Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Запрещение брака между родственниками.



 

Отвращение к половому общению между близкими родственниками, за редкими изъятиями, свойственно почти всем народам и носит название «кровосмешения». Половая связь между матерью и сыном является в этом случае особенно отвратительной. Но половая связь между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами имеет место у племени каниагмутов, тиннегов и чиненов. Брак между братьями и сестрами наблюдается и у других народов, но всюду большей частью порицается. Ведды находят вполне естественным брак между старшим братом и младшей сестрой, но не признают, наоборот, брака между младшим братом и старшей сестрой, а также между племянником и тетей. Это, впрочем, объясняется тем, что брак между молодым мужчиной и старой женщиной, с их точки зрения, ненормален. Браки между братьями и сестрами, не единоутробными, имели место у персов, египтям, сирийцев, афинян и древних евреев, но браки между дядями и племянницами (реже между тетками и племянниками) в одних случаях разрешались, а в других возбранялись. Исключая Испанию и Россию, во всей Европе разрешаются браки между двоюродными. Встречаются дикари, у которых браки между родственниками не разрешаются до третьей степени. Иногда воспрещаются браки между членами одного племени (клана), в родстве между собою и вовсе не состоящими. Такой порядок носит название экзогамного брака и наблюдается у австралийцев, допускающих браки только между отдаленными кланами. Мы об этом еще будем говорить. Констатируем, таким образом, что преобладающий контингент диких племен еще шире, чем мы смотрим на кровосмешение. Чем объяснить это?

Этот вопрос послужил причиною многочисленных споров, причем раньше утверждали, что брак между родственниками нарушает божий завет, противен врожденной стыдливости, вносит путаницу в представление о родстве и т. д. В настоящее время стараются найти в этом вред для потомства. Но из народоведения мы убеждаемся в совершенной необоснованности этих мнений.

Мак‑Леннан, с другой стороны, доказал, что многим народам, вместо экзогамии, свойственна, наоборот, эндогамия, в силу которой запрещается брак с представителями чужих племен.

Спенсер вместе с Мак‑Леннаном изыскивали всевозможные способы для объяснения этого обстоятельства. Но Вестермарк, я думаю, и здесь попал в самую точку, ссылаясь на следующие факты.

Мы видели уже, что все необычное возбуждает, а обычное притупляет у мужчины половое стремление. В этом смысле отталкивающе действует между мужчиной и женщиной не близкое их родство, а совместная жизнь в продолжение целого ряда лет. Можно на этом же основании наблюдать отсутствие полового стремления между приемными братьями и сестрой, а иногда между близкими друзьями детства. Но, с другой стороны, братья и сестры, а также и другие близкие родственники, жившие по каким‑либо причинам далеко и изолированно один от другого, при встрече могут сильно влюбиться друг в друга. Нельзя поэтому говорить о врожденной антипатии к половому общению между родственниками потому только, что они находятся в родстве, а следует искать простое объяснение в том, что такие мужчины и женщины с ранних лет живут под одной кровлей, особенно же кровные родственники. Отсюда мы можем вывести объяснение и для экзогамии, считаясь с тем, что члены одного и того же клана всегда соприкасаются между собою. Мы, на самом деле, замечаем наиболее суровые законы, направленные против кровосмешения, у тех родов, которые отличаются малочисленностью, не превосходящей 30 — 50 человек. При большей же обособленности этих семей, такого рода запретов не наблюдается. Что касается эндогамии, то у маоров, например, признающих эндогамию, имеются свои соображения имущественного свойства, в силу которых брак между родственниками является желательным, причем деревни их находятся далеко друг от друга.

Эндогамия и родственные браки, стало‑быть, будут иметь место там, где отсутствует родовой быт и нет знакомства между родственниками или, по крайней мере, имеется весьма малое общение. В зависимости от совместной жизни таких родственных элементов, возникло запрещение брака не только между родственниками, но и между членами рода. В этом же следует видеть причину запрещения брака и между свояками, приемными братьями и сестрами и т. д. Эндогамии не наблюдается у народов, общественная жизнь которых вылилась в мелкие и тесные общины.

Нужно видеть натуральную причину кровосмешения между живущими вместе родственниками, главным образом, в недостатке женщин в семьях, жизнь которых носит замкнутый и уединенный характер. Его можно наблюдать, равно как и содомию, у пастухов в изолированных альпийских местностях, а также у психопатологически выродившихся людей, но в данном случае оно должно быть рассматриваемо как результат психопатологических стремлений и представлений.

Спаривание между близкими родственниками у таких животных, которые живут в одиночку и семьи которых быстро расчленяются (кошки), происходит очень часто.

