Настя, за каждую тему – 3 балла. Начинай с первой темы. Здесь на всякий случай – 8 тем.
Тема 1. Основы исторического знания
Историческое знание, его достоверность и источники. Общественная роль и функции истории
Знание истории необходимо для каждого образованного человека. Оно помогает ответить на важнейшие вопросы: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?
Собственно историю подразделяют на четыре больших периода: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.
Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.
Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства
Воспитательная функция- на исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.
Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
Мировоззренческая функция – история формирует взгляды на мир.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – означает его доказательность, бесспорность знания, убеждение в том, что это знание истинно.
На 100% достоверность истории невозможна, каждый автор описывает события со своей точки зрения, политические силы заставляют описывать историю, как выгодно им.
Формационный и цивилизационный подходы к истории
При изучении общества и его развития возникает потребность выделения отдельных ступеней развития общества, которые повторялись бы у многих или у всех народов с древности. Такие попытки делались начиная с Платона и Аристотеля, но все предлагаемые теории носили неглубокий, малообоснованный характер.
Дело изменил К. Маркс Он разработал теорию общественно – экономических формаций. Маркс считал, что общество проходит в своем развитии 5 общественно – экономических формаций (ступеней в развитии): первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм и коммунизм.
Каждая из формаций отличается от другой способом производства материальных благ, формами собственности то есть экономикой.
Несмотря на то, что теория трудно опровержима, доказательна, в ней есть недостатки, поэтому очень модным в истории стал не формационный, а цивилизационный подход.
Его суть: каждое общество специфично в своей организации и его цивилизация развивается особенно. В центре цивилизации, в отличие от формации – не экономические отношения, а техника и технология производства в обществе, при этом цивилизации отличаются не только этим, но и этнические, природные условия жизни общества, другие конкретные особенности. Оба этих подхода имеют преимущества и недостатки. Сравним их:
Цивилизационый подход
Формационный подход
+ Позволяет сделать видение истории более многомерным, т.к. в поле зрения не только экономика, но и природные, этнические условия жизни и др.
- Берет в расчет прежде всего экономику
+Дает представление о менталитете - социально – психологических особенностях данного общества
- Делает общество безличным, не обращает внимание на другие особенности общества
+ Позволяет рассматривать культуру во всем ее богатстве
- Исключается рассмотрение культуры
+ Применим для любого государства, даже нетрадиционного
- Применим только для западных стран
- Не объясняет причин и механизма перехода от одной цивилизации к другой
+ Есть четкое объяснение причин перехода от одной формации к другой
- Цивилизация – размытое понятии
+ Нашел четкое выражение в истории
В последнее время считается необходимым совместить цивилизационный и формационный подходы, чтобы исключить их недостатки.
4. Цивилизации, варианты их типологии
Цивилизация— это социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития.
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: