Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выявление и описание термических поражений внутри салона



При описании повреждений от огня внутри салона транспортного средства фиксируются характер и степень выгорания обшивки салона, сидений (закопчение; поверхностное обугливание; выгорание на определенную глубину, сплошное или пятнами; полное выгорание "до металла"; величина и направленность деформации металлического каркаса), а также наслоение копоти на внутренних поверхностях ветрового, заднего стекла и остекления дверей салона (в том числе на остатках остекления).

Отдельно, на стадии динамического осмотра, изучается состояние покрытия пола. Если он обгорел, фиксируются размер и форма зоны обгорания, ее расположение (с фото- и видеосъемкой).

Особое внимание обращается на наличие внутри салона посторонних предметов: камней, оплавленных емкостей, битого стекла (не имеющего отношения к остеклению автомобиля), а также остатки предметов и технических устройств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых и иных веществ.

Моторный отсек

Осмотр и описание состояния моторного отсека желательно проводить с использованием принципиальной и монтажной схем.

Необходимо как можно более подробно описать характер термических повреждений двигателя с определением места наибольшего повреждения его от огня и наличия или отсутствия в этом месте штатной пожарной нагрузки - сгораемых деталей, а также возможности вытекания и выгорания топлива.

Описывается в различных зонах моторного отсека:

обугливание и выгорание краски на металлических деталях;

обугливание и выгорание изоляции проводов, резиновых деталей, расплавление (деформации) и выгорание пластмассовых деталей;

подплавление и расплавление деталей из цветных металлов и сплавов (в основном это силумин, реже - медные детали).

При осмотре системы топливоподачи должны быть описаны характер и степень термических поражений и разрушений бензобака, топливопроводов, бензонасоса, карбюратора. При осмотре систем топливоподачи с инжекторным двигателем необходимо особое внимание обращать на узлы и агрегаты, находящиеся под высоким давлением, и системы подачи воздуха.

При осмотре выпускного тракта особое внимание обращается на характер механического и термического повреждения коллектора и красочного покрытия корпуса автомобиля вблизи от него, глушителя (особенно в местах трещин и изломов).

На автомобилях, имеющих каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, необходимо осмотреть сам нейтрализатор и днище в зоне его установки. При сквозной коррозии днища возможны нагрев и зажигание внутренних отделочных материалов салона; очаг при этом обычно расположен около передней панели пола.

При осмотре автомобилей, работающих на газовом топливе, прежде всего необходимо обращать внимание на места установки переключающих клапанов, гибких соединяющих трубопроводов и тип зажимных хомутов (нередко при установке газового оборудования на автомобиль используются штатные одноразовые зажимы).

Осмотр системы электропитания

Осмотр системы электропитания также по возможности следует проводить с помощью принципиальной и монтажной схем.

1. Осмотр обычно начинают с аккумулятора - присутствует ли он вообще; каков характер разрушения корпуса, пластин и клемм, место расположения наконечников силовых проводов и характер их повреждения. Если аккумуляторная батарея не разрушена, имеет смысл определить степень ее зарядки; при КЗ, приведшем к пожару, она должна быть практически полностью разряжена.

2. Определяется наличие в автомобиле выключателя массы и его положение - включен, выключен.

3. Необходимо осмотреть блок предохранителей и установить, на каких цепях сработали предохранители; зафиксировать это в протоколе осмотра.

4. Осматриваются соединительные провода реле, стартер, другие элементы системы электропитания. Выявляются объекты с признаками дуговых оплавлений, электродуговой эрозии.

Если автомобиль загорелся на стоянке, то при осмотре электропроводки и энергопотребителей прежде всего необходимо обращать внимание на состояние тех цепей, которые остаются под напряжением после выключения замка зажигания и тех. которые не защищены предохранителями. Чем выше комфортабельность автомобиля, тем больше узлов и агрегатов остается под напряжением в автомобиле с выключенным зажиганием.

Особое внимание необходимо обращать на места прохождения жгутов проводов через технологические отверстия в корпусе. В любом случае при обнаружении характерных оплавлений на жилах необходимо вблизи от этого места осматривать металлические поверхности корпуса, двигателя узлов и агрегатов. Здесь, как правило, даже после полного выгорания пожарной нагрузки сохраняются признаки действия электрической дуги.

