Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ



 

 

2.1. Системный анализ как конструктивное направление исследования процессов управления

 

Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организа­ции и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. Он позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому клас­су сложности она относится, найти новые эффективные методы научной организации труда, а также вспомнить те, которые при­менялись ранее.

Системный анализ деятельности предприятия либо организа­ции проводится на ранних стадиях работ по созданию конкрет­ной системы управления. Это обусловлено:

• продолжительностью и трудоемкостью работ, связанных с пред проектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследования;

• выбором метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и организа­ционной целесообразности;

• разработкой компьютерных программ.

Конечной целью системного анализа является разработка и вне­дрение выбранной эталонной модели системы управления. В соот­ветствии с этим необходимо выполнить исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития организации (пред­приятия), а также ее место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования всей органи­зации (предприятия) и отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение поставлен­ных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для проведения ана­лиза и разработки мероприятий по совершенствованию действую­щей системы управления;

6) использовать передовой опыт других организаций (пред­приятий);

7) определить, что требуется для адаптации выбранной (син­тезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемой организации (предприятия).

В процессе системного анализа особое внимание обращается на следующие характеристики:

• роль и место организации (предприятия) в отрасли;

• состояние производственно-хозяйственной;

• производственная структура предприятия;

• система управления и ее организационная структура;

• особенности взаимодействия с поставщиками, потребите­лями и вышестоящими организациями;

• инновационные потребности (возможные связи с научно- исследовательскими и проектно-конструкторскими органи­зациями);

• формы и методы стимулирования и оплаты труда сотруд­ников.

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективно­сти, который должен быть выражен в виде конкретного показа­теля. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития организации (предприятия) и его фактического состояния в рас­сматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды.

Четко и грамотно сформулированные цели развития пред­приятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований.

Программа системного анализа, в свою очередь, включает перечень вопросов, подлежащих исследованию в соответствии с их приоритетностью, по разделам. Так, это может быть анализ:

• организации (предприятия) в целом;

• типа производства и его технико-экономическая характе­ристика;

• подразделений, выпускающих продукцию (услуги), т.е. ос­новных подразделений;

• вспомогательных и обслуживающих подразделений;

• системы управления организацией (предприятием);

• форм связей документов, действующих на предприятии, маршрутов их движения и технологии обработки.

Каждый раздел программы представляет собой самостоя­тельное исследование и начинается с постановки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкрет­ной системы управления.

В табл. 2.1 показано, как могут быть увязаны конкретные цели и задачи анализа.

Таблица 2.1. Основные цели и задачи анализа организации
Формулировка цели Задана анализа Примечание
Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции Изучение рынка сбыта (спрос и предложение) Принимается в качест­ве стратегии развития
Повышение рентабель­ности производства Изучение финансового состояния предприятия Принимается в качестве критерия
Обеспечение ритмич­ности производства Изучение работы про­изводственно-диспет­черского отдела Определяется опти­мальная величина заделов
Повышение обосно­ванности производст­венных планов Изучение работы пла­ново-экономического отдела Используется для улуч­шения планирования
Внедрение методов маркетингового иссле­дования Изучение работы отде­ла маркетинга Требуется для улучше­ния работы отдела мар­кетинга или его расши­рения
Обоснование и раз­работка программы развития предприятия Разработка конкрет­ных бизнес-планов по каждому изделию Оптимизируется баланс мощностей

 

Как отмечалось выше, первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития орга­низации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, либо способствующие, либо препятствующие скорей­шему их достижению. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Повышение эффективности функционирования организации для реализации цели 1 «Повышение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели (подцели):

1.1. «Внедрение новой техники»;

1.2. «Совершенствование организации производства»;

1.3. «Совершенствование системы управления».

Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и про­анализировать факторы, способствующие их достижению (табл. 2.2 и 2.3).

