Министерство юстиции в период Первой мировой войны и Революции 1917 г. строило свою работу применительно к условиям военного времени и использовало опыт работы с революционными выступлениями 1905 г. Еще до 1 августа 1914 г., за несколько месяцев до начала войны с Германией, законом от 20 июля 1914 г. учреждались полковые, этапные, корпусные военно-окружные суды и главный военный суд. Дело в суде рассматривалось не более двух суток при закрытых дверях. Вводились более суровые меры наказания. Согласно Положению о полевом управлении в военное время местности, примыкающие к фронту, объявлялись на осадном военном положении, а вся остальная территория — на положении чрезвычайной охраны. Это влекло за собой возможность создания в этих местностях введенных еще Положением от 20 августа 1906 г. военно-полевых судов, фактически органов внесудебной расправы.
Этот тяжелый для России период характеризовался «министерской чехардой»: за время Первой мировой войны сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра. Война требовала экономии во всем. Министерство приказало, например, своим органам пересылать несекретную судебную корреспонденцию «без оболочек», обновление учетных реестров и книг производить не ежегодно, а по мере необходимости. 18 августа 1914 г. вышел циркуляр Министерства об экономии на услугах телефонной связи. Для этого вводились специальные сокращения часто употребляемых наименований: Министерство юстиции — Минюст, председатель судебной палаты — предлат, прокурор судебной палаты — прокулат, председатель окружного суда — пресуд, прокурор окружного суда — прокусуд... «Журнал Министерства» сообщал, что «ввиду встречаемых ныне исключительных затруднений технического и финансового характера при печатании» редакция вынуждена временно прекратить воспроизведение текстов объявляемых узаконений, ограничиваясь лишь публикацией одних названий. Нотариусы, как наиболее близкие к населению чиновники, обязывались Министерством популяризировать и внедрять военные займы. Прокурорам поручалось следить за усилением ответственности за тайное винокурение, «представляющее серьезную опасность для народной трезвости». Военное время и тотальная экономия все же не помешали вспомнить о знаменательной дате — в ноябре 1914 г. был опубликован Высочайший рескрипт в адрес Министерства юстиции по поводу 50-летия Судебных уставов императора Александра И. В 1916 г. под председательством А. Ф. Кони Правительствующим Сенатом и Министерством юстиции был организован Попечительский комитет для помощи участникам и жертвам войны.
15 июля 1916 г. Совет министров передал министру юстиции функцию по подчинению местностей, в которых прекращена по военным обстоятельствам деятельность судебных и судебно-административных установлений, ведению других подобных учреждений.
В этот же период продлены сроки полномочий мировых судей в определенных губерниях (выборов в 1916 г. было решено не проводить). 9 января 1917 г. император повелел образовать при Министерстве юстиции особую комиссию для пересмотра Уголовного уложения (от 22 марта 1903 г.) и о введении его в действие в полном объеме. В феврале того же года Министерство юстиции издало циркуляр о том, что лишение свободы как мера пресечения при производстве предварительного следствия должно применяться с большой осторожностью и только в особых случаях. 8 февраля 1917 г. опубликовано положение Совета министров о допущении лиц женского пола к занятию и временному исполнению некоторых должностей по ведомству Министерства юстиции.
Мировая война, экономический кризис, хозяйственная разруха в стране, беспомощность власти, глубокий кризис государственного аппарата ускорили начало буржуазно-демократической революции. 9 января 1917 г. в Петрограде произошла стачка (148 тыс. человек со 132 предприятий).
2 марта было создано Временное правительство; председателем его был избран близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. 2 марта 1917 г. в 15 часов 5 минут Николай II подписал отречение от престола за себя и за сына в пользу брата Михаила Александровича. Утром 3 марта от престола отказался Михаил. Россия перестала быть монархией. 1 сентября 1917 г. Временное правительство объявило Россию республикой.
5 марта для заведования отдельными министерствами Исполнительный комитет Думы назначил особых комиссаров из состава депутатов. На Министерство юстиции были поставлены В. А. Маклаков, М. С. Аджемов, В. М. Баскаков. В этот же день был объявлен состав нового правительства и министром юстиции назначен «трудовик» Александр Федорович Керенский.
6 марта 1917 г. Временным правительством обнародованы основные направления деятельности «общественного кабинета»:
полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т. п.;
свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих;
отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;
немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания;
замена полиции народной милицией и т. д.
