Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация методов исследований



Методология исследования в управленческих системах

Методология предполагает определение проблемы, целей, предмета исследований, границ исследований, выбор средств и методов, определение необходимых ресурсов и этапов проведения исследования. Методология организации исследования требует учета ряда системных характеристик:

1. Потребность в исследовании, определяется важностью и актуальностью проблемы.

Проблема – реальное противоречие, несоответствие. Источники проблем: изменение требований внешней среды или амбиции руководителя.

2. Объект исследования (организация, система управления организацией)

3. Предмет исследования (проблема или комплекс проблем, недействующая система мотивации, неэффективная система управления и т.п.)

4. Ресурсы (материальные, технические и иные ресурсы, которые необходимы для проведения исследования, обработки результатов, а также собрать правовые документы, характеризующие объект исследования

5. Эффективность исследования: соизмерение затрат на проведения исследования и полученных результатов. (результативность, ресурсоемкость, оперативность).

6. Результаты исследований, могут быть представлены в нескольких формах:

a. Новая модель системы управления

b. Новые регламенты

c. Скорректированные расчетные формулы

d. Новая система мотивации и т.д.

На практике методология - это отдельный документ, который называется «Программа исследования», он состоит из трех частей:

1) Теоретическая

2) Методическая (обоснование метода проведения исследования, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов и способа их представления)

3) Организационный (план проведения исследования, включая формирование команды, распределение трудовых и финансовых ресурсов).

Состав и выбор методов исследования

Первый уровень. Классификация может быть иерархической й и неиерархической.

Иерархическая устанавливает отношения соподчинения исследуемых систем управления. Иерархическая классификация допускает символизацию в виде графов (элементов и подсистем) например, СУ маркетингом, сбытом и т.д.

При неиерархической классификации все множество СУ разбивают на непересекающиеся множества, например, по предметным областях.

Второй уровень рассматривает состав методов исследования как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно или функционально в определенном методе.

Любое исследование систем управления может включать:

1. сбор первичной информации (результаты наблюдения, зафиксированные акты)

2. проверка достоверности полученных данных, отбраковка шума и дезинформация

3. проверка и логический анализ имеющихся данных на непротиворечивость

4. выдвижение одной или нескольких гипотез относительно возможных причин наблюдаемых проблем

5. разработка проекта и плана исследований, его организация, мотивация и контроль результатов

6. контроль результатов реального функционирования

7. диагностика ..

8. разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям

9. разработка рекомендаций по совершенствованию объекта и его СУ

10. верификация полученных результатов и разработанных рекомендаций

11. передача исследования и рекомендаций заказчику

Классификация методов исследований

- по предметной области (геополитических, экономических, технилогических и т.п. СУ)

- по целям исследования:

a) по повышению целевой эффективности системы

b) по снижению расхода рес3урсов

c) по снижению рисков

d) по повышению безопасности СУ

- по глобальности решаемой проблемы:

a) системные (комплексные)

b) частные специальные

c) сравнительные

- по масштабу

a) фундаментальные исследования

b) прикладные исследования

- по методологии проведения:

a) контрольные, проводят для подтверждения определенных свойств СУ в процессе ее функционирования и ее обнаружения

b) диагностические, проводят для изучения причин отклонений от плановых значений

c) сравнительные

d) исследования на соответствие СУ

e) классификационные, цель – распределение объектов по классам для обеспечения последующих сравнительных исследований

f) распознавание образов, используется для установления класса объектов, к которому принадлежит объект исследования и определения минимального числа параметров его характеризующих

- по характеру участия объекта исследования в производственном процессе

a) исследования материалов

b) экономические исследования

c) конструкторские и технологические

d) социологические

- по виду используемых данных и информации и по виду методических приемов

a) экспертные оценки, проводятся на базе неосознанной и подсознательной информации экспертов в условиях, когда другие виды информации либо отсутствуют вообще, либо недоступны, либо ограничения по времени не дают возможности проводить другие виды исследования

b) логические исследования (мысленный эксперимент)

c) моделирование

d) испытание – эксперимент в целях совершенствования какого-либо объекта

e) статистика – это пассивные исследования (регрессивный анализ, традиционный анализ)

- по степени обязательности проведения исследования

a) инициативные

b) директивные, инициатор – вышестоящая организация или они определены законом

Выбор методов исследований:

1. Определение цели исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала и т.д.

2. Установление требований к результату исследования (+ точность и достоверность)

3. Установление наличия и типа данных о системе управления, объекте управления, внешней среде (интуитивные, предметны, количественные и т.д.)

4. Оценка возможности получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследования

5. Определение множества методов, применимых при существующих и возможных данных

6. Из числа применимых методов отбирают методы, позволяющие достичь поставленных целей, эти методы называются рациональными

7. Формулировка критерия как правила выбора наилучшего в определенном смысле метода из рациональных (экономичность, быстрота и т.д.)

8. Вычисления значения критериев для каждого из рациональных методов

9. Выбор оптимального метода по критериям

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.