Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История Спасо-Андроникова монастыря и обретение святых мощей



 

 

Предоставлено настоятелем собора Спаса Нерукотворного

 

протоиереем Вячеславом (Савиных)

 

Спасо-Андроников монастырь – один из древнейших в Москве. Обитель, основанная около 1360 года великим русским святителем митрополитом Алексием при участии и по благословению преподобного Сергия Радонежского, уже к концу XIV–началу XV века стала одним из духовных и культурных центров Московского государства, сыграв исключительную роль в возвышении Москвы и превращении ее в «Третий Рим» и «второй Иерусалим».

 

Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море. Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день. Божией милостью путники пристали к берегу 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) – в день празднования Нерукотворному Образу Спасителя, тому самому, которым благословил владыку Алексия Константинопольский Патриарх, перед ним же святитель возносил молитвы во время бури. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.

 

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков). Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток – Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь.

 

Именно по Владимирской дороге пришел из своей Троицкой обители игумен Сергий Радонежский благословить как сам Спасский монастырь, так и его настоятеля – своего любимого ученика Андроника. Глубокая духовная любовь связывала богоносного Сергия и братию вновь устроенного монастыря. Зримо ее выразил преподобный Андрей Рублев – «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней» – в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию». Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в версте от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1995 году она передана Православной Церкви и в настоящее время является действующей.

 

В 1371 году великий князь Димитрий Иоаннович, провожаемый митрополитом Алексием в Орду, останавливался здесь помолиться. В 1380 году мимо Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле и здесь же останавливались перед торжественным въездом в Москву. В монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении благоверных русских воинов, положивших «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов – героев Куликовской битвы – идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Эта часовня создана для сугубой молитвы об упокоении русских воинов, убиенных на поле брани.

 

Грандиозная перестройка Москвы на рубеже XV и XVI веков в соответствии с ее возросшим статусом отразилась и на монастыре: в 1504 году духовник Иоанна III Спасский архимандрит Митрофаний строит кирпичную трапезу (сегодня – самая древняя на территории Москвы). К XVI веку относится и возведение надвратной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Победа на Куликовом поле, совпавшая с этим праздником, стала очередным наглядным убеждением в заступничестве Богородицы, а посвящение Ей надвратных церквей – выражением представления о Матери Божией как Благой Вратарнице, «двери райские верным отверзающей», Покровительнице Святой Руси.

 

XVI и XVII века проходят под знаком участия Спасо-Андрониковских архимандритов во всех крупнейших государственных делах.

 

В августе–сентябре 1653 года в монастыре четыре недели содержался знаменитый раскольник Аввакум Петров.

 

В конце XVII века обитель избирают в качестве фамильной усыпальницы Лопухины, породнившиеся с царствующим родом. Евдокия Лопухина – первая супруга Петра I.

 

Храм во имя Михаила Архангела, примкнувший к древней трапезной, в основном воздвигнут в 1694 году, но закончен лишь в 1739 году. Он стал новой архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Это объясняется многообразными функциями храма. Он должен был служить усыпальницей рода Лопухиных (1-й ярус постройки), славить Архангела Михаила – покровителя русских государей (церковь во 2-м ярусе), а также отмечать память соименных сыну и мужу царицы Евдокии митрополита Алексия (церковь в 3-м ярусе) и апостола Петра (придел святых апостолов Петра и Павла, примыкающий к северной стене трапезной). Таким образом, постройка Лопухиных объединялась с постройкой Иоанна III в одну царственную линию. Получая готовую трапезную, Архангельская церковь выводилась на центральное место в ансамбле и одновременно связывала всю архитектуру монастыря с правобережьем Яузы – отсюда открывался вид на весь Андроников монастырь.

 

Среди захороненных в Архангельской церкви – Устинья и Феодор, родители царицы Евдокии Лопухиной, племянник царицы генерал-аншеф В.А.Лопухин, убитый в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757), графиня Е.И.Головкина (урожденная кн. Ромодановская, 1702–1791) – двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.

 

Колокольня, возведенная над Святыми вратами в 1796–1798 годах (арх. Р. Казаков), завершила формирование монастырского ансамбля (разрушена в 1931 году).

 

В XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодаря некрополю. Здесь были захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины – цвет российского дворянства. Еще в 1714 году Петр I после битвы при Гангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в Северной войне. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года. На территории некрополя были похоронены дед «чудо-богатыря» М.А.Милорадовича, П. Демидов – основатель Ярославского лицея, С. Васильев – крупнейший благотворитель Москвы, вложивший в строительство монастыря более 500000 рублей, В.П.Зубов – известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат.