Распределитель зажигания, реле-регулятор. В литературе отмечается, что при работающем двигателе и загорании от КЗ контакты у распределителя зажигания обычно прикипевшие и расплавленные. В случае загорания от КЗ при неработающем двигателе - прикипевшие и расплавленные контакты наблюдаются у реле-регулятора.

Осмотр автомобильной сигнализации

Перед осмотром систем автомобильной сигнализации желательно предварительно ознакомиться с ее принципиальной и монтажной схемами.

Необходимо установить, какие силовые узлы и агрегаты защищены; какое дополнительное оборудование и в каких местах установлено; как подключены к основной электросети все эти устройства (как правило, они подключаются методом скрутки, при этом нередко повреждаются жилы основных проводов, а места подключения плохо изолируются). Естественно, при осмотре этих систем необходимо обращать внимание на очаговые признаки.

Особенности осмотра при возможном поджоге автомобиля

Основная масса поджогов автомобилей в России совершается из хулиганских побуждений или в целях мести, угрозы владельцу. При этом поджоги крайне редко совершаются "экзотическими" способами с применением радиоуправляемых и других устройств. На практике в основном используется три простейших способа.

1. Наиболее распространенный заключается в том, что заранее приготовленным или найденным вблизи от автомобиля тяжелым предметом разбивается одно из боковых стекол, при этом, как правило, этот предмет остается внутри салона. Затем внутрь салона забрасывают заранее приготовленную' и предварительно открытую емкость с горючей жидкостью (как правило, 0,5-5,0 л) и источник воспламенения.

2. Из заранее приготовленной емкости с горючей жидкостью обливают корпус автомобиля, чаще всего моторный отсек и передние колеса, емкость бросают на месте. В этом случае часто под колеса кладут ветошь, пропитанную горючей жидкостью, и автомобиль поджигают.

3. Открывается горловина бензобака, заранее приготовленная ветошь пропитывается содержимым бензобака. Затем эта ветошь вставляется в горловину бензобака и свисающий ее конец поджигается.

Признаки такого рода поджогов очевидны из их описания, в процессе осмотра сгоревшего автомобиля они должны быть выявлены и зафиксированы.

В случае подозрения на поджог транспортного средства необходимо, в частности, обращать внимание на характер обгорания нижней части кузова. При горении разлитого под автомобилем топлива обгорает покрытие днища (лакокрасочное или антикоррозийное), а также нижней части кузова и дверей. При расположении очага горения внутри автомобиля красочное покрытие на наружной поверхности, особенно в нижней его части, сохраняется на большей высоте. В результате попадания горючей жидкости локально выгорают автомобильные шины, резиновые брызговики на колесах. Необходимо иметь в виду, что локальные зоны более сильных термических поражений (например, выгорания передних или задних колес) могут формироваться и при постепенном вытекании и выгорании бензина из топливного бака автомобиля.

При проливе горючей жидкости на капот автомобиля с последующим ее поджиганием локальные очаги более интенсивного горения (и соответствующие термические поражения) возникают там, куда жидкость стекала и где скопилась при розливе. Поэтому необходимо обращать внимание на участки естественных водостоков на автомобиле и характер (степень) выгорания в зонах, куда они ведут, а также в зонах, куда жидкость может попасть при переполнении водоотводных желобов в случае залпового вылива ЛВЖ на корпус автомобиля.

Поджог автомобиля может совершаться и из корыстных побуждений (в целях получения страховки) самим владельцем автомобиля. В странах Западной Европы, США, Канаде эта причина является основной при пожарах автомобилей. В целях выявления подобных поджогов специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие косвенные признаки, которые фиксируются при осмотре отдельных зон, узлов и деталей автомобиля:

Место пожара и прилегающие участки- на них могут быть обнаружены указанные выше сосуды из-под горючей жидкости или другие использованные при поджоге объекты, например, шланг, примененный в качестве сифона для откачки бензина из бензобака.

Если водитель утверждает, что автомобиль загорелся у него во время движения, на дороге должны быть следы резкого торможения; их отсутствие подозрительно.

Колеса (автомобильные шины)- при поджоге часто заменяются "экономным" владельцем на старые, поэтому колеса должны быть осмотрены и зафиксировано их состояние (не только термические поражения, но и степень износа).

