Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ

Плахотя Л. П.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

 

МОТИВАЦИЯ: Важнейшим разделом работы врача является формирование здорового образа жизни, воспитание у населения с раннего возраста сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающим, а также обучение правильному гигиеническому поведению, способствующему сохранению и укреплению здоровья Работа по формированию здорового образа жизни, гигиеническое обучение и воспитание населения - обязательный раздел деятельности лечебно-профилактических учреждений, неотъемлемая составная часть профессиональных обязанностей каждого медицинского работника, независимо от специальности и занимаемой должности.

ЦЕЛЬ: Освоить основные принципы и организацию работы врача по формированию ЗОЖ в поликлинике, на участке, в стационаре; ознакомиться со структурой и содержанием работы Центра здоровья.

В результате изучения темы студент должен знать:

- задачи и принципы гигиенического обучения и воспитания;

- методы и средства гигиенического обучения и воспитания;

- задачи кабинета здоровья (формирования ЗОЖ) поликлиники;

- структуру и содержание работы Центра здоровья уметь:

- составлять план краткого врачебного выступления;

- разработать макет санитарного бюллетеня;

- определять методы и средства гигиенического обучения и воспитания в конкретной ситуации врачебной деятельности.

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

1. Определение понятий «здоровый образ жизни», «санитарное просвещение», «гигиеническое обучение и воспитание».

2. Задачи и принципы гигиенического обучения и воспитания.

3. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания, их характеристика

4. Содержание работы врача по формированию ЗОЖ в условиях поликлиники, стационара, на участке.

5. Центр здоровья: структура, задачи, организация работы.

6. Взаимодействие в работе Центра здоровья и лечебно-профилактических учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Одним из основополагающих принципов здравоохранения является профилактическая направленность. Выдвижение на первый план в борьбе за здоровье населения проведения широких социально-профилактических мероприятий, усиление внимания к здоровому человеку с тем, чтобы предотвратить возникновение у него заболеваний, особо поднимает роль медицинских работников в общей системе мер профилактики.

Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это гигиеническое поведение человека, которое базируется на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах и направлено на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности.

Формирование здорового образа жизни, пропаганда гигиенических и медицинских знаний, популяризация достижений медицинской науки, организация активного участия населения в вопросах охраны и укрепления здоровья — важнейшая задача учреждений здравоохранения.

Работа по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни обязательна в каждом лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ). Это неотъемлемая составная часть профессиональных обязанностей каждого медицинского работника, независимо от специальности и занимаемой должности.

Санитарное просвещение — это многоплановая образовательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности.

 

 

Гигиеническое обучение и воспитание — это система государственных, общественных, медицинских профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня санитарной культуры населения, формирование здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию ЗОЖ должна основываться на следующих принципах:

. государственный характер: государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие их материально-технической базы и подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы,

. научность: содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики;

. массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу;

. доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания;

. целенаправленность: выражается прежде всего в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения;

. оптимистичность: следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний;

. актуальность: выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания

Основной предпосылкой для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения является знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания можно сгруппировать, руководствуясь различными принципами. Их можно подразделить на (схема 1):

1) методы индивидуального воздействия;

2) методы воздействия на группу лиц;

3) методы массовой коммуникации.

Кроме такого подхода, методы гигиенического обучения и воспитания можно подразделить на группы (схема 2):

1) устной пропаганды,

2) печатной пропаганды;

3) изобразительной пропаганды;

4) комбинированный.

Устный метод гигиенического обучения и воспитания по праву занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Это объясняется его доступностью, непосредственным контактом со слушателями, возможностью изложить значительный по объему материал большой аудитории. Самые распространенные средства устного метода — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, радиопередачи, научно-популярные конференции, консультации, краткие выступления, групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение.

Из средств печатного метода самые распространенные — это брошюры, листовки, плакаты, профилированные памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. С печатными изданиями можно ознакомиться в любое время, а при необходимости — возвращаться к ним повторно. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно воспринимается быстрее и лучше, чем, например, описание, особенно детьми.

Убедительными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания, бесспорно, являются также кино, телевидение, то есть средства массовой информации, коммуникации. Значение их в современных условиях все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Исследования специалистов показали, что различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это говорит о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимого по различным каналам информации.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения проводится по следующим направлениям:

1) в плане общепрофилактических мероприятий - среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитиях, на предприятиях и др.) для пропаганды здорового образа жизни, разъяснения мер первичной профилактики;

2) среди больных в поликлинике и стационаре (амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей — по соблюдению мер вторичной профилактики заболеваний;

3) среди общественного актива здравоохранения.

При таком подходе в работе медицинских работников выделяется 3 основных звена: работав поликлинике, на участке, в стационаре.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию в поликлинике

Амбулаторно-поликлиннческие учреждения — важнейшее звено здравоохранения, на которое возложено осуществление комплекса мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний.

