Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словакия во второй половине XIX в.



 

Социально-экономическое развитие Словакии во второй половине XIX в.

Специфика экономического развития Австрийской империи состояла в том, что Словакия являлась аграрным придатком промышленных регионов. Ее экономическую основу составляло сельское хозяйство. Отмена барщины в королевстве была провозглашена венгерским революционным правительством в ходе революции 1848-1849 гг. После ее поражения австрийские власти не упразднили этого акта. В 1853 г. был издан Патент, отменявший барщину урбариальных крестьян, владельцев наследственных наделов.

Во второй половине XIX в. в Словакии происходит интенсификация и специализация производства, увеличивается посев технических культур, прежде всего табака, сахарной свеклы, кукурузы. Важное место занимала пищевая промышленность, а также табачная, стекольная, бумажная и деревообрабатывающая отрасли. В них преобладало мелкое производство. При этом Словакия оставалась одним из основных районов по добыче железной руды. В целом в горном деле была занята четверть словацких рабочих.

В 50-е годы в словацких городах появились первые кредитные и экономические общества, позднее в Братиславе, Левоче, Банской Быстрице были созданы филиалы пештских банков. В последней трети XIX в. все более заметную роль играют кредитные организации. В 1885 г. был создан первый словацкий банк “Татра” в Мартине. До 1918 г. он являлся центром словацкого финансового национального движения, поддерживал мелкое и среднее сельскохозяйственное и промышленное производство, торговлю. Опираясь на его помощь, словацкие предприниматели сделали попытку овладеть национальным рынком. Богатые природные ресурсы, наличие дешевой рабочей силы открывали хорошие перспективы.

В последней трети XIX в. Словакия поставляла около трех четвертей добываемой в Венгрии железной руды, большое значение получила добыча меди, серебра. Рос экспорт леса, устойчиво развивалась бумажная отрасль. Здесь находилось более 65% химической промышленности Транслейтании. Для вывоза словацкой продукции был открыт австрийский рынок, бумажные изделия экспортировались в Румынию, Россию и Германию.

В 90-е годы XIX в. словацким предпринимателям удалось создать несколько акционерных промышленных предприятий.

Однако и в конце XIX в. в руках словацкой буржуазии находились в основном предприятия ремесленного характера. В деревне продолжалась разорение мелких и средних земельных собственников, чему способствовал кризис 70-х годов и давление дешевой сельскохозяйственной продукции из других стран.

Процесс формирования национальной буржуазии шел крайне медленно, по-прежнему преобладало сельское население. Выразителем национальных устремлений стала мелкая сельская буржуазия, словацкая интеллигенция, происходившая из мелкобуржуазной, крестьянской и духовной среды. К 60-м годам XIX в. духовенство и учительство постепенно уступают ведущее место в национальном движении представителям других профессий.

 

Политическая ситуация в Словакии в 50-е годы XIX в. “Славянство и мир будущего” Л.Штура

После поражения революции в Венгерском королевстве была введена фактически военная диктатура. Всю систему управления этой огромной территорией взяла на себя Вена. Официальным языком во всей монархии стал немецкий язык. В словацких районах в государственных учреждениях мог использоваться словацкий язык. На нем велось преподавание в народных школах, некоторых средних учебных заведениях. Вновь ожили надежды сторонников введения “библичтины”, так как их устремления нашли поддержку у венского правительства. Этому обстоятельству немало способствовало и то, что Ян Коллар стал советником при правительстве по словацким делам. В 1850 г. на библичтине по решению властей стала выходить газета “Словенске новины” (“Словацкая газета”). Ее издавали сторонники певца славянской взаимности Яна Коллара.

Однако основная масса словацкой интеллигенции отстаивала штуровские принципы. В октябре 1851 г. в Братиславе состоялась встреча католических и евангелических сторонников словацкого языка, на которой было принято решение о введении словацкого литературного языка и разработке правописания. Автором новой словацкой грамматики стал языковед Мартин Гаттала. Словацкий язык на народной основе окончательно утвердился в жизни словаков в 50-60-е годы XIX в.

Разочарование в результатах революции 1848–1849 гг. способствовало временному оживлению у Штура симпатий к славянофильским представлениям о самобытности и особых путях исторического развития славян. Лишенный возможности участвовать в общественной жизни Штур много писал. В сочинении “Славянство и мир будущего” (1851) он высказался за объединение славян во главе с сильной и свободной Россией. Он считал, что “мир будущего” принадлежит славянам, тогда как неславянские народы ждет эпоха упадка. Задача славянских лидеров состояла в том, чтобы устранить “чуждые влияния” на славянство. Под ними Штур понимал материализм, идеи коммунизма и революции. Он воспевал истинно славянские формы быта в России. Вместе с тем Штур восхвалял православие, которое должно было стать господствующей религией в будущем славянском государстве. Кроме того, славянам следовало принять единый литературный язык, которым мог стать только русский.

