Методические указания по выполнению домашней контрольной работы, программа изучения дисциплины, экзаменационные материалы
для учащихся заочного отделения
по специальности
«Экономика и организация производства»
Минск, 2011
Разработала Е.М. Харук, преподаватель специальных экономических дисциплин УО МГМК
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальных экономических дисциплин
Протокол № __ от «__» _________ 20__ г.
Председатель цикловой комиссии С.А. Еськова
Содержание
1 Общие положения
2. Требования к уровню знаний и умений студентов
3 Содержание изучения дисциплины «Статистика»
4 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Статистика»
для специальности «Экономика и организация производства»
Список рекомендуемой литературы
1 Общие положения
Эффективная подготовка специалистов высокой квалификации в области экономических дисциплин требует развития у учащихся творческого мышления, основных навыков исследовательской и аналитической деятельности. В связи с этим учебным планом подготовки специалиста по специальности «Экономика и организация производства» предусмотрено выполнение домашней контрольной работы по дисциплине «Статистика».
Методические указания по дисциплине «Статистика» предназначены для изучения данной дисциплины и содержат задание на домашнюю контрольную работу и методические рекомендации по их выполнению для учащихся заочного отделения, а также представлено содержание изучения курса в соответствии с типовой учебной программой, в которой прослеживается логическая последовательность изучения тем курса, экзаменационные вопросы и перечень практических заданий.
Домашняя контрольная работа является самостоятельным исследованием определенной темы в пределах программы курса, составленной в соответствии с требованиями государственного стандарта. При выполнении работы учащиеся должны ознакомиться с современными теоретическими представлениями по данной проблематике, а также уметь применять теоретические знания на практике.
Контрольная работа - важное средство подготовки будущих специалистов, дающее навыки подбора и анализа научной литературы по теме, подготовки соответствующих выводов и рекомендаций, позволяющее овладеть методологией проведения исследования, обобщения и логического изложения материала.
Общими требованиями к контрольной работе являются: целевая направленность, четкость структуры, логическая последовательность изложения материала, полнота изложения вопросов, убедительность аргументации и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов, грамотное оформление в соответствии с требованиями.
В результате изучения курса учащийся должен быть теоретически подготовлен к активной творческой и профессиональной деятельности в области денежно-кредитных отношений в условиях рыночной экономики.
Требования к уровню знаний и умений студентов
Целью преподавания курса "Статистика" является подготовка специалистов, владеющих методами сбора, научной обработки и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах, происходящих в обществе на различных его уровнях – в целом по стране, по регионам, отраслям и секторам экономики.
Студенты должны понимать необходимость и полезность статистики в описании и анализе количественных характеристик объема, структуры, динамики и взаимосвязи экономических явлений и процессов в непосредственной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
Студенты должны знать:
· научные принципы организации статистических служб, организацию государственной статистики и основные направления ее реформирования в современной РБ;
· принципы и методы сбора, обработки и наглядного представления статистической информации;
· сущность обобщающих статистических показателей – абсолютных, относительных и средних величин, показателей вариации, дифференциации и концентрации;
· способы сравнения уровней статистических показателей во времени и пространстве с помощью показателей динамики и индексов;
· статистические показатели наличия и тесноты взаимосвязи, методы количественного описания связи признаков;
· основы статистического моделирования и прогнозирования;
Студенты должны уметь:
· формировать статистические таблицы и графические представления статистических данных;
· рассчитывать типичные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, дифференциации, концентрации и централизации, показатели динамики, показатели взаимосвязи), анализировать их содержательный, социальный и экономический смысл, формулировать оценочные выводы.
Студенты должны знать и уметь рассчитывать входящие в данную программу статистические показатели экономической деятельности организации, а также интерпретировать их содержательный смысл.
Студенты должны иметь представление о принципах организации и методиках проведения сплошных и несплошных (выборочных) статистических наблюдений.
В результате изучения данного курса студенты должны овладеть методологией статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, уметь обобщать тенденции развития социально-экономических процессов.