При определении основных элементов санитарно-просветительной работы следует иметь в виду те контингент населения, которые обслуживает современная поликлиника (амбулатория, ФАП):

1) здоровые (практически здоровые) лица;

2) лица, здоровье которых находится под угрозой (люди с факторами риска и потенциальной патологией);

3) больные с острыми и хроническими заболеваниями.

Группу здоровых посетителей составляют лица, пришедшие на медицинскую консультацию или профилактический осмотр, для прохождения обследования в связи с поступлением на работу, диспансеризуемые здоровые. Для них предусмотрены пропаганда здорового образа жизни и широкий круг гигиенических вопросов: советы относительно режима труда, отдыха, питания, борьбы с вредными привычками, сведения, касающиеся особенностей поведения в связи с предстоящим изменением образа жизни (например, поступление на работу, отпуск и пр.). Поэтому методика гигиенического обучения этих лиц условно названа целевой информацией. Она включает проведение индивидуальной беседы, выдачу памятки.

В основе преморбидных состояний, представляющих собой субклинические стадии заболеваний, лежат уменьшение физической активности (гиподинамия), алиментарные нарушения, избыточный вес, нервно-психические перегрузки, вредные привычки, которые можно рассматривать как факторы риска При работе с лицами, здоровье которых находится под угрозой, с лицами с потенциальной патологией, с факторами риска, их следует информировать о наличии предболезни, ее особенностях и возможном прогнозе; о конкретных мерах устранения нарушений норм

гигиенического поведения, в том числе ликвидации (или смягчении) факторов риска и рационализации образа жизни.

Методика гигиенического обучения этих лиц условно названа коррекцией гигиенического поведения и включает индивидуальную беседу; выдачу буклета; групповую беседу (для лиц, имеющих одни и те же нарушения); индивидуальные беседы лечащего врача и специалистов (врача ЛФК, диетолога, психотерапевта и др.).

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию среди больных должна быть направлена на то, чтобы добиться правильного гигиенического поведения больных, выполнения ими врачебных назначений и рекомендаций. В этой связи программа информации должна включать:

. ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания, но коротко, лишь настолько, чтобы обосновать последующие рекомендации;

. обоснование и расшифровку роли личного фактора, значения активного участия самого больного в борьбе с болезнью (сформировать активно противодействующее отношение к болезни; разъяснить важность точного и аккуратного выполнения всех назначений и рекомендаций врача; предостеречь от самолечения);

. гигиенические советы, рекомендации, касающиеся режима, питания, физической активности, закаливания, отказа от вредных привычек, устранения перегрузок нервной системы, стрессовых ситуаций.

Содержание гигиенических предписаний должно быть дифференцированным по нозологическим формам и применительно к болезни данного пациента Методика работы с этим контингентом названа обязательным минимумом информации. Она включает вручение памятки, индивидуальную беседу.

Более 55% обращающихся в поликлиники — люди, страдающие хроническими заболеваниями. Работа по гигиеническому обучению этих больных должна носить систематический и дифференцированный характер. В процессе лечения хронического заболевания с ними проводится работа, включающая индивидуальную беседу, групповую беседу, вечер вопросов и ответов.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Работа по санитарному просвещению близких и родственников больных или лиц, которые ухаживают за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятную обстановку, или {профилактический климат, в семье; способствовать выполнению назначений и предписаний врача; обеспечить уход за больным.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию на участке

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительную работу на обслуживаемой поликлиникой

территории. Эта работа проводится в двух направлениях: работа с больными и родственниками при посещениях на дому, работа с населением.

Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) и психологическом плане. На основе полученных данных, в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов, отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.

В личной беседе с близкими больного врач или средний медицинский работник раскрывает причины и сущность заболевания, определяет правила поведения больного, ухода за ним, говорит о важности создания в семье обстановки, направленной на появление у больного положительных эмоций и исключающей какие бы то ни было травмирующие факторы. Поведение близких должно вселять в больного веру в успех лечения.

Санитарно-просветительную работу с населением обслуживаемой территории медицинские работники осуществляют по месту жительства (домоуправления, ЖЭКи, общежития), на объектах обслуживаемой территории (предприятия, учебные заведения, учреждения). Эта работа имеет целью через пропаганду надлежащего образа жизни способствовать предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов: гигиена труда; гигиена отдыха; гигиена быта; физическая активность; закаливание; рациональное питание; личная гигиена; борьба с вредными привычками.

При пропаганде мер первичной профилактики в отношении наиболее актуальных заболеваний население надо информировать:

. распространенности этих заболеваний;

. об особенностях этих заболеваний и факторах, способствующих их возникновению при нарушении гигиенических норм поведения;

. ранних признаках этих заболеваний и состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью;

. о необходимости немедленного обращения к врачу при самых первых признаках заболевания;

. о важности прохождения профилактических обследований — либо путем самостоятельного обращения к врачу, либо в условиях массовых профилактических осмотров.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию в стационаре Особенности работы в стационаре определяются следующими моментами:

. непосредственным и очень близким контактом пациента и медицинского работника;

. небольшим, как правило, сроком пребывания больного в стационаре;

. относительной тяжестью состояния основной массы больных, особенно в первые дни болезни;

. наличием психологической установки и потребности у больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;

. необходимостью информировать больного о правильном поведении во время пребывания в стационаре и после выписки в целях профилактики рецидивов, обострений и осложнений.

