Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

CORRELATION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY IN THE SPIRITUAL-MORALITY EDUCATION OF CHILDREN



Bezhevets Dmitry Aleksandrovich
Moscow state regional university
post-graduate student


Abstract
In the article the peculiarities of the correlation between school and family in the spiritual-morality education of pupils are denoted. The emphasis is put on the necessity of such correlation taking into account psychological and age characteristics, parents’ knowledge of these characteris-tics. The main directions of the correlation between school and family for the purpose of the spiri-tual-morality education of pupils are denoted.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бежевец Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32834 (дата обращения: 09.12.2014).

Опубликовано пользователем: d

В современных условиях, вместо возвращения к традиционно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других национальностей, средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, потребления, удовольствий и развлечений. По данным социологов, в семьях, где происходит смена традиционных нравственных установок, наблюдается деформация или вовсе нейтрализация ценностных ориентиров детей. Иногда мнения родителей по вопросам образования детей не совпадают с мнением учителей, что приводит к развитию у ребёнка лицемерия. Многие родители, не прочитав ни одной книги по педагогике, считают себя в этой области специалистами. Часто они впадают в крайности: воспитывают ребёнка слишком авторитарно или слишком демократично. Авторитаризм в воспитании часто игнорирует индивидуальные особенности ребёнка, проявление инициативы, подавляет самостоятельность человека. Процесс гуманного воспитания характеризуется более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей, увеличением роли психологических методов воздействия и отказом от физических наказаний.

Однако на формирование гуманной личности влияют отношения в семье, уровень духовно-нравственной культуры родителей. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин появления дезадаптивных детей, детей с асоциальным поведением [2, с.36].

Опыт нашей целенаправленной работы со школьниками по формированию у них духовно-нравственной культуры показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей.

По мнению В.А. Сухомлинского, отношения учителя и ученика «должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными» [4, с. 355]. Их может объединить духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Не менее важно создать духовную общность родителей, администрации и учителей. Для этого В.А. Сухомлинским был организован «родительский университет», школа молодых родителей, где они получали от учителей и директора педагогические знания. Некоторые аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в контексте семейного воспитания получили отражение и в современных социологических, педагогических и психологических исследованиях (Ю.Л. Азаров, Н.А. Абдуллаева, Н.Г. Бочарова, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, Е.В. Шестун, Т.И. Шульга и др.). Сравнительный анализ работ этих авторов показывает, что в них почти не поднимаются вопросы взаимосвязи школы и семьи в процессе духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Взаимосвязь школы и семьи в решении этой социально-педагогической проблемы, как мы полагаем, может быть определена в результате исследования психолого-педагогических особенностей детей, так как главным внешним влиянием для учащегося младшего возраста (7-10 лет) являются его родители и классный руководитель. Ребёнок приходит в школу, чтобы активно исследовать новое, задавать вопросы, удивляться [3, с.20]. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников, не подменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителя и профессиональной готовности учителя, - это основные принципы духовно-нравственного образования младших школьников в совместной работе школы и семьи.

В процессе формирования и развития психической деятельности (мышления, памяти, воображения, восприятия), прежде всего, с помощью учителя, родителей и собственного опыта младший школьник познаёт красоту мироздания, учится работать творчески, задумывается о своих поступках, взаимоотношениях в классе, о своём предназначении в мире – то есть развивается духовно. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой деятельности учитель помогает ребёнку развить и первые нравственные качества: не обижать одноклассников, уважать учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные черты характера личности. Мы считаем, что младший школьный возраст является особым периодом в духовно-нравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и родителей возлагается особая ответственность. При этом необходимо педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье, которое можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей, духовности и нравственности ребенка. Оно строится на принципах гуманности, взаимопонимания, единства требований школьных педагогов и родителей, толерантности к родителям и детям различных убеждений и культур.

