Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Половой вопрос в его отношении к деньгам и частной собственности. Брак по расчету, проституция, сводничество, кокотки и метрессы



 

 

Общее понятие.

 

Историческое развитие человеческого брака мы рассматривали в главе VI, как продолжение филогении, и констатировали, что брак по покупке и полигамия представляют собою своего рода промежуточную степень, но в то же время и отступление культуры в виде продукта развития человеческого общества и человеческого владения. И, действительно, когда человек, в качестве существа высококультурного и глубоко индивидуалистического, мечтающего о благосостоянии своей семьи, должен в силу обстоятельств жить средн других ему подобных людей и приходить с ними в соприкосновение, — то, в виду разносторонности и свойственного ему индивидуального различия развития его умственных способностей, замечается, что отдельные индивидуумы, обладающие большим развитием и находящиеся в более благоприятных условиях, стремятся к владычеству над более слабыми и менее одаренными, с целью использовать их в своих интересах и интересах своей семьи. Уже у животных мы сталкиваемся с тонкими явлениями. Старые пчелы, например, называемые грабительницами, насильно овладевают плодами чужих работ.

У муравьев встречаемся мы с некоторым видом инстинктивного рабства, причем наиболее сильные разновидности их выращивают рабов из куколок, забранных ими у слабейших. Рабы эти впоследствии отдают свой труд похитителям. У некоторых млекопитающих (рогатый скот, некоторые породы обезьян) старые самцы или самки (в стадах коров) берут на себя главенство над всеми остальными. Зтим животным, конечно, чуждо представление о собственности применительно к неодушевленным предметам или живым существам, но уже изолированно живущие виды инстинктивно считают принадлежащим лично им жилище, ими обитаемое, сделанные на время запасы и даже участок окружающий место постоянного их пребывания.

Пчелы, осы и особенно муравьи имеют наиболее близкое представление об общей собственности, причем муравьи, например, считают лично им принадлежащим и подлежащим защите то дерево, на котором находятся травяные вши, служащие для них объектом питания.

Только человек на соответствующем уровне развития уразумел все те выгоды, которые могут ему представиться, благодаря владению землею, продуктами трудовой деятельности, а также и людьми (их работой). Мужская половина человечества, обладая большей физической силой, связала свои преимущества с удовлетворением полового стремления, благодаря чему более слабая женщина подпала под зависимость от мужчины, все более возрастающую. При таком положении вещей женщина стала предметом продажи и покупки, причем она легко могла быть обмениваема на любые принадлежности домашнего обихода, служа не только для удовлетворения полового стремления, но и в качестве ценной рабочей силы, в свою очередь рождающей новые рабочие силы, в лице будущего потомства. На этой базе и зиждется, если исходить из этнологии и истории, та купля‑продажа, которая сочеталась с любовью или правильнее, с удовлетворением полового влечения. Мы указывали уже на то, как варварские народы, жившие в полигамии, умели использовать все преимущества из обладания многочисленными женами и потомством, причем они стали продавать их и покупать. Мы находим здесь много элементов, напоминающих представление о рабовладельчестве, которое во многих своих пунктах с таким порядком вещей и совпадает. Мы доросли уже до такого состояния, когда вышеуказанные приемы стали достоянием истории. Но роль презренного металла в половой жизни в наши дни настолько велика, что влияние его, может быть, создает нередко условия, нисколько не уступающие положению вещей, о которых мы только что говорили. К тому же, как мы об этом уже упоминали в главе VI, жена и дети, при современных нам условиях утонченного существования, становятся все больше и больше недоступными, в качестве предмета роскоши, отнюдь не являя собою, как раньше, богатства. Это объясняется следующими двумя соображениями. Прежде всего социальные права женщины и ее ребенка находят себе все больше и больше защиты в зависимости от установившихся гуманных взглядов на права личности, причем злоупотребления со стороны мужчины, вполне естественные во времена патриархата, больше не находят уже себе места. Создается обязанность для главы семьи содержать семью и воспитывать потомство. Мы можем видеть еще только у бедняков признаки эксплоатации жены и потомства, которые работают на семью, но зато, наоборот, в богатых и образованных классах семья ложится тяжелым бременем на ее главу. При этом нередко наблюдается, что в стремлении как можно больше доставить удовольствия своему потомству, глава семьи взращивает его в довольстве, избыточных наслаждениях и бездеятельности, что весьма пагубно отражается на подрастающем поколении. Вместе с тем все недоступнее становится создать на здоровых началах приличную, без претензий семью, так как нравы все больше изнеживаются и жизнь усложняется. Одновременно известна та энергия, с какою мужчины, и особенно женщины, стараются превзойти друг друга своими драгоценностями, туалетами, комфортом, угощениями, приемами — и вообще внешней, показной стороной своей жизни. В связи с создавшимся таким путем положением вещей, масса человеческой энергии непроизводительно уходит на ненужные вещи и излишества. Таким образом, достигшая наивысшего развития культура создает рядом с классом купающихся в довольстве богачей и кадры бедняков, лишенных куска насущного хлеба, обусловливая также и борьбу с идеей о браке и сокращая «из экономических соображений» деторождение. Наркотические средства (алкоголь) пагубно отражаются на потомстве, причем в таком же направлении действует и односторонний нездоровый образ жизни. Внешний вид воспитанного в таких нездоровых условиях и выхоленного человека не обнаруживает, правда, внутреннего его состояния, но выражается это, главным образом, в его нервности, причем у него создается масса неестественных потребностей и притязаний. Такие люди, обыкновенно, значительно больше получают от общества, чем ему дают — между тем, как при нормальных условиях должно было быть совершенно наоборот. Исключительное бездельничанье, практикуемое женщинами Северной Америки, является наиболее печальным явлением.

