Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства для привлечения.



 

Тщеславие издревле свойственно людям. Самые дикие и грубые народности питают слабость к нарядам. Привлекающими средствами у них служит татуировка, кольца, продетые в губы, нос и уши, браслеты на руках и ногах, разрисовывание и проч. Сантальская женщина имеет иногда на себе до 30 фунтов украшений. В целях украшения, не останавливаются перед такими бессмысленными поступками, как выбивание себе зубов. Здесь играют роль и религиозные соображения, которые должно считать на втором плане, так как половое стремление нравиться, равно как и тщеславие, являются здесь основною причиною. В стремлении нравиться следует искать и привычку одеваться, наряжаться в тех странах, где условия климатические этого не требуют. Религиозные обычаи обязаны были здесь своим возникновением половому инстинкту, и лишь впоследствии, на почве мистицизма, объединились собственно с религией.

Татуировка может быть не только безобразной, но и довольно художественной. Мужчины диких племен, как замечено, отличаются большим кокетством и более сильной страстью к нарядам, чем их женщины. Здесь прибитое положение женщины не является причиной, так как раскрашивание и татуировка менее свойственны более свободным женщинам этих племен, чем тем из них, которые исполняют обязанности рабынь. Объяснение можно найти в том, что у дикарей мужчине больше угрожает риск остаться безбрачным, чем женщине, вследствие чего он и изыскивает способы нравиться. Наряды мужа больше занимают женщину у дикарей, чем их собственные, причем мужчина старается считаться со вкусом женщины. Украшением дикаря большей частью являются военные трофеи. Обратное наблюдается у культурных народов, где свобода выбора гораздо шире предоставлена мужчине и где много женщин остается за бортом. Поэтому меры привлечения изыскиваются здесь уже женщинами, украшающими себя, чтобы иметь наибольшее количество шансов понравиться.

В чем искать причину стыдливости у человека, применительно к половым органам? Животным это совершенно не свойственно. По утверждению психолога Бунда, стыдливость составляет отличительный признак человеческого рода. Однако, это не подтверждается, так как многие народы этого чувства вовсе не знают, причем иные закрывают другие части тела, оставляя половые органы открытыми, у иных же народностей мужчины или женщины ходят совершенно голыми. Появление одежды следует приписать желанию нравиться или же изысканию защиты от холода. У племени массаев мужчины стыдятся прикрывать свой penis, а показывание его считают даже приличным. Стыдливости также не следует приписывать употребление поясов и других аналогичных принадлежностей одежды женщиной‑дикаркой, так как и здесь имеются лишь в виду средства для украшения и привлечения. Вполне естественной и не обусловливающей ни эротизма ни чувства стыда является нагота в тех местностях, где все ходят голыми; наряжение же половых частей, как у мужчин, так и у женщин, служило лишь интересам привлечения. Должно признать, что коротенькие просвечивающие юбочки балерин более непристойны, чем нагота дикарки. Покров, по меткому выражению одного естествоиспытателя, вызывает больше соблазна, чем обнажение. Сноу утверждает, что чувственность меньше возбуждается от общения с голыми дикарями, чем в обществе наших полуодетых светских дам. Рид заявляет, что «нагота является наиболее нравственной и всего менее возбуждающей страсть». Конечно, если мы имеем дело уже с нею, как с обычаем.

Делались попытки, при посредстве благочестивых людей внушить дикарям стыдливость, приучив их также и к ношению одежды, но результаты получились совершенно обратные, так как с точки зрения дикаря безнравственно и бесстыдно закрывать половые органы. У одной дикой девушки Уоллес видел юбку, которую ее обладательница так же стыдилась одевать при других, как стыдится наша женщина разоблачаться в присутствии посторонних.

Как только укоренилась привычка к одежде, возбуждающе начинает действовать нагота, и одновременно с обычаем одеваться возникает чувство стыдливости, особенно свойственное пожилой женщине. В этом случае не только больше практиковавшаяся привычка, но и сознание увядших прелестей толкает скрывать свое тело от постороннего взора; здесь можно, впрочем, видеть и следы инстинктивного женского чувства эстетики.

Во время оргий, пиров и празднеств, которые устраиваются дикарями, они иногда натягивают на себя предметы одежды, чаще закрывают передниками половые части, что имеет целью, главным образом, возбуждение мужчин, И если мужчина‑дикарь признает еще некоторое слабое подобие одежды, то дикая женщина в подавляющем большинстве случаев ходит совершенно нагою.

Но с течением времени все тело стали закрывать одеждой, и обнаженное тело, наоборот, стало действовать возбуждающе. Обнажение приняло характер бесстыдства, что мы и замечаем, например, у китаянок, никогда не обнажающих своих ног, у магометанок, не открывающих лица, и друг. Есть дикари, которым стыдно показывать даже кончики пальцев.

Обрезание у евреев (отрезание у мальчиков крайней плоти), а также у полинезийцев, австралийцев и др., искусственное вытягивание срамных губ, практикуемое готтентотками, малайками и дикарями Северной Америки, — во всем этом Вестермарк видит способы для возбуждения противоположного пола, для привлечения и раздражения его полового инстинкта. Со временем это вошло уже в религиозный обычай, а практические евреи воспользовались применением обрезания в интересах чисто гигиенических.

