, проявления грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различные формы делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека [10, c. 184].

Отечественными психологами были выделены основные группы главных интересов подростков [20, c. 119]. К ним относятся:

- эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

- доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее;

- доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте прослеживаются в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношении с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы). Подростки начинают вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства.

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность – задержка психического и психосоматического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны, такие явления, как токсикомания, наркомания, сексуальные нарушения [6, с. 120].

Как отмечает Сидорова Л.Н., наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные – получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

В связи с «государственным» воспитанием, у детей, оставшихся без попечения родителей, образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальнаядезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стали уже приметой времени, судебные иски в отношении руководителей и воспитателей детских домов или интернатов в связи с применением физических наказаний, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности [13, с. 110].

Учеными А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой выделены определенные социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. Эти особенности обусловливает развитие девиантного поведения у детей в детском доме. К ним относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности [34, с.31].

До окончания школы дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в одном закрытом пространстве (детском учреждении) и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанники. Слишком много фактов говорят о том, что неуспешная адаптация связана как с жизненными установками самого ребёнка, так и с отношением к нему со стороны общества. Отношение таково, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни [18, с. 86].

В связи с эти проблемы, детей оставшихся без попечения родителей, не решаются.

Итак, характеристики образа «Я» подростков, растущих вне семьи, отличаются по ряду существенных параметров:

1) ориентация на внешнее окружение, на приспособление (интернат);

2) стабильность образа Я»» в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей от 7 к 9 классу (интернат);

3) несоответствие некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам (интернат).

Проблема даже не в том, что образ «Я» развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, чем у подростков, растущих в семье [41, с. 26].

Изменение социальной позиции, начало полового созревания, и резкие сдвиги физического развития обуславливают возникновение чувства взрослости, которое является центральным психологическим новообразованием подросткового возраста. Это вызывает переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые, что усложняет структуру личностных смыслов и комплекс личностных свойств подростка. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему ценностно-смысловых ориентаций различного рода нравственных качеств. Таким образом, на этой стадии развития личностные смыслы начинают генерализоваться в личностных чертах и обуславливать поведение [15, с. 46].

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов приводится сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития сверстников, растущих в семьях замедленными темпами психического развития, рядом негативных особенностей:

- низкий уровень интеллектуального развития;

- бедная эмоциональная сфера и воображение;

- позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [25, с. 92].

Всего выделяют несколько групп особенностей, присущих группе детей, оставшихся без попечения родителей:

Медико-биологические особенности: повышенная заболеваемость инфекционными заболеваниями, травмы, наследственная отягощенность, неполноценное питание, не оказание медицинской помощи, отставание в психическом и физическом развитии, низкий иммунитет, ребенок открыт к любой инфекции.

Социально-экономические особенности: неудовлетворительные материально-бытовые условия, тяжелое материальное положение, алкоголизм родителей, отказ от ребенка, судимость родителей, лишение родителей родительских прав.

Психологические особенности: формирование ригидных установок, практически нет адаптации к окружающему миру, возможна подверженность психологическому, физическому или сексуальному насилию, агрессия, замкнутость, заниженная самооценка, подавленное состояние, ощущение ненужности.

Педагогические особенности: педагогическая запущенность, ошибки в воспитании, проблемы той среды, в которой ребенок воспитывается, задержка в развитии, языка, речи, трудности в учебе, в общении [36, с. 59–60].

Как отмечают психологи и педагоги дети-сироты характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:

• неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

• низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

• слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

• потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

• неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

• несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

• несформированность жизненных планов, искажение ценностных ориентаций, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения), что может приводить к асоциальным позициям и поведению;

• низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

• склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты;

• низкий уровень социально-психологической адаптации к условиям жизни, как в интернате, так и в приемной семье[44, с. 11–12].

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

- у детей, оставшихся без попечения родителей, существует очень много проблем как социального, так и психологического плана, основными из которых являются: проблема общения, неадекватный уровень самооценки, проблема эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные проблемы, проблема искажения ценностных ориентаций, что может приводить к асоциальным позициям и поведению, проблема социально-психологической адаптации к условиям жизни;

- проблема детей, оставшиеся без попечения родителей, требуют большого внимания со стороны общества и государства.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.