Мы ознакомимся здесь со всеми теми результатами, с какими сопряжено вышеприведенное положение вещей для современного человечества применительно к его половой жизни. Результаты эти выражаются: во‑первых, в браке по расчету, во‑вторых, в проституции и сводничестве и, в‑третьих, кокотках и содержанках, являющихся между двумя первыми промежуточной стадией.

 

 

Брак по расчету.

 

Брак по расчету может быть рассматриваем, как современная форма (наследственная) брака по покупке. В прежние времена покупалась жена и пускалась в продажу дочь. Ныне же сами продаются жене и приобретают за плату зятя. Это не носит уже, разумеется, такого характера, как раньше, ибо приобретающая и приобретенный не представляют собою взамоотношений между собственником, с одной стороны, и приобретаемой вещью — с другой. Но зато нашему браку, основанному только на расчете, свойственны приемы низко‑спекулятивного и эксплоатационного свойства. Мы о них, впрочем, не будем распространяться, так как они всем и каждому известны. Деньги — и только деньги, как начальное и конечное, заменяет в браке любовь, характер, таланты, гармонию взаимоотношений, здоровье духовное и физическое. Благодаря презренному металлу, масса людей теряет способность видеть и различать, не считаясь с тем, что здоровье, духовное и физическое, будущей подруги жизни представляет собою нечто более надежное, чем те средства в процентных бумагах, которые отложены про запас и будут впоследствии скоро и безрассудно истрачены страдающими болезненной наследственностью детьми. Таким образом, незнание законов наследственности, равно как и денежная алчность, обусловливает собою появление на свет хилого потомства. И вместе с тем масса людей остается за бортом, не вступая в брак за отсутствием средств. Капитал старается использовать их, как рабочих, но не дает им возможности воспроизводить себе подобных.

Германская армия в этом смысле дает нам весьма характерное, и носящее в себе специальные признаки, явление: здесь офицеры, не располагающие собственным достатком, могут брать себе в жены только таких женщин, которые в достаточной степени обеспечены состоянием или рентой, ибо такой офицер должен жить и содержать свой дом «по чину». Это правило, которое тщательно мотивируется с точки зрения своей целесообразности, рельефно подчеркивает убогость наших нравов, преклоняющихся перед владычеством капитала и классовых предрассудков. При отсутствии средств, очевидно, не представляется возможности служить своей родине офицерам и располагать одновременно женою, не продав себя женщине со средствами и происходящей из определенной семьи. Говоря проще, офицеру не предоставляется права соединиться в браке по любви и стремлению своего сердца, если он случайно не располагает определенными средствами. Нельзя отрицать, что некоторые офицеры все‑таки вступают в брак по любви. Но разрешение на вступление в брак дается не только при наличности определенных источников доходов у будущей жены, но и в связи с ее происхождением и той или иной степенью образованности. Правда, при значительных средствах вопросы образования отступают на задний план. Жене предстоит участвовать в офицерских балах, на собраниях и пр., и, разумеется, какое‑нибудь простое ремесло, которым она занималась бы открыто, даже торговля для родителей, — все это в состоянии шокировать! Моя хорошая знакомая передавала мне характерный разговор между матерью и дочерью, слышанный ею в одном немецком городе. Дочь не могла остановиться на выборе жениха, которого ей наметили, и мать успокаивала ее в следующих выражениях: «откажи, пожалуйста, ему, если он тебе не по вкусу. Мы тебя неволить не будем, и средств у нас тоже достаточно. Когда тебе захочется впоследствии замуж, мы всегда будем в состоянии приобрести тебе за деньги офицера!»