Таким образом, всякое уклонение от обычая служит причиной для возбуждения стыдливости, — причем такое объяснение годится не только для специально полового, а и для всякого другого стыда. Поступки товарищей, брата или сестры являются для ребенка образцовыми, и ему стыдно делать иначе. Но для всякого стыда и всякой стыдливости какого угодно происхождения имеются свои определенные объекты. Можно было наблюдать искренний хохот дикарок, которым они встречали голых спутников Ливингстона, когда последние отворачивались из чувства стыда. Непривычное нарушение какого‑либо укрепившегося обычая и обусловливает, таким образом, чувство стыда. Поэтому непривычное, из ряда вон выходящее, поведение одного пола (особенно женщин) и служит причиной возбуждения в другом полового вожделения.

 

 

Свобода выбора.

 

Женщины у дикарей часто лишены права распоряжаться собою пр своему усмотрению, хотя это наблюдается не у всех. Не должно удивлять такое положение вещей, если принять в соображение, что женщина является предметом купли‑продажи. Эскимосы уже при самом рождении девочки предназначают ее для какого‑нибудь мальчика, бушмены же и ашантии оказываются в этом случае еще предусмотрительнее и обручают дитя еще в утробе матери на тот случаи, что может родиться девочка. Воля матери и родственников с ее стороны в обручении девушки является решающей.

В некоторых случаях требуется уже и согласие женщины при решении вопроса о браке, так как в противном случае брак может считаться недействительным. Это наблюдается преимущественно у племен Америки, причем жена исчезает со своим любовником, муж же теряет ее навсегда. У некоторых народов такое похищение мало‑по‑малу вошло в узаконенный обычай. Когда я путешествовал по Болгарии в 1891 году, мой спутник‑болгарин говорил мне, что у них крестьянин выплачивает отцу невесты от 200 до 300 франков. Если же отец слишком запрашивает, то невеста умыкается и лишается невинности, благодаря чему брак беспрепятственно уже совершается, причем отцу ничего не достается. Есть народы, у которых женщине предоставлено самой выбирать себе из ряда мужчин жениха, и желание ее исполняется беспрекословно. Этот обычай имеет место у минагасского племени с о. Целебеса. При этом жениху вменяется в обязанность внести сумму лишь в половинном размере. Брак у туарегов и других носит те же следы.

Вестермарк резюмирует, основываясь на вышеизложенном, что женщины в примитивном состоянии человечества располагали большей свободою выбора, чем впоследствии, причем брак по покупке представлял собою более позднюю промежуточную стадию. С осложнением жизни и приобретением женским трудом большей ценности, стала производиться продажа отцами своих дочерей. В настоящее время происходит аналогичная продажа дикарями своих жен белым для проституции. Но в то отдаленное время, когда не было еще никакого намека на культуру, когда не было ни денег, ни труда в том значении, какое мы теперь ему придаем, когда каждый индивидуум содержал себя лишь одной борьбой — отец не имел основания, ни даже возможности отдавать свою лочь в невольницы за вознаграждение, как аналогично не сделает этого, например, в настоящее время оранг‑утанг или горилла. Похищение или такого рода брак, когда женщины против их собственной воли становились женами, как захваченные в плен на войне, ничего общего не имеет с умыканием, или таким браком, который заключался с одобрения девушки.

У дикарей безраздельно принадлежат отцу также и мальчики, причем он может их не только продавать, но даже и убивать. Но возмужалость сына сводит это право на‑нет, и юноше предоставляется свободный выбор жены, независимо от участия родителей. У многих патриархальных народов (индийцев, азиатов) отцу принадлежит все имущество и вся огромная власть, возрастающая вместе с почетом, тем более, чем старше становится этот глава семьи. Дети и внуки с их женами и всем потомством едят за общим столом и пр., причем брак любого из его потомков совершается не иначе, как с одобрения главы семьи. На этой почве и проявляется весьма дурное и развращающее влияние патриархата, так так патриархат обыкновенно применяет свою власть лишь в угоду своим собственным интересам, предоставляя своих старых жен в распоряжение своих детей и отнимая молодых у последних для себя. Так, японская девушка, независимо от ее нравственной чистоты, беспрекословно, по приказанию своего отца, отправляется в публичный дом, чтобы на всю жизнь остаться там проституткой. Такой патриарх распоряжается жизнью и смертью своего потомства (также и мужского). В этом следует искать и возникновение культа предков. В настоящее время в России мы сталкиваемся с таким же безнравственными последствиями, где в крестьянстве в подавляющем большинстве случаев свекор находится в половом общении со своими снохами. Таким образом, глава семьи при патриархате, принимая чуть ли не божественные поклонения, делается суровым тираном ее. В романских странах на этой почве еще по настоящее время господствует закон, в силу которого мужчина или женщина, даже достигшие уже 30‑летнего возраста, должны все‑таки формально заручиться разрешением отца на вступление в брак. В интересах осуществления своего желания, они посылают отцу так называемое «sommations respectuenses».