 

В Спасском соборе были захоронены родители Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в тайном постриге монахини Агнии) – выдающейся благотворительницы XIX века.

 

С 1910 года и до закрытия монастыря его настоятелем был епископ (с 1921 года – архиепископ) Владимир (Соколовский, 1851–1931) – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, ученый-миссионер, храмоздатель, патриот, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.

 

Спасский собор Андроникова монастыря – шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Как убедительно показали доктор исторических наук, профессор Н.Н.Воронин и доктор архитектуры, профессор С.В.Заграевский, он возведен в 1425–1427 годах. Это старейший из сохранившихся храмов Москвы.

 

Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.

 

Размер Спасского собора был использован в качестве модуля для определения размеров позднейших построек. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот равна размеру подкупольного звена собора, протяженность южной монастырской стены соответствует шести длинам собора и т.д.

 

Собор был расписан преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но в XVIII веке росписи были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента растительных орнаментов в откосах алтарных окон.

 

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Преподобные Андроник и Савва Московские, Андрей Рублев входят в сонм общероссийских святых.

 

Спасский собор был закрыт вместе с упразднением монастыря в 1920-х годах. Он бездействовал до 1990 года, когда по согласованию с находящимся на территории монастыря Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева здесь были возобновлены богослужения. В 1991 году при храме был зарегистрирован приход, который возглавил и по сей день возглавляет протоиерей Вячеслав (Савиных).

 

Клир Спасского собора сразу же столкнулся с большими неудобствами, так как проводившаяся в конце 1950-х годов реставрация не готовила храм к богослужению. Не было солеи, иконостаса, храм не отапливался, отсутствовал Святой Престол, и даже прежнее его расположение было неизвестно.

 

С целью поиска места древнего Престола в 1993 году по совместной инициативе прихода и Музея были организованы археологические исследования в алтарной части Спасского собора (от Музея в раскопках участвовал О.Г.Ульянов). Были удалены слой белокаменного пола, часть отмостки, выполненной в 1950-х годах, строительный мусор того времени. 25 февраля 1993 года, в канун праздника святителя Алексия митрополита Московского, были найдены два хорошо обработанных белых камня в виде квадров, аналогичных тем, из которых сложен сам собор. Камни покоились на мощном известковом основании, расположенном на глубине одного метра от уровня пола (позднее было установлено, что при раскопках был пройден уровень построенного в 1860-х годах калориферного устройства, располагавшегося по всей площади собора и засыпанного в 1950-х годах).

 

Хотя предположительно это было похоже на основание Престола, но сохранившиеся в алтаре на столпах и стенах апсиды крюки от сени над Престолом этому месту не соответствовали, поэтому работы решено было продолжить. На глубине 2,4 метра в земляном слое были обнаружены человеческий позвонок и остатки деревянной трухи возле него. Очевидно, это была частица мощей, хранившаяся в деревянном ковчежце и заложенная в основание Престола.

 

9 марта 1993 года, в день празднования Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, на отметке 2,95 метра была обнаружена сохранившаяся в хорошем состоянии гробовина, сколоченная из досок. При дальнейшей расчистке раскопа открылась еще одна гробовина в виде выдолбленной из цельного дубового ствола колоды. В ней были обнаружены останки усопшего с элементами иноческой одежды. Гробовина из досок поначалу казалась пустой, однако в ходе дальнейших работ в ней также были найдены останки – они располагались на более глубоком уровне.

 

Сразу стало очевидно, что обретенные останки являются святыми мощами. Об этом свидетельствовало сопровождавшее открытие чудесное явление – благоухание, которое то появлялось, то исчезало в течение значительного времени.

 

Созданная по этому поводу комиссия от Патриархии признала необходимым продолжить работы и увеличить площадь раскопа на всю ширину центральной апсиды. Тогда же, в марте 1993 года, по благословению Патриарха Алексия на работу в раскопе был направлен археолог С.А.Беляев, старший научный сотрудник РАН, ранее неоднократно привлекавшийся к работам с обретенными мощами.

 

В ходе укрепления и расчистки раскопа были обретены еще два погребения: гробовина, по форме аналогичная ранее найденной, расположенная ближе к фундаменту северной стороны апсиды, параллельно первой гробовине, и колода, меньше первой, но повторяющая ее по форме и расположенная параллельно ей, ближе к фундаменту южной стороны апсиды. Гробовина также первоначально показалась пустой, но в ходе дальнейших работ в ней были обнаружены мощи. В колоде мощи были обнаружены сразу.

 

Помимо этого, в первой гробовине обнаружены сохранившиеся в хорошем состоянии плетеный иноческий параманд и плесницы (погребальная обувь) из кожи. В первой колоде – кожаный пояс с металлической пряжкой и плесницы. Во второй гробовине и колоде сохранились плесницы.