Деньги в настоящее время занимают первенствующее место в тирании сословного брака. В прежние времена наибольшее значение приписывалось происхождению и знатности. Эти последние обусловливали с своей стороны владычество и состояние. Но и они на наших глазах уступили единственной власти денег. Если какому‑нибудь человеку взбредет на ум вступить в борьбу со всеми подобного рода предрассудками, причем он обратится к прежним обычаям, будет носить обыденную одежду, производить работу собственными руками и садиться за один стол со своими слугами или же вовсе не будет их иметь, — то его постигнет всеобщее презрение со стороны так называемого лучшего общества. Каждый служитель в гостинице, каждый мелкий торговец будет смотреть на него свысока, с оттенком пренебрежения, называя его «неприличным», жадным, оригинальничающим, который мог бы занять место среди психопатов. Поэтому вступать в борьбу с современными денежными тенденциями можно лишь соблюдая достаточную осторожность, особенно же в связи с браком. Если бы интеллигентный молодой человек, не располагающий средствами, вздумал, в интересах ограждения себя от проституции и всякой иной безнравственности, вступить в брак еще в звании студента, чтобы жить на первых порах со своею женою в одной комнате и на самых скромных началах, то мало нашлось бы интеллигентных девушек, которые пошли бы ему в этом навстречу. Необходимо следовать господствующим воззрениям и занимаемому положению, благодаря чему брак весьма часто является фактически неосуществимым. Однако, тому же студенту вполне свободно предоставляется жить с любовницей, ибо здесь являются доступными такого рода упрощения. Но можно ли себе здраво уяснить, каким образом окажутся удовлетворяющими для конкубината те самые средства, которые для брака были недостаточны? Мы намечаем нашу задачу здесь лишь в общих чертах, так как вернемся к ней позднее, но вместе с тем вскрываем перед читателем ту язву, которая губительно внедрилась в наши современные половые отношения.

Брак по расчету, разумеется, исключает всякое участие любовного элемента. Но не следует думать, что только вопрос о деньгах является исключительно доминирующим. Здесь могут быть приняты в соображение также и сословные интересы, приобретение известного имени, определенные приличия. Потерявший свое состояние дворянин может сочетаться браком с богатою девицей буржуазного происхождения, чтобы, благодаря ее средствам, поправить свои дела, между тем как она лелеяла тщеславную мысль назваться дворянкой. В другом случае ловкая кокетка создает подобие любви, на самом деле не существующей, чтобы подцепить богатого супруга. Очень часты и такие случаи, когда обе стороны имеют виды на деньги или на ожидаемое наследство. Мужчина определяет точно стоимость той жены, которая ему, по его мнению, подходит, но он упускает из виду необходимость достойно оценить ее душевные достоинства. И все классы общества несут свои жертвы на алтарь денежного брака, причем результаты почти во всех случаях одинаково печальны. Какая‑нибудь честная прислуга, много лет копившая и обеспечившая себе сбережение в несколько сот марок, отдает их вместе со своим сердцем мужу, который бросает ее сейчас же вслед за тем, как ему удалось прокутить эти кровные средства. Нельзя сообщать всех этих явлений, утверждая, что брак по расчету всегда безусловно несчастен в результате. Договор на денежной почве может носить в себе элементы безусловно честные, причем впоследствии явится и чувство любви, что особенно имеет место тогда, когда принимались в соображение, кроме денег, также и здоровье, характер и т. д.

Чтобы избежать банальности, мы оставим эту тему, которая в достаточной мере использована уже в наших романах и которую охотно треплют в обыденных разговорах. Мы выскажем лишь здесь наше скромное мнение, что на почве брака по расчету пышным цветком распускаются лицемерие, фальшь и всевозможные злоупотребления. Это и дает солидный повод называть такого рода брак более или менее удобным видоизменением проституции. Я никоим образом не желаю утверждать, что в наши дни брак по расчету чаще встречается, чем в прежние времена. Здоровым противодействием этому обычаю является большая свобода выбора, предоставляемая в настоящее время молодежи. В прежнее время дети нередко насильно принуждались к браку своими родителями. Зато в наши дни кандидаты на брак чаще пускаются на различные уловки, чем то имело место в старину.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.