В январе 1856 г. после случайного ранения на охоте Штур умер в возрасте 40 лет.

60-е годы XIX в. – новый этап словацкого национального движения

В связи с конституционными изменениями государственного устройства Австрийской империи в начале 60-х годов наблюдается новая волна активности словацких национальных деятелей. Согласно Октябрьскому диплому 1860 г. и Февральскому патенту 1861 г. в Венгерском королевстве восстанавливалось Государственное собрание. Подготовка к выборам заметно оживила общественную жизнь.

 

“Меморандум словацкого народа”. Словацкая матица

Программа словацкого национального движения была сформулирована на многочисленном форуме посланцев большинства словацких городов и сел в июне 1861 г. в городе Мартине. Она получила название “Меморандум словацкого народа”. Ее авторами были Штефан Дакснер и Ян Францисци. Основным требованием меморандума было признание национальной самобытности словацкого народа и введение автономии словацкой этнической территории, так называемого Словацкого околья или “дистрикта”, в пределах Венгерского королевства. Здесь должны были действовать собственный законодательный сейм, администрация, судопроизводство, национальное образование всех ступеней. Словацкий язык вводился в начальной и средней школе, суде, церковном богослужении, местных органах управления. Предоставлялась свобода действий культурно-просветительским, экономическим и литературным обществам. В качестве официального языка всего Венгерского королевства признавался венгерский. На этом же собрании было решено основать Словацкую матицу.

После неудачной попытки добиться рассмотрения меморандума венгерским Государственным собранием словаки обратились с петицией непосредственно к императору Францу-Иосифу. На фоне ухудшавшихся австро-венгерских отношений невенгерским народам королевства были сделаны некоторые уступки. Так, словаки получили разрешение на открытые трех словацких гимназий и основание Словацкой матицы как культурно-просветительного общества.

Торжественное открытие Матицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований и взносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа 1863 г. Она была открыта в памятные дни празднования тысячелетия миссии Константина и Мефодия в Великой Моравии. Все усилия Матицы были направлены на пробуждение национального самосознания словаков. Матица была первой и единственной общенациональной организацией словаков, функционировавшей легально. Она всемерно поддерживала развитие словацкой культуры, литературы, искусства, науки.

 

Старая и Новая школа

Еще в период подготовки меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты “Пештьбудинские ведомости”. Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянства они видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке в Россию в 1867 г. на Всероссийскую этнографическую выставку привело к росту русофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию как спасительницу словацкого народа.

Второе течение – Новая школа – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства, интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она активно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта, добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатный орган – журнал “Словенске новины” (Словацкая газета), выходивший в Будапеште.

В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.

В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основу государственной идеологии была положена идея “единой венгерской политической нации”. Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местного уровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.

Интеллигенция начинает проводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизацию издательской и просветительской деятельности Словацкой матицы. Возникают новые общества, такие как общество словацких женщин “Живина”, католическое общество св.Войтеха и др.

 

Словацкое национальное движение в условиях мадьяризации

Большинство словацких общественных деятелей оставалось на стороне требований меморандистов, хотя они и понимали, что в новой политической ситуации вряд ли будет выполнена их программа. В 1870 г. редакция “Пештьбудинских ведомостей” переехала в Мартин, где газета получает новое название “Народние новины” (“Национальная газета”). В это время сторонники Старой школы провозгласили о создании Словацкой национальной партии и ее верности меморандуму.

Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со стороны властей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацких гимназии, а затем и Словацкую матицу. Словаки оставались без национальной средней школы вплоть до распада Австро-Венгрии, Матица также была воссоздана лишь в 1918 г. Таким образом словаки оказались лишены символа духовной жизни, первой по-настоящему общенациональной культурной организации, музея, литературного общества и издательства одновременно.

В 1875–1899 гг., когда во главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государстве проводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык становится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшие признаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знак протеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стены Государственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия отказалась от участия в политической жизни страны. С этого времени она придерживалась тактики пассивной оппозиции.

С начала 90-х годов велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской, словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезда невенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономии в рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов, вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др.

Стремление венгерских правящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, что вместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральные политики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции.

В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павел Мудронь. Одновременно вокруг газеты “Народние новины” объединяется младшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрели Светозар Гурбан Ваянский, Йозеф Шкультеты, Матуш Дула и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.