В связи с тем что «между солдатами, населением и рабочими возникают в городе печальные недоразумения», министром юстиции было приказано мировым судьям немедленно принять участие в образовании временных судов. Суд состоял из трех членов — мирового судьи, представителя армии и представителя рабочих, имеющих равные права; вопрос решался большинством голосов. Временным судам были подсудны деяния против личности и имущественной безопасности граждан, против общественного порядка и спокойствия, в том числе и посягательства против нового порядка. Суд имел право налагать следующие наказания: выговор, замечание, внушение, штраф не свыше 1000 руб., арест не свыше трех месяцев, тюремное заключение не свыше полутора лет. Более серьезные дела передавались в другие органы. Решения временного суда обжалованию не подлежали, но могли быть отменены Министерством юстиции в порядке надзора. Также в функцию судов входил надзор за тем, чтобы никого не содержали под стражей без надлежащего постановления Временного правительства. Всех неправильно задержанных суд должен был немедленно освобождать. Но благие намерения разошлись с действительностью.
Указом 5 марта 1917 г. при Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. 6 марта Временное правительство выпустило Указ об амнистии. В документе говорилось о придании навсегда забвению деяний, совершенных по политическим побуждениям (за исключением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Тогда же вышли постановления об отмене розог, оков, смирительной рубашки, о сокращении на полсрока заключения женщин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления. Льготы предоставлялись также выразившим готовность послужить Родине на фронте на передовых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов. 17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления.
Предполагалось:
заменить смертную казнь ссылкой на каторжные работы на 15 лет;
освободить от наказания всех присужденных к наказанию до заключения в крепости и тюрьме;
лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполовину, бессрочную каторгу заменить срочною на 15 лет;
лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;
наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;
распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);
освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльных поселенцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу менее четырех лет, и др.
Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского-столичного и уездного судебно-мировых округов, о возврате залогов, установленных в качестве гарантии явки к следствию и суду. В марте—апреле министр юстиции издавал приказы самой разной направленности. Например, академику Н. А. Котляревскому было поручено вывести из Департамента полиции все бумаги и документы, которые он найдет нужным, доставить и поместить их в Академию наук.
Как министр юстиции, А. Ф. Керенский умел производить впечатление. 3 марта он принял дела Министерства юстиции от временных комиссаров. 7 марта прошло собрание всех низших чинов Министерства, где А, Ф. Керенский обратился к ним с речью. Было постановлено приветствовать нового министра, Временное правительство, а также Совет рабочих и солдатских депутатов. 14 марта служащие Министерства юстиции организовались в союз по призыву А. Ф. Керенского, который заверил, что все материальные и профессиональные требования служащих Министерства будут удовлетворены. Слова министра были покрыты криками «Ура!» и продолжительными аплодисментами. Правда, Керенский оговорил, что трудности периода могут не позволить сразу решить все проблемы сотрудников, но в перспективе... Активность, публичность, подчеркнутая демократичность поведения заметно отличали А. Ф. Керенского от других министров, имен которых население не успевало запоминать. Он возглавлял самые заметные акции Временного правительства. Так, 2 марта он послал распоряжения иркутскому военному губернатору и енисейскому губернатору о немедленном и полном освобождении арестованных членов Государственной думы и обеспечении им почетного возвращения в Петроград. В этот же день он призвал адвокатуру (близкий ему институт — он сам был адвокатом) к участию в установлении истинного правосудия. Он приветствовал советы присяжных поверенных, «всегда стоявших на страже права и свободы народа», а также просил Петроградский совет присяжных поверенных оказать Министерству юстиции содействие в реформировании ведомства и создании правильного правосудия. В этот период адвокатура занималась также патронатом — помощью освобожденным уголовным преступникам, организовала комиссию по содействию обследования мест заключения.
5 марта А. Ф. Керенский осмотрел Зимний дворец, нашел его в порядке и исправности, после чего объявил о принятии его как государственной собственности в распоряжение и под охрану Временного правительства. 7 марта министр юстиции опубликовал призыв к гражданам «не омрачать насилием светлого торжества великого народа». Тогда же он разослал всем прокурорам окружных палат и окружных судов по телеграфу приказ об освобождении всех политических заключенных: «Предлагаю провести лично освобождение, передав каждому освобождение от моего имени». А вот распоряжение министра юстиции прокурору Тобольского окружного суда: «Немедленно освободить тальмана финляндского сейма Свинхувуда и доставить его в Петроград в обстановке, соответствующей носимого им почетного звания».
6 марта Керенский передал в Правительствующий Сенат подлинники актов об отречении Николая II и отказе Михаила от царства. Сенат определил опубликовать эти акты и в лице Керенского приветствовал новое правительство, передав признательность за быстрое восстановление законности и порядка, и предоставил себя в распоряжение Временного правительства. А. Ф. Керенский произнес прочувствованную речь: «Счастлив, что на мою долю выпало передать в учреждение, созданное гением великого Петра для охраны права и законности, акты первостепенной важности, обнародование которых завершает собою упразднение старого строя».
Бурная деятельность А. Ф. Керенского привела его на должность военного и морского министра, а затем председателя Временного правительства.
5 мая 1917 г. министром юстиции стал Павел Николаевич Переверзев. Новые люди заняли многие ключевые посты. Руководителем Главного тюремного управления был назначен профессор А. Жижеленко. Уже 8 марта 1917 г. он издал указ тюремной инспекции и администрации: «Прошу не забывать, что главная задача наказания — перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств. Все, что способно умалить личные достоинства человека, должно быть устранено из режима лишения свободы. Предлагается не применять телесных наказаний, наложение кандалов. Чины тюремной администрации, нарушавшие тюремный долг или совершившие преступления по службе, немедленно предаются суду». 10 марта Главное тюремное управление созвало совещание об урегулировании мест заключения, обсуждались вопросы создания единого «банка данных» — списка всех заключенных для выдачи справок о них в это запутанное время, вопрос взаимоотношений с надзирателями — ставленниками старого режима и другие проблемы.
16 марта вышел выразительный, продиктованный обстановкой в стране, и в частности на транспорте, циркуляр Министерства юстиции о праве председателей и членов окружных судов на проезд в товарных вагонах. 25 марта 1917 г. Временное правительство постановило образовать при Министерстве юстиции комиссию «для восстановления основных начал Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве». Председатель — министр юстиции. Временное правительство четко признало, что Судебные уставы были испорчены позднейшими узаконениями, подорвавшими начала правильного судопроизводства: гласности, независимости судей и участия в суде общественных элементов. Судебная же практика в деле уклонения от этих начал пошла еще дальше — независимость стала пустым звуком, гласность исчезла из зала суда по первому желанию администрации, наиболее важные дела (государственные, должностные преступления) были изъяты из ведения суда присяжных заседателей. Допросы проводились с пристрастием и угрозами, применялись даже пытки. Комиссии по пересмотру Судебных уставов предстояла большая и серьезная работа.
При Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте создавалось множество комиссий по различным вопросам: Комиссия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (создана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения судебных установлений (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовного и гражданского судопроизводства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г. 4 апреля 1917 г. было подтверждено распоряжение от 4 февраля об особом отношении к лишению свободы как мере пресечения при производстве предварительного следствия.
Временное правительство издавало много постановлений по проблемам юстиции, например 26 апреля — об отмене ссылки, о должностях в Министерстве юстиции, 4 мая — о временном устройстве местного суда. Еще в 1912 г. в обязанность прокурорам было вменено особенно внимательно следить за составом присяжных заседателей, которые, как считалось, зачастую не отвечают необходимым требованиям по своим человеческим и профессиональным качествам. Циркуляр Минюсту Временного правительства гласил, что такой надзор не соответствует закону, что граждане России не нуждаются в опеке. 5 мая на особом совещании при Министерстве юстиции бурно обсуждался вопрос об обязательности в существующих условиях соблюдения принципа несменяемости судей. Новый министр высказался за возможность снятия судей, однако демократическое большинство с энтузиазмом отстояло этот принцип. Но уже вскоре стали приниматься решения по ужесточению правового режима. В июне 1917 г. председателям судебных мест было приказано вне очереди рассматривать дела о преступлениях на железных дорогах и водных путях. 20 июня в постановлении поднимается вопрос о восстановлении уголовных дел, уничтоженных во время событий в конце февраля — начале марта 1917 г. 17 июля при Минюсте была организована Следственная комиссия для расследования степени участия отдельных частей войск и чинов гарнизона в Петрограде и его окрестностях в восстании 3—5 июля 1917 г.; 29 августа — Чрезвычайная комиссия для расследования дела о бывшем Верховном главнокомандующем генерале Корнилове и его соучастниках. 19 сентября Министерство юстиции обратилось к прокурорам в связи с тем, что на местах в угрожающей степени участились случаи нарушения государственного порядка и правильного течения общественной и экономической жизни различными «самочинными» организациями, действующими под влиянием преступных подстрекательств. Чрезвычайно возросло количество тяжких общеуголовных посягательств — против личной свободы, жизни и имущества граждан. Это, мол, требует неотложного принятия всеми носителями законной власти самых решительных мер борьбы, первая из которых — уголовная репрессия. Долг чинов прокурорского надзора перед Родиной и законом — немедленное возбуждение против виновных уголовного преследования при помощи административной и военной власти.