Крышка горловины и сливной кран бензобака- при поджоге крышку часто снимают и оставляют открытой (при срыве крышки в результате взрыва должны быть отогнуты фланцы). Сливной кран бензобака (если таковой имеется) при поджоге может быть открыт или снят специально.

Капот, крышка, багажник- при розливе ЛВЖ по корпусу автомобиля в зонах скопления жидкости и соответственно наиболее интенсивного горения, могут наблюдаться локальные выжженные пятна.

Салон- в салоне необходимо обращать внимание на отмеченные выше емкости из-под ЛВЖ или их остатки - стекла, агломераты пластмассы и т. д., а также отсутствие личных вещей и их обгоревших остатков (последнее подозрительно).

Ковер на полу салона- в обычных случаях бывает мало поврежден огнем. При поджоге с применением ЛВЖ частично или полностью выгорает, образуются прогары на панелях под дверьми и в нижней части дверей.

Багажник- при осмотре багажника, кроме отмеченных выше термических поражений, необходимо обращать внимание: а) на следы взлома; б) отсутствие домкрата, запасного колеса, инструментов, личных вещей (все это подозрительно).

Окна и двери - необходимо определить их положение на момент пожара. Если оконные стекла разрушены, их положение устанавливается по положению рычагов стеклоподъемника; положение дверей - по повреждению их торцов. Открытые окна в холодную и дождливую погоду, а также при нахождении автомобиля на стоянке, подозрительны. При поджоге двери и окна часто открывают специально, чтобы лучше горело.

Состояние двигателя- двигатель осматривается в целях определения, все ли его детали находятся на месте (за исключением тех, которые могли выгореть или расплавиться). Отсутствие других деталей подозрительно.

Состояние топливной линии.Топливная линия должна быть осмотрена на предмет определения ее целостности. Кроме рассмотренной выше ситуации, когда к возникновению пожара привели случайная разгерметизация топливной линии и утечка топлива, возможно и преднамеренное выведение ее из строя. Разъединение топливной линии, включение двигателя и педали газа - один из распространенных способов поджога. Учитывая это обстоятельство, необходимо выявлять и фиксировать следы ослабления хомутов, разрезы шлангов, ослабление и полное отсоединение винтовых соединений. Вблизи могут быть обнаружены карбонизованные (обгоревшие) остатки спичек.

Необходимо также обращать внимание на признаки попыток потушить пожар - брошенный огнетушитель, следы огнетушащего порошка в зоне первоначального горения и т. д. Если владелец утверждает, что пытался тушить пожар, но указанных признаков не наблюдается, это подозрительно.

Изъятие вещественных доказательств

Провода и другие элементы электросетиВ качестве вещественных доказательств следует изымать и направлять на исследование любые детали электросети автомобиля (штатной или нештатной) или системы сигнализации, имеющие признаки аварийных режимов, в частности, дуговые оплавления. При обнаружении на проводах и других деталях следов КЗ и их изъятии на исследование необходима фиксация в протоколе точного местонахождения провода, по возможности, его принадлежности к той или иной электрической цепи, а также точных идентификационных признаков изымаемого провода - сечения, числа проволок в жиле и т. д.

Объекты, связанные с искусственным инициированием горения

К подобным объектам относятся:

а) остатки тары из-под ЛВЖ, технических устройств для поджога;

б) узлы и детали с признаками искусственного разрушения;

в) объекты-носители ЛВЖ и других инициаторов горения.

Само по себе обнаружение в автомобиле следов той жидкости, которая применяется в нем в качестве моторного топлива, не может, естественно, рассматриваться в качестве признака поджога. Тем не менее, в отдельных случаях, внутри салона, при явном запахе ЛВЖ стоит отобрать пробу для обнаружения остатков ЛВЖ и их классификации. Такое исследование может оказаться полезным, если обнаружена ЛВЖ другого типа или марки, нежели в двигателе данного автомобиля; если обнаружены не следовые (что естественно), а значительные по количеству и малоизмененные вследствие испарения остатки горючей жидкости. Все это в сочетании с прочими установленными фактами (обнаружение характерных пятен от сгорания ЛВЖ, тары, остатков факелов и т. д.), обстоятельствами возникновения и динамикой развития горения позволит доказать факт поджога.

