Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Хорватии в ХIХ - начале ХХ вв.



Важнейшие изменения в культурной жизни Хорватии первой половины ХIХ в. связаны с деятельностью участников иллирийского движения. Складывается специфическая культура «эпохи иллиризма» она включала в себя и поэтические сочинения, и музыку и особый иллирский костюм. «Иллирский костюм», должен был отличаться от венгерского и вообще европейского платья и символизировать хорватский патриотизм. В 30-е гг. ХIХ века в Загребе проводились даже особые иллирские балы. Разрабатывались идеалы особой иллирской эстетики. Важнейшими достижениями иллиров в области просвещения и культуры были: реформа языка, развитие журнального и газетного дела, открытие общественных читален. Иллиры поставили своей задачей широкую пропаганду своей программы и поэтому много внимания уделяли делу просвещения. Реформа языка, осуществленная Людевитом Гаем, способствовала развитию литературы на национальном языке, сближению сербской и хорватской культур.

Наука и просвещение

Наука и просвещение в Хорватии на первом этапе национального возрождения носили в основном прикладной характер, способствовали национальной интеграции. В это время, приходящееся на первую половину Х1Х века, основное место в научных исследованиях занимают гуманитарные науки - филология, литературоведение, история, философия. Повышенный, углубленный интерес к прошлому народа, позволял найти документальные свидетельства об «историческом праве» на независимость. Важную роль в деле становления хорватского просвещения и науки сыграла созданная в 1842 г. «Матица иллирская». Активное изучение национального языка и истории происходит как на базе Матицы, так и на открытой в Загребской учебной академии кафедры хорватского языка и литературы.

Школьное дело в Хорватии было поставлено несравненно лучше, чем в Сербии. Здесь уже в начале XIX в. существовали гимназии в Загребе. Осиеке, Пожеге и Вараждине.

Во второй половине ХIХ века наука выходит на теоретический уровень, довольно сильно интернационализируется, она направлена и на решение задач технического прогресса, модернизации. В 1863 г. в Загребе была открыта хорватская академия наук, которая получила название в духе югославянских идей - Югославянская академия наук и искусств. В 1873 г. начинает работу первый университет у южных славян - Загребский университет. Университет и Академия становятся центрами науки и культуры не только для хорватов, но и для других югославянских народов Австро-Венгрии. Здесь обучались и славяне из присоединенной к Габсбургской империи Боснии и Герцеговины.

Литература, изобразительное искусство. Музыка и театр

К началу ХIХ в. на хорватских землях уже сложилась литературная традиция. В Далмации она находилась под сильным влиянием итальянской литературы барокко и просвещения, а на территории Гражданской Хорватии и Славонии была связана с немецким просветительством и романтизмом. Наличие собственного дворянства. Интеллектуальной элиты в нескольких поколениях придавало хорватской литературной традиции классические черты литературы как искусства, а не как средства просвещения народа. Кастовость этого вида искусства, рассчитанного на избранный круг читателей, выражалась и в том, что произведения хорватской литературы создавались на латинском языке. Тесное переплетение задач национальной интеграции, политического просвещения и пропаганды национальной идеи ставили перед деятелями хорватского Национального возрождения задачу демократизации литературы. Этой просветительской деятельностью в литературе активно занялись участники иллирийского движения. Л. Гай и его сподвижники начали издавать журналы, газеты и брошюры на хорватском языке. Собственно профессиональных литераторов в это время еще не было, литература считалась изысканным хобби образованных людей. Однако именно в это время на фоне любительского писательства выдвигаются и подлинные литературные таланты.

Одним из крупнейших хорватских поэтов ХIХ века был деятель иллирийского движения и видный политик Иван Мажуранич (1814-1890). Он начал свое литературное творчество еще в иллирских журналах в 30-е гг. Его лучшее произведение поэма «Смерть Смаил-Аги Ченгича» (1846) написано в традициях романтизма и повествует о противостоянии турок и южных славян в эпоху Османского владычества.