Таким образом, во всем, что касается свободы выбора, наиболее примитивные народы в большей или меньшей степени приближаются к господствующим в настоящее время у нас взглядам. Их от нас отделяло варварское заблуждение, длившееся довольно долго и заключавшееся как в браке при помощи покупки, так и в патриархальной автократии. Переходная стадия культуры насчитывает не мало подобного рода заблуждений. Мы упомянем здесь из них лишь пытку, систему рабства, а также употребление наркотических средств и особенно алкоголя, ставшее в настоящее время всеобщим.

 

 

Половой подбор.

 

Здесь мы имеем в виду взаимный выбор друг друга самцов и самок, в интересах совершения полового акта. У позвоночных животных выбирает чаще самка, так как самец обнаруживает склонность спариваться почти с любой из самок, что нельзя сказать о самке. Это же можно предположить и у примитивных людей, в тот отдаленный период, когда им свойственна еще была течка, ибо половой инстинкт отличался тогда значительно большею интенсивностью. Но и в настоящее время, в среднем, наша женщина отличается большею разборчивостью и строгостью, чем мужчина. При гибридации уже самец был той активной стороной, которая восстала против инстинкта вида. Рабыням свойственно часто покидать своих свободных мужей, но рабы почти никогда не оставляют своих свободных жен. Разборчивость женщины можно проследить и у всех диких племен. У метисов чаще отец принадлежит к высшей расе, чем мать, так как белая женщина очень редко сочетается браком с негром. И у нас девушка образованная не выйдет замуж за необразованного человека, между тем как обратное весьма часто наблюдается.

У дикарей симпатиями женщины пользуется наиболее сильный, наиболее ловкий, пылкий и предприимчивый мужчина. «Герои» всегда властвуют в сердцах женщин, которые готовы отдать им свою судьбу. У некоторых диких племен на о, Борнео наивысшим идеалом для женщины является мужчина, сразивший максимальное количество врагов и собравший наибольшее количество их голов. Естественный подбор в такого рода чертах находит себе вполне оправдание, так как получаются потомки наиболее сильные и наиболее способные к защите.

На мужчину также впечатление производит женщина здоровая, стройная. Греческое искусство с образами Эроса и Афродиты и обязано этому здоровому представлению, так как прообраз этой богини олицетворял собою и любовь, и красоту.

Представление о красоте весьма относительно. Наши длинные носы возбуждают смех в австралийце, а индо‑китаец сравнивает наши белые зубы с зубами собаки, а розовые щеки с цветами картофеля. Женщины одного дикого племени перетягивают ноги под коленами, чтобы придать им вид одутловато‑распухших. Это, по их мнению, очень красиво. Изуродованные ноги и выдающиеся скулы приводят в восхищение китайца. Понятие о красоте у каждой расы отвечает идеальному типу этой расы для каждого пола. Обобщая, можно сказать, что для мужчины мускулы характеризуют красоту, для женщины же — полнота, чем и объясняется пристрастие некоторых к толстым и тучным женщинам. Уродливо‑отвислые груди готтентоток, закидываемые ими на спину во время кормления, а также их искусственно‑растянутые срамные губы составляют идеал красоты для готтентота.

Можно поэтому собрать весьма незначительное количество общих признаков красоты, причем на первом плане будут идеальный тип расы и здоровье, как для одного, так и для другого пола, а также для женщины — полнота и гибкость, для мужчины же — сила и ловкость. Что же касается всего остального, то оно колеблется в разнообразных пределах и обусловливается расой, местными обычаями, взглядами и пр. Таким образом, местная точка зрения создает оценку тому или иному виду татуировки, бороды и волос, своеобразно видоизмененным носам, черепу, ногам и т. д. Расовые особенности при этом становятся объектом культа. Таким образом, грудь красавицы у европейца сравнивается с белым снегом, а у темножелтого малайца — с золотом. Туземцы с Короманделя своих богов и детей изображают черными, а чертей, наоборот, белыми.

Взаимоотношение между половою любовью и красотой не базируется на эстетике, представляющей собою бескорыстное чувство, между тем как половая любовь отличается своекорыстностью, в качестве примитивного инстинкта. Мы можем здесь скорее видеть инстинктивное требование здоровья при половой любви, хотя обнаруживаем много заблуждений в нравах. Мы объясняем инстинктивное стремление к расовому идеальному типу тем обстоятельством, что те или иные от него уклонения носят характер патологический, вследствие чего половой подбор старается отделаться от них.

Дикари также не свободны от власти моды, которая, однако, не столь изменчива у них, как это имеет место у нас, и во всяком случае, те или иные видоизменения их нарядов находятся в тесной зависимости от их обычаев и нравов.

Расовый тип находится под большим влиянием и климата, причем мы можем наблюдать соответствие расы данному климату. Таким образом, кожа европейца под тропиками темнеет, между тем как у негра и индийца кожа на севере светлеет. Здесь, на цветах, несомненно влияние индивидуальной и наследственной энграфии, что особенно подтверждается опытами д‑ра Каммерера на биологической испытательной станции в Вене.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.