Порядок изъятия и упаковки объектов-носителей следов ЛВЖ-ГЖ - см. в разд. 7.4;

г) антропогенные следы. К ним относятся следы рук, ног, крови и др., рассмотренные в гл. 3. Там же изложены методы их выявления и сохранения (фиксации) после пожара.

Фото - и видеосъемка (последняя с комментариями) должна сопровождать описанные выше этапы работы. В комплексе со словесным описанием в протоколе осмотра фото- и видеосъемка позволяет наиболее полно и объективно отобразить картину термических поражений автомобиля, отдельных его узлов и деталей, а также зафиксировать места расположения посторонних предметов. На стадии динамического осмотра, особенно при изъятии вещественных доказательств, фото- и видеосъемка всех этапов особенно важна.

Пожарная сигнализация

Исследование АСПС после пожара необходимо проводить в 4 этапа:

1) исследование приемно-контрольных приборов;

2) шлейфа пожарной сигнализации;

3) пожарных извещателей;

4) технической документации, имеющейся на объекте, оснащенном АСПС, и у организации, осуществляющей работы по техническому обслуживанию.

Исследование приемно-контрольных приборов АСПС после пожара

В настоящее время в АСПС применяются различные пожарные приемно-контрольные приборы (ППКП).

Одни (например, ППК-2, изготовитель ООО ПТК "Приборный завод "Сигнал", г. Обнинск; ППС-3, изготовитель Екатеринбургский завод "Спецавтоматика", г. Екатеринбург; "Корунд-20и", изготовитель ОАО "ЭТМ", г. Вологда; "Нота", "Луч", изготовитель ЗАО "Аргус-Спектр", г. Санкт-Петербург) отображают всю информацию о состоянии шлейфов (дежурный режим, режим "Пожар", неисправность) с помощью светового и звукового оповещения путем активизации соответствующих светодиодов и встроенной сирены. Причем выдается информация о состоянии всего шлейфа, а не конкретно каждого извещателя.

Другие (например, "Триумф", изготовитель ЗАО ИФ "ИРСЭТ-Центр", г. Санкт-Петербург; "Радуга-2А", изготовитель ЗАО "Аргус-Спектр", г. Санкт-Петербург; ESA, изготовитель фирма OY ESMI АВ, Финляндия; приборы приемно-контрольные серии СА, изготовительPPU "SATEL", Польша; приборы приемно-контрольные Sierra и серии System 23xx, изготовитель С&К Systems) позволяют получать с помощью дисплея (встроенного либо в прибор, либо в выносную клавиатуру) более подробную информацию о состоянии шлейфа с указанием адреса извещателя. Эту же информацию можно получить в распечатанном виде, подключив прибор к принтеру.

Третьи (например, "INTAL", изготовитель "PASTOR INZENJERING", Хорватия; приборы приемно-контрольные пожарные ВМС 616-F, 616-R32/64, 664-F, 1016-F, 1024-F, изготовитель фирма EffefF, Германия) имеют встроенные принтеры, с помощью которых можно получить распечатку обо всех событиях, происшедших на объекте и хранящихся в памяти прибора.

Четвертые (например, прибор "РОСС", изготовитель ООО "Фирма "ЭДЕМ", г. Санкт-Петербург; периферийный контроллер ПК 4501, изготовитель ООО "Система-Сервис") непосредственно подключаются к компьютеру, и на экране монитора сотрудник дежурной службы может наблюдать всю картину происходящего, причем все события сохраняются в памяти компьютера.

Первое, с чего необходимо начинать исследование ППКП, - это произвести его внешний осмотр. При этом осмотре следует обращать внимание на положение органов управления (кнопки, переключатели, тумблеры и т. п.), на состояние световой индикации, на наличие пломб изготовителя и организации, производившей монтаж АСПС или проводящей работы по техническому обслуживанию. Зафиксировать результаты осмотра в протоколе места пожара и сфотографировать лицевую панель ППКП, а также при отсутствии пломб места, где они должны находиться.

При осмотре ППКП со встроенным принтером следует произвести распечатку информации, хранящейся в памяти и имеющей отношение к делу. Данную распечатку необходимо приложить к протоколу осмотра.

При осмотре ППКП со встроенным дисплеем или дисплеем, находящимся на выносной клавиатуре, необходимо зафиксировать последнюю запись, имеющуюся на дисплее, и затем в соответствии с инструкцией по эксплуатации просмотреть все имеющиеся в памяти прибора записи событий. Если имеется возможность подключить прибор к компьютеру, то получить с него распечатку и приложить ее к протоколу осмотра.