Загреб считался музыкальной столицей южных славян, ибо здесь традиции музыкальных обществ и организаций сильны были еще c XVII в. Хорватское музыкальное общество, возглавляемое иллирами осуществило в 1846 г. постановку первой хорватской национальной оперы Ватрослава Лисинского «Любовь и злоба». В.Лисинский (1819-1854) - автор более ста музыкальных произведений, которые он старался аранжировать в «югославянском» духе.

Изменения в обыденной культуре и облике городов и сел

Хорватские города еще в период иллиризма украсились домами национальной архитектуры с символикой хорватской истории. Но чем ощутимее решались задачи национального самоопределения, тем меньше внимания уделялось этим внешним атрибутам.

В начале века горожане Хорватии и Славонии по костюму не отличаются от других горожан Австро-Венгрии. Крестьяне дольше сохраняют приверженность национальному костюму и традиционным предметам обихода.

Приморские города по-прежнему во многом сохраняли итальянское влияние, как в архитектуре, так и в быту, в том числе и в кухне. Именно здесь широко была представлена пища из продуктов моря, а также традиционные итальянские спагетти. Красочный женский и мужской народный костюм жителей приморья продолжал радовать глаз путешественников и курортников. Курортная специализация Далмации заставляла развивать сеть отелей и другой инфраструктуры для приема отдыхающих, а местных жителей вовлекаться в этот новый вид деятельности.

Культурная жизнь сербов в Австрийской империи в ХIХ - начале ХХ вв.

Сербы, проживающие на территории Австрийской империи, составляли особый культурный ареал. Православная традиция, большой монастырский комплекс, широкие контакты с Россией придавали культурным процессам этой части югославян империи Габсбургов особый колорит. Вместе с тем общая культурная традиция империи, преобразования в области просвещения и научных учреждений, широкое распространение грамотности, газет и журналов способствовало секуляризации сербской культуры. Особое значение в становлении сербской культуры играла Воеводина. Нови Сад и Сремские Карловцы становятся в первой половине ХIХ веке культурными центрами не только сербов Австрийской империи, но и сербов проживающих на территории Османской Турции.

Наряду с существовавшими церковными школами и семинарией, здесь работали и светские учебные заведения. Так, в 1810 г. была открыта гимназия в Нови Саде, одним из первых директоров которой стал выдающийся словацкий ученый-славист П.Й.Шафарик. При гимназии существовала солидная библиотека.

Важнейшим событием в деле становления общесербской науки и просвещения становится создание в 1826 г. культурно-просветительской и научной организации Матицы Сербской. Матица объединила литераторов, ученых, меценатов, стремящихся к просвещению, сербского народа. Стал издаваться журнал «Летопись Матицы Сербской». Матица стала издавать учебники, журналы, художественную и научно-популярную литературу.

Первый сербский просветитель Досифей Обрадович оказал большое влияние на формирование сербской литературной школы. Именно его призыв к широкому распространению знаний, просвещению народа дал прикладное, демократическое направление в развитии сербской литературы.

Большинство сербских поэтов и писателей первой половины ХIХ века, творчество которых вошло в общую сокровищницу сербской и югославянской культуры были родом из Воеводины - это Й.Йованович-Змай и Б.Радичевич.

Первый у югославян театр был открыт в Нови Саде в 1861 г. Один из первых сербских драматургов Йован Стерия Попович (1806-1856) родился и получил образование в Воеводине, но много лет он провел в Сербском княжестве, где стоял у истоков создания системы школьного образования. Он способствовал открытию в Белграде Общества сербской словесности, Национальной библиотеки и Народного музея. Его драматические произведения были разнообразны, наряду с патриотическими историческими драмами - «Милош Обилич», «Стефан Дечанский», он прославился своими комедиями «Скупой», «Ворона в павлиньих перьях» и др. Сравнение героического прошлого и мелочности настоящего лежит в основе нравственных размышлений Стерии Поповича. Он иронизирует над нравами современного ему чиновничества, парвеню в сербской среде. Попович считал чрезвычайно важным воспитательное значение искусства и в этом духе строил свои талантливые пьесы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.