Не менее важная роль отводится учителю в духовно-нравственном образовании подростков (10-14 лет), тем более, что влияние сверстников, улицы и СМИ начинает всё более проникать в душу ребёнка именно в этом возрасте. Как известно, социальная среда, окружающая подростка, может положительно воздействовать на его духовно-нравственные качества (взаимообогащение), а может и отрицательно (влияние). Взаимообогащение духовной сферы школьника происходит при посещении им уроков, кружков, курсов, факультативов, спортивных секций; коллективных экскурсий; походов в музеи, театры и т.д. Для подростка особенно важно положительное влияние окружающего духовно-нравственного общества: семьи, школы, одноклассников. Отрицательное влияние он получает в безнравственных компаниях сверстников, часто через СМИ, Интернет. В подростковый период позиция родителей и учителей у многих детей вызывает протест. По нашему мнению, сильные духом, нравственно воспитанные школьники могут бороться с возникающими чувствами неприятия морали учителей и родителей. Главной целью духовно-нравственного образования в подростковом возрасте является процесс глубокого обновления человека, во главе которого должно стать развитие души и разума, основанный на совместной работе школы и семьи.

В результате нашего исследования удалось выявить основные средства совместной работы школы и семьи в духовно-нравственном образовании подростков: общение и совместная деятельность с учителем и семьёй; обучение основам религиозной культуры и другим школьным предметам, выделяя нравственную составляющую каждого урока; участие в Богослужениях совместно с родителями; посильный общественно-полезный труд; участие в паломнических и познавательных экскурсиях вместе с родителями; благотворительность. Такие мероприятия объединяют семью и школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей.

Подключение родителей к внеурочной деятельности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Особую важность в воспитании подростков приобретает совершенствование взаимодействия школы и семьи путем повышения педагогической культуры родителей с помощью специальных лекций и семинаров, на которых они овладевают знаниями о методах, средствах, духовно-нравственного воспитания детей, оценивают влияние СМИ на формирование их духовно-нравственных ценностей и возможности традиционной (искусства, фольклора) и православной культуры в процессе духовно-нравственного образования детей.

Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы — групповая дискуссия, которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями мы обсуждаем возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозируем развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализируем и оцениваем духовно-нравственное воспитание детей.

Оценку уровня отношения родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания решалась методом опроса, в котором приняли участие 25 родителей, посещавших занятия по повышению их педагогической культуры и вопросам духовно-нравственного содержания, участвующих в совместных мероприятиях со школой и дискуссиях. В результате опроса родители высказали удовлетворённость такими занятиями, хотели бы продолжить обучение 84% слушателей, за необходимость духовно-нравственного образования школьников высказались 100% родителей.

Взрослеющий подросток переходит в период юности (14-18 лет). По результатам исследования ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Однако в этот период отсутствует социальный опыт, в результате чего появляется юношеский максимализм, стремящийся к внешним достижениям: нравиться всем, получать от жизни всё. Основные психические новообразования – осознание самого себя как целостной личности, самоопределение [3, с.24].

В период юности личность отвергает моральные установки и определяет свою иерархию жизненных ценностей, строящуюся, однако, на ранее заданных моральных установках родителя, учителя, сверстников и общества. Юноша начинает сомневаться в тех ценностях, которые прививались ему с детства родителями и учителями. Выбор делается как в пользу жизни, направленной на материальную выгоду и потребление, так и выбор духовно-нравственного пути, основанного на жизни с Богом или на основе привитых в семье и школе нравственных ценностей [1, с.14]. Стоит отметить, что по результатам нашего исследования выбор юный воспитанник делает сам, без помощи взрослых. Главная цель предварительного совместного взаимодействия семьи и школы состояла в подготовке подростка к юности, к самостоятельности с помощью обучения религиозной культуре, развития духовности и нравственности для того, чтобы он выбрал духовно-нравственные ценности.

Однако в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов, таких, как: опыт творческой деятельности; ценности и смысл национальной и мировой культуры; опыт межличностного общения на основе ценностей и смыслов традиции; опыт духовной жизни. Тогда выпускник школы сможет выбрать свой собственный вектор жизни на основе привитых ему ценностей.

В результате проведенного исследования мы определили основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:

1. Повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностей духовно-нравственного образования детей.

2. Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.

3. Создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье.

4. Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся.

5. Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.

Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.


Библиографический список

1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.

2. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод. пособие / К.В. Зелинский; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2009. – 112 с.

3. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М.: ИЭОПГКО, 2006. - 144 с.

4. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.