Таблица 2.2. Факторы, способствующие достижению цели
Цель Факторы
Внедрение новой техники 1. Наличие финансовых средств 2. Внедрение новой техники в цехах № 1 и № 2 3. Внедрение прогрессивных технологий 4. Совершенствование действующих технологий
Совершенствова­ние организации производства 1. Внедрение новых поточных линий 2. Внедрение бригадных форм организации труда 3. Совершенствование оплаты труда 4. Введение прогрессивных норм и расценок
Совершенствова­ние системы управления 1. Совершенствование структуры управления 2. Сокращение численности аппарата управления 3. Совершенствование технологии подготовки управленческих решений 4. Сокращение документооборота

 

Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сформулировать совокуп­ность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее пол­ным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполнителя. Это является залогом успешной реализации функ­циональной стратегии организации.

Таблица 2.3. Факторы, препятствующие достижению цели
Цели Факторы
Внедрение новой техники 1. Отсутствие финансирования на приобретение новой техники 2. Невыполнение плана внедрения новой техники 3. Большая энергоемкость техники 4. Несогласованность конструкторских и техно­логических проработок изделий
Совершенствова­ние организации производства 1. Отсутствие объемных расчетов для внедрения поточных линий 2. Оторванность заработной платы от конечного результата 3. Большие простои оборудования 4. Несвоевременная поставка заготовок 5. Несвоевременность пересмотра норм и рас­ценок 6. Низкая культура производства
Совершенствова­ние системы управления 1. Несвоевременность принятия управленческих решений 2. Перегрузка отдельных структурных подразде­лений 3. Отсутствие персональной ответственности за принятие управленческих решений 4. Отсутствие процедур принятия решений 5. Несвоевременность пересмотра должностных инструкций 6. Отсутствие должностных инструкций

 

После проведения системного анализа необходимо обобщить полученные данные и представить предложения по обоснова­нию целесообразности рационализации системы управления. На основе таких предложений выполняются следующие работы:

• принимается решение о внедрении выбранной модели сис­темы управления;

• разрабатывается регламентирующая документация;

• разрабатывается конечная схема процесса управления;

• разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления предпри­ятием;

• выбираются конкретные научно обоснованные методы управления;

• формируется новая корпоративная культура.

 

 

2.2. Основные подходы в системном исследовании

 

Системный подход — это такое направление методологии науч­ного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной ки­бернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается совокуп­ность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (сис­темного анализа).

1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения. Это означает наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем — управляющей и управляемой, причем одна подчиняется другой.

3. Структуризация. Реализация этого принципа дает возмож­ность анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность. Этот принцип позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное зна­чение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. «входа», «процесса» и «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследо­ваний сначала исследуются параметры «выхода», т.е. вопросы ставятся относительно товаров или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами и для кого, в какие сроки продавать и по какой цене? Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяются параметры входа, т.е. исследуется по­требность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных). Она выявляется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (техника, технология, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономиче­ской, геополитической, социальной, экологической и др.).

И наконец, не менее важное значение приобретает исследо­вание параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На данном этапе в зависимости от объекта исследо­вания рассматривается производственная технология либо тех­нология управления, а также пути ее совершенствования и спо­собствующие этому факторы.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплекс­но оценить любую производственно-хозяйственную деятель­ность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода по­зволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Комплексный подход предполагает рассматривать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это озна­чает, что необходимо учитывать не только внутренние факторы, но и внешние — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Однако, к сожалению, они не всегда принимаются во внимание. Например, часто со­циальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются вообще либо их решение откладывается. При вне­дрении новой техники не всегда берутся в расчет показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости ра­бочих, а в итоге — к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности проблемы мотивации труда.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

Для исследования функциональных связей информационно­го обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управ­ления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появ­ляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, а им поручаются более конкретные задания. На­пример, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качест­ву, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта но гори­зонтали требует формирования единой и четкой информацион­ной системы управления, которая должна включать прежде все­го показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подго­товки производства, а также показатели собственно производст­ва, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обес­печивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего дости­жения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объе­динением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедре­нием новых технологий и нового оборудования. В свою очередь, создаются условия для улучшения связей по вертикали между фе­деральными, муниципальными органами управления и отдельны­ми организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации.