Больным недостаточно давать только определенную гигиеническую информацию, их нужно научить необходимым гигиеническим навыкам, способствующим быстрейшему выздоровлению. Такая методика получила наименование {гигиеническое обучение госпитализированных.

Работа с больными проводится на всех этапах пребывания больного в стационаре: в приемном отделении (индивидуальная беседа); в палате (индивидуально-групповая беседа); в холле (лекция, врачебное выступление, вечер вопросов и ответов, дискуссия по определенной нозологической форме заболевания); в кабинете врача (индивидуальная беседа).

Важно дать гигиенические рекомендации при выписке больного из стационара для предупреждения осложнений и рецидивов болезни. Для того чтобы эти рекомендации выполнялись больным, ему следует не только разъяснить правила поведения после перенесенного заболевания, но и объяснить, к чему может привести их невыполнение, а также записать эти рекомендации в эпикризе и в выписке из истории болезни или справке, которая выдается больному.

В стационарах может и должна использоваться медицинская научно-популярная литература, комплектование ею должно проводиться с учетом профиля отделения.

Работа по санитарному просвещению родственников и близких больного в стационаре включает: индивидуальную беседу в приемном отделении и воздействие средствами изобразительной пропаганды.

 

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию здорового образа жизни осуществляется Службой формирования здорового образа жизни.

Служба включает в себя:

. республиканский, областные, городские центры здоровья;

. кабинеты пропаганды здорового образа жизни отделений профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений;

. кабинеты санитарного просвещения центров гигиены и эпидемиологии.

Служба возглавляется заместителем министра здравоохранения, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется отделом гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения.

Основными задачами службы являются:

- координация деятельности различных органов и учреждений здравоохранения, направленной на утверждение принципов здорового образа жизни населения; участие в в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;

- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;

 

- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

- Центр здоровья: структура, задачи, организация работы

Центр здоровья создается и функционирует в целях эффективного использования средств и сил в осуществлении гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, оздоровления населения, осуществляемой лечебно-профилактическими, санитарно-эпидемиологическими учреждениями. Центр здоровья является ведущим среди медицинских учреждений, входящих в службу формирования ЗОЖ Центр здоровья возглавляется главным врачом, который назначается начальником областного (городского) управления здравоохранения. Он является главным внештатным специалистом территориального органа здравоохранения по вопросам медицинских аспектов формирования ЗОЖ.

Структура и штаты Центра утверждаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами в пределах фонда заработной платы.

В структуру Центра могут быть включены следующие подразделения:

- организационно-методическое;

- редакционно-издательское;

- консультативно-оздоровительное.

Основной целью Центра является медико-санитарное просвещение населения, пропаганда и формирование основ ЗОЖ проведение оздоровительных мероприятий среди населения

Основные задачи и направления работы Центра:

1. Осуществление организационно-методического руководства медицинских учреждений административной территории по вопросам формирования ЗОЖ.

2. Разработка и внедрение в практику новых методов и средств работы с населением, проведение мероприятий по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через каналы массовой информации: телевидению, радио, кино, печать.

3. Разработка и издание методических, информационных и других наглядных материалов по медицинским проблемам формирования ЗОЖ.

4. Организация обучения медицинских работников, педагогов и других специалистов, участвующих в обучении и воспитании населения путем проведения семинаров, конференций совещаний, в т.ч. межведомственных , по актуальным вопросам формирования ЗОЖ.

5. Анализ состояния работы по формированию ЗОЖ населения на административной территории, вынесение вопросов формирования ЗОЖ для рассмотрения в органах здравоохранения.

6. Проведение мероприятий по повышению квалификации врачей и средних медработников, участие в аттестации медицинских работников областного ( городского) уровня.

7. Организация и проведение социологических исследований по медико-социальным проблемам ЗОЖ, проведение обучения принципам формирования ЗОЖ целевых групп населения (учащиеся ПТУ, матери, молодожены и др.)

8. Организация и проведение массовых мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности и достижению активного долголетия

Центр здоровья работает в тесном взаимодействии с лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями образования, производственного обучения, общественными организациями, средствами массовой информации и др. Региональные центры здоровья организуют работу учреждений здравоохранения и координацию деятельности других ведомств по вопросам гигиенического обучения, профилактике заболеваний, формирования ЗОЖ.

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ

Методы индивидуального воздействия:

- индивидуальная беседа ( в поликлинике, стационаре, в семье)

- индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж

- личная санитарно-гигиени­ческая корреспонденция (ответы на письма читате­лей и радиослушателей)

- индивидуальное упражнение

Методы воздействия на группы лиц:

- лекция, доклад

- групповая беседа

- групповая дискуссия

- групповое практическое обучение

- учебный курс

- курсовое обучение (школы здоровья, курсы матерей и т, д. )

Методы массовой коммуникации:

- телевидение

- кинофильмы

- радиопередачи

- пресса

- выставки и музеи

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.