Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «История социологии» (Раздел 3. «Социология в России») является выработка и закрепление навыков исследовательской работы в области историко-социологического знания.
Задачи выполнения курсовой работы по истории отечественной социологии состоят в следующем:
1) изучать и анализировать содержание трудов выдающихся представителей российской социологии;
2) изучать и анализировать научную литературу историко-социологической направленности;
3) определять теоретико-методологические основы написания курсовой работы по истории отечественной социологии;
4) осваивать специфику развития отечественной на всем протяжении ее истории с 1860-х гг. по настоящее время;
5) четко представлять возможности применения научного потенциала отечественной социологии в исследовании актуальным проблем российского общества начала XXI века.
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Особенности развития позитивизма на российской почве.
2. Многообразие версий натурализма в российской социологии: А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, Н.Я. Данилевский.
3. Субъективная социология как специфическое явление в российской социологии.
4. Институционализация социологии и первые шаги в области социологического образования в России.
5. Научное творчество М.М. Ковалевского и его вклад в институционализацию российской социологии.
6. Эволюционизм в российской социологии (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти).
7. Неокантианство в российской социологии (В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий).
8. Неопозитивизм в российской социологии (А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин).
9. Российский период научной и преподавательской деятельности П.А. Сорокина.
10. Научное значение «Системы социологии» как главного труда П.А. Сорокина в российский период творчества.
11. Начальные шаги в развитии марксистской социологии в России (Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
12. Научные взгляды А.А. Богданова и Н.И. Бухарина как представителей марксистской социологии в России и СССР.
13. Социологические воззрения мыслителей российской эмиграции (Н.С. Тимашев, Ж. Гурвич).
14. Институционализация социологии в послереволюционной России (1917-1922 гг.).
15. Развитие марксистской социологии в СССР в 20-30-е годы ХХ в.
16. Конкретные социологические исследования в СССР (1920-е – начало 1930-х гг.).
17. Возрождение отечественной социологии (конец 50-х – начало 70-х гг. ХХ в.).
18. Поколение «шестидесятников» в российской социологии ХХ века.
19. История Института социологии РАН (от официального учреждения по настоящее время).
20. Исследовательская проблематика отечественных социологов в 1970 – 1980-е гг.
21. Новые возможности развития отечественной социологии и ее достижения в 1990-2000-е годы.
22. Создатели вузовских учебников по истории социологии (Батыгин Г.С., Зборовский Г.Е., Кукушкина Е.И. и другие авторы).
23. Журнал «Социс» в истории отечественной социологии (К 40-летию журнала «Социологические исследования»).
24. Историко-социологический анализ книги Здравомыслова А.Г. и Ядова В.А. «Человек и его работа в СССР и после» (М.: Аспект Пресс, 2003).
25. Тематика Всероссийских социологических конгрессов (2000, 2003, 2008, 2012 гг.) и их значение для отечественной социологии.
26. Участие российских социологов в работе Всемирных социологических конгрессов.
27. Новосибирская экономико-социологическая школа (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и др.).
28. История изучения общественного мнения в отечественной социологии (1960-2000-е гг.).
29. Научная и организаторская деятельность Ю.А. Левады.
30. «Проект Таганрог» (1968-1994) как исследование «среднего» российского города.
31. Изучение трансформации социальной структуры российского общества в 1990-2010-х гг. (на примере трудов Т.И. Заславской, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, З.Т. Голенковой и др.).
32. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. От проекта 1970-х гг. к исследованиям 2010-х гг. (по материалам книги Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013).