История еще раз подтвердила, как быстро меняются «плюсы» на «минусы» при смене власти. Как всегда, одно из первых дел новой власти — развенчание предшествующего режима. 15 июня 1917 г. принято решение об учреждении при министре юстиции Особой комиссии для обследования деятельности бывшего Департамента полиции. 23 июня циркуляр Министерства юстиции призвал прокуроров следить за наказанием высших должностных лиц МВД, так как их преступление вносило «моральное растление» органов государственной власти и всего общества. Это преступление заключалось в том, что высшие должностные лица МВД в целях обнаружения и ликвидации сообществ, целью которых было ниспровержение бывшего государственного строя, внедряли в составы революционных партий «агентов внутреннего наблюдения» (секретных сотрудников и т. п.). Этот прием охраны прежнего режима вызвал взрыв общественного негодования. Лица, причастные в прошлом к розыскной деятельности, стали опасными для провозглашенного строя.
Быстрая смена главных действующих лиц стала постоянным признаком жизни общества в целом и деятельности Министерства юстиции в частности. 6 июля 1917 г. Временное правительство «освободило от исполнения обязанностей Министра юстиции Переверзева согласно его ходатайству».
10 июля министром юстиции и членом Временного правительства назначается член Государственной думы Ефремов, а 25 июля в «Журнале Министерства юстиции» министром юстиции представлен уже Александр Сергеевич Зарудный.
Осенью 1917 г. четко проявилась нестабильность власти и ее неспособность оказывать влияние на события в стране. 24 августа было образовано 2-е Коалиционное правительство, 25 сентября — 3-е Коалиционное правительство. Органом законодательных предположений в сентябре—октябре служил Временный совет республики. Как и в последние дни монархии, во Временном правительстве и Минюсте продолжалась «министерская чехарда». 3 сентября министр юстиции А. С. Зарудный «освобождается согласно заявлению от возложенных на него обязанностей по означенной должности»; 25 сентября — присяжный поверенный округа Московской судебной палаты Павел Николаевич Малянтович назначается министром юстиции. Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Госсовета. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета; тогда же распускается Государственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на Правительство. Последний министр юстиции Временного правительства П. Н. Малянтович 20 октября 1917 г. дал распоряжение об аресте В. И. Ленина. 24—26 октября восстание в Петрограде положило конец кризису верховной власти. Временное правительство было низложено. Из Смольного тысячекратно повторены по всей огромной стране, по-разному услышанные и воспринятые в мире слова: «Социалистическая революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!» И эти слова были началом: дело же Революции в многомиллионной и многонациональной России продолжалось более 70 лет и при всей своей неоднозначности стало одним из главных событий мировой истории XX веке.
Заключение
На основе проделанной работе можно сделать следующие выводы.
За время русских революций публикуются различные акты, манифесты, проекты. Создаётся законодательный орган-Дума. Революционный подъём с одной стороны вызвал ужесточение функций государственного аппарата, с другой делает уступки. Применяются различные законы. Изменения касаются почти всех сфер. После революции 1905-1907 гг. в России, наступает, правда ненадолго подъём в разных сферах общественной жизни.
Репрессивный курс Министерства юстиции проявлялся и в участии законотворческой деятельности.
Список литературы:
1. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002г.). Историко – правовой очерк.
3. Министерство юстиции готово решать новые задачи. На вопросы редакции отвечает П.В. Крашенников // Журнал российского права. – 2003. - №12. – С.14-18.
4. Органы и учреждения юстиции /Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608с.
5. Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. – 2002. - №10. – С.33-36.