Интеграция как таковая дает организациям (предприятиям) дополнительные возможности для повышения их конкуренто­способности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реали­зации принятых решений.

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уров­нях в системе управления — холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что по­будительным мотивом к проведению анализа являются конкрет­ные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик. Объектами анализа в данном случае могут быть:

• структура управления — в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикаль­ных, либо горизонтальных связей;

• методы управления;

• стиль руководства — в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирает­ся стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;

• внешняя и внутренняя среда организации;

• стратегия развития организации;

• технико-технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа ор­ганизаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управ­ляющей системы на потребителя. Реализация поставленной це­ли требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой — обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся:

• качество продукции или услуг;

• качество управления самой организации;

• маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответство­вать реальной потребности населения.

При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. по­зицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба является дорогостоя­щим мероприятием, а рынок характеризуется высокими входными барьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информаци­ей, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на умении организации быст­ро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. За­лог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрес­сом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновацион­ном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Здесь следует определить, рас­полагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение возрастают все интенсивнее.

Как правило, финансирование осуществляется инвестици­онными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая науч­ная идея. Финансирование проходит в несколько этапов: снача­ла прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе финансирование массового производства. Весьма важное значение имеет поиск надежных финансовых инвесторов, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком. Кроме того, здесь достаточно велик финансовый риск.

На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проек­тов, и какова их профессиональная подготовка.

Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР.

Здесь необходимо определить техническую, органи­зационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

Анализ возможности вывода нового продукта на рынок.

Осо­бую роль в данном случае должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции по­добного типа, пользующейся спросом, определить, где она про­изводится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная по­зиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия органи­зации, от которой зависит продолжительность жизни товара — от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка

При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возмож­ность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода твор­чества: право принимать решения и отвечать за конечные ре­зультаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствова­ния связан с учетом совокупности важнейших нормативов, кото­рыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность.

К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это преж­де всего показатели качества продукции, ресурсоемкость про­дукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевре­менность проработки планов, четкая организованность подразде­лений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразде­лении организации.

Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптималь­ные условия для социального развития коллектива. Сюда вклю­чаются показатели (нормативы):

• стимулирования и охраны труда;

• обеспеченности всех сотрудников необходимыми техниче­скими средствами для успешной работы;

• правовые;

• экологические

• систематического повышения профессионального роста;

• хорошей мотивации.

Таким образом, нормативный подход при проведении ана­лиза требует учета всей совокупности нормативов при управле­нии ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет на­учно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении постав­ленных целей.

Целью поведенческого подхода является создание всех необхо­димых условий для реализации творческих способностей каждо­го сотрудника, для осознания собственной значимости в управ­лении организацией. Важное значение для менеджеров приобре­тает изучение различных поведенческих подходов, которые ре­комендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо пом­нить, что человек — это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руково­дителя, — важнейшее условие экономического успеха.

Краткие выводы

1. Для выявления специфики работы организаций и выработ­ки мероприятий по улучшению производственно-хозяйственной деятельности применяется системный анализ.

2, Главной целью системного анализа является разработка и внедрение такой системы управления, которая выбирается в ка­честве эталонной, в наибольшей степени соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности.

3. Системный анализ носит комплексный характер и базирует­ся на совокупности подходов, применение которых позволит наи­лучшим образом провести анализ и получить желаемые результаты

4, Для успешного проведения анализа необходимо подобрать команду специалистов, хорошо знакомых с методами экономи­ческого анализа и организацией производства

Контрольные вопросы

1. Дайте определение системного анализа.

2. Какие работы должны выполняться при проведении ана­лиза организации?

3. Как соотносятся основные цели и задачи системного ана­лиза организации?

4. Как исследуются факторы, способствующие достижению целей организации и препятствующие их достижению?

5. Какие специалисты должны входить в состав группы по проведению анализа?

6. Каковы основные подходы в системном анализе?

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.