 

Доктором исторических наук А.К.Станюковичем и старшим научным сотрудником Н.Ш.Насыровой в 2000–2001 годах были проведены описание, реставрация и консервация этих вещей в отделе археологии и этнографии Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. По мнению А.К.Станюковича, параманд из захоронения по своей сохранности не знает равных из всех, ранее обретенных.

 

Таким образом, под алтарной частью Спасского собора были обретены святые мощи четырех монахов, захороненные в выдолбленных дубовых колодах и гробовинах из толстых досок. На схеме раскопа видно, что гробовины и колоды составляют две пары параллельных захоронений, по-разному сориентированных по отношению друг к другу. Можно предположить, что имело место обретение мощей преподобных Андроника, Саввы, Александра и Ефрема.

 

Знаменательно, что обретение второй гробовины и колоды произошло в канун важнейшего события в жизни нашего прихода: 4 января 1994 года раскоп посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество одобрил работу прихода, отметил высокую важность сделанных открытий и необходимость дальнейших подробных исследований.

 

Осенью 1994 года святые мощи из двух погребений были освидетельствованы комиссией НИИ судебной медицины Минздравмедпрома России под руководством доктора медицинских наук, профессора В.Н. Звягина.

 

В ноябре 1994 года патриаршая комиссия в своем докладе Святейшему отметила резкое ухудшение состояния мощей и гробовин. Ввиду крайней опасности дальнейшего пребывания мощей в сыром раскопе, угрожающего им полной или частичной утратой, по благословению Патриарха означенной комиссией 9 марта 1995 года святые мощи были переложены в новые ковчеги и помешены в алтаре храма, где они находятся по настоящее время. Для сохранности остатков гробовин и мест захоронения вокруг каждого из них были сооружены кирпичные саркофаги, накрытые мраморными крышками.

 

Археологические исследования были продолжены в мае–июне 2000 года. В этих работах участвовали доктор исторических наук Л.А.Беляев, кандидаты исторических наук С.З.Чернов и Н.А.Кренке, кандидат географических наук А.Л.Александровский. В течение трех посещений раскопа были описаны профили разрезов культурного слоя, изучена погребенная почва, отобраны образцы для радиоуглеродного анализа. Радиоуглеродное датирование проводилось в лаборатории Геологического института РАН под руководством Л.Д.Сулержицкого.

 

В феврале–мае 2003 года в северо-западном секторе раскопа, около грубоотесанных известняковых блоков основания северо-восточного столпа, было полностью раскрыто и изучено еще одно захоронение. Работы проводил главный специалист бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения правительства г. Москвы С.А.Никитин. Возглавляемая им группа членов общества «Российский исторический некрополь» пришла к выводу: обретенные костные останки принадлежат двум мужчинам, возраст которых приблизительно 50 и 70 лет; погребение является местом перезахоронения; найденные в погребении два кожаных параманда, керамический сосуд и тапочки по времени изготовления могут быть отнесены к концу XIV– первой четверти XV веков.

 

Геохимический анализ костных останков с целью изучения их микро- и макроэлементного состава был выполнен в лаборатории Института почвоведения РАН. Интерпретацию результатов выполнила кандидат географических наук П.И.Александровская. Эта работа была сделана по инициативе настоятеля храма для того, чтобы узнать, не было ли среди погребенных лиц, имевших контакт с красками (т.е. иконописцев).

 

В ходе исследований выяснилось, что найденные мощи с большой долей вероятности принадлежат святым иконописцам преподобным Андрею Рублеву и Даниилу Черному.

 

В августе 2005 года в храме был устроен новый Престол. По окончании всех работ пол в раскопе был выложен кирпичом на уровне крышек, чтобы обеспечить при необходимости доступ к остаткам гробовин.

 

Самая важная и ответственная задача, которая стоит перед нами в настоящее время, – продолжение изучения и Спасского собора, и найденных в нем захоронений, и истории Андроникова монастыря в целом. Исследование доктора архитектуры, профессора С.В.Заграевского, посвященное Спасскому собору, вносит большой вклад в дело изучения храма и также подчеркивает необходимость продолжения архитектурно-археологических работ, прежде всего по имеющемуся раскопу.

 

Шедевр древнерусского зодчества – Спасский собор – нуждается и в ремонтно-восстановительных, и реставрационных работах.

 

Заветное желание нашего прихода – стать свидетелем и участником достойного продолжения этих работ. Получим ли мы такую милость от Господа, или же судьбу собора и обретенных в нем святынь предстоит решать следующим поколениям – на все святая воля Божия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.