Каков же взгляд на это в общем со стороны естественно‑исторической науки? Однородность вида производителей, как мы в этом убедились, является необходимым условием производства хорошего потомства, — это подтверждается ничтожной жизнеспособностью и совершенным бесплодием таких помесей, которые обязаны своим происхождением скрещиванию отдаленных рас или подвидов. Но и продолжительное скрещивание между родственниками имеет также свои неблагоприятные последствия. При родственном скрещивании, продолжающемся целый ряд поколений, число мертворождений может возрасти до 25%, между тем как обычно оно не превышает 8%. Вредные последствия родственного скрещивания можно приписать также накоплению в потомстве патологических недостатков. Но Вестермарк признает, что чрезвычайно трудно проследить действительный вред скрещивания между родственниками у человека (кровосмешение). Это и понятно, ибо родственное скрещивание у животных, вред которого мы доказали, продолжается целый ряд поколений и имеет место между родителями, детьми, братьями и сестрами, — у людей же этого не может быть. Можно целый ряд годов размножать как животных, так и растения с помощью самооплодотворения, причем никаких вредных результатов не последует. Кровосмешение в наиболее резкой форме свойственно было персам и египтянам, на которых, это, однако, почти не отражалось. По отзывам скотоводов, достаточно одной только капли неродственной крови, чтобы устранить вредные последствия кровосмешения, у людей же таких капель всегда найдется достаточно, при каком угодно сильном кровосмешении. Птоломеи всегда брали в жены сестер, племянниц или двоюродных сестер, но это нисколько не отражалось ни на их долговечности, ни плодовитости. Родственное скрещивание свойственно цейлонским веддам и в довольно значительной степени, причем они не выделяют из своей среды большого количества душевно‑больных, но отличаются малорослостью, слабой плодовитостью и наклонностью к вымиранию.

Возможность браков между двоюродными очень усердно обсуждалась в Европе, причем принимались все меры, чтобы доказать их вредную сторону. Но если отнестись к этому вопросу без предубеждения, то можно видеть, что лишь продолжительное родственное скрещивание дает отрицательные результаты, так как происходит скопление различных патологических пороков, свойственных данной фамилии, как душевные болезни, болезнь крови и т. д. Однако, такие же последствия обнаружит и брак между душевно‑больными, сифилитиками и проч., хотя бы они принадлежали к семьям, ничего общего друг с другом не имеющим. Здесь, таким образом, не родственное скрещивание, обыкновенно редко встречающееся у людей, служит источником зла, а лишь продолжающееся размножение патологических зародышей. Статистика применительно к душевным болезням и показала, что браки между двоюродными ни в каком случае не обусловливают увеличения рождения душевно‑больных.

Вестермарк все же, очевидно, считаясь с господствующим мнением, допускает в определенных размерах наличность инстинктивного отвращения к браку между близкими родственниками. Можно было бы присоединиться к его мнению, если бы нашему обществу действительно свойственно было такое родственное скрещивание, какое наблюдается у некоторых животных. Ибо упорное и долго длящееся родственное скрещивание и дает вредные для вида результаты. Но у нас, наоборот, есть основание утверждать что встречающиеся браки между родственниками являются исключением, и в этом смысле, не представляя никакой ровно опасности, должны быть рассматриваемы лишь как пережиток предрассудка. Должно скорее принимать меры против рождения детей субъектами патологическими и против бластофтории. Следует считаться с тем, что действительные формы кровосмешения, в виде полового общения между родителями и детьми или братом и сестрой, имеет место лишь у выродившихся психопатов. Происходит, таким образом, смешение причины (душевной анормальности) со следствием.

Вестермарком же указывается еще один пример, могущий считаться типичным. Жители общины Батс (3300 душ) заключают браки только между собою уже бесконечное количество лет. А между тем у них не замечается никаких симптомов вырождения или ухудшения их здоровья.

Мы видели уже инстинктивно привлекательное действие противоположностей в любви, и обратное влияние слишком большого сходства. По словам Бернардена де Сен‑Пьер, «любовь есть продукт противоположностей, обилие которых усиливает ее». По Шопенгауэру же: «один пол имеет обыкновение требовать от другого такого одностороннего свойства, которое противоположно его собственным свойствам; таким образом, мужчина наиболее мужественный будет, в свою очередь, искать себе наиболее женственную женщину, в то время как слабый и малорослый ищет соединиться с пышноразвитой и представительной женщиной; курносые питают слабость к длинноносым; высокие и худощавые прельщаются крепкосложенною женщиной, — и все эти обстоятельства обусловливают наибольшую плодовитость». Если считаться с наличностью такого рода инстинкта, то родственное скрещивание будет исчезать само собою, так как каждому полу свойственно инстинктивное стремление к противоположностям, ослабляемым родственным скрещиванием.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.