Далее необходимо произвести штатные проверки ППКП в соответствии с его инструкцией по эксплуатации. При этом обращать внимание на адекватность реакции ППКП на производимые действия.

В случае неадекватности реакции ППКП следует вскрыть прибор и провести внутренний осмотр, особо обращая внимание на клеммы подключения шлейфов пожарной сигнализации. Иногда встречались случаи, когда в самом приборе к клеммам подключения шлейфа подсоединялась оконечная цепочка, а шлейф не подключался, при этом прибор находился в дежурном режиме, показывая, что все шлейфы подключены и находятся в дежурном режиме. При обнаружении такого подключения необходимо его сфотографировать и зафиксировать данный факт в протоколе осмотра.

Исследование шлейфа пожарной сигнализации

Шлейф пожарной сигнализации - это электрическая цепь, соединяющая выходные цепи пожарных извещателей, включающая в себя вспомогательные (выносные) элементы (диоды, резисторы и т. п.) и соединительные провода и предназначенная для выдачи на ППКП извещений о пожаре и неисправности, а в некоторых случаях и для подачи электропитания на извещатели.

Исследование шлейфа необходимо начинать с его осмотра по всей длине. При этом следует обращать внимание на правильность монтажа соединительных проводов, количество извещателей в шлейфе, на месторасположение оконечной цепочки, а также на количество и правильность подключения других элементов (изоляторов короткого замыкания, выносных устройств оптической сигнализации (ВУОС), адресных модулей и т. п.).

Иногда имели место случаи, когда оконечную цепочку устанавливали не в самой удаленной части шлейфа, а гораздо ближе к ППКП, например, в распределительной коробке или защитных трубах, коробах, металлических рукавах и т. п. Это значит, что к ППКП подключен не весь шлейф, а только его часть. При выявлении таких фактов необходимо их зафиксировать в протоколе осмотра и сфотографировать фактическое место установки.

В протоколе осмотра следует также указывать количество извещателей в шлейфе, количество и тип изоляторов короткого замыкания, выносных устройств оптической сигнализации, адресных модулей и других элементов, применяемых в АСПС.

Исследование пожарных извещателей

Осмотру должны подвергаться как сгоревшие, так и уцелевшие после пожара извещатели, а также извещатели той же АСПС, находящиеся вне зоны горения.

При осмотре следует обращать внимание на наличие дополнительных элементов, которые должны подключаться к извещателю в соответствии с его схемой включения в шлейф. Отсутствие этих элементов говорит о невозможности работы извещателя в штатном режиме. Наличие или отсутствие дополнительных элементов должно быть зафиксировано в протоколе осмотра, и при их отсутствии извещатель должен быть еще и сфотографирован.

В ходе осмотра извещателей внутри них или снаружи может быть обнаружена штукатурка, краска и т. п. Их наличие позволяет предположить, что извещатель находился в неисправном состоянии.

В протоколе осмотра также необходимо отразить тип извещателя и его марку.

В настоящее время отсутствуют специальные экспертные методики исследования обгоревших пожарных извещателей, позволяющие получить какую-либо информацию об их состоянии на момент пожара и о срабатывании или несрабатывании. Поэтому изымать их с места пожара не имеет смысла, необходимо лишь сфотографировать и дать в протоколе осмотра места пожара словесное описание термических поражений (оплавления или выгорания корпуса, разрушения отдельных внутренних деталей и т. д.).

Изучение технической документации АСПС

При изучении технической и служебной документации на АСПС, имеющей отношение к пожару, устанавливается следующее:

- имеется ли вся необходимая документация на объекте;

- соответствуют ли технические средства АСПС, которые были установлены на объекте, тем техническим средствам, которые указаны в документации;

- выполнялись ли работы по ТО и ППР в срок;

- какие именно и когда выполнялись работы по ТО и ППР в последний раз;

- какие были нарушения в работе АСПС, когда;

- когда последний раз была проверка инспектором госпожнадзора и какие были выявлены при этом недостатки в работе АСПС.

При опросе оперативного персонала необходимо выяснить, когда и какие сигналы поступали, кто и как действовал в зависимости от поступивших сигналов.

 

ГЛАВА 7.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.