Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к оформлению текста статьи



В поле «Тема письма» необходимо указать «На конференцию НАО-2013».

Формат текста «Word 7,0 (97,2000) для Windows».

Статьи принимаются в 1 экземпляре, набранных на компьютере, напечатанных на одной стороне листа с одинарным межстрочным интервалом. Поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Объем статьи − 5-8 страниц.

Статьи должны быть оформлены в строгом соответствии со следующими правилами:

УДКпо таблицам универсальной десятичной класси­фикации;

заглавие статьи должно точно отражать содержание статьи и состоять из не более 8-10 значащих слов; технические параметры: кегль -14 пунктов, гарнитура – Times New Roman, заглавные, жирные, абзац центрованный;

инициалы и фамилия(-и) автора(-ов), а также полное название учреждения должны соответствовать следующим техническим параметрам: кегль - 14 пунктов, гарнитура - Arial, абзац центрованный.

Резюме после текста статьи указать на казахском, русском, английском языках.

Страницы не нумеруются.

Ответственность за содержание статьи несет автор (авторы).

Редакционная коллегия оставляет за собой право публикации или отклонения рукописи.
По возможности сборник докладов конференции будет издан к началу конференции в виде научного сборника.
Оплату за публикацию (одной статьи) – 2500 тг. произвести до 11 ноября 2013 г.
Статью и квитанцию об оплате участия в конференции в отсканированном виде выслать на адрес Оргкомитета: tarbie_nao@mail.ru
Материалы следует направлять по адресу:010000, Республика Казахстан, г. Астана, пр. Орынбор, 4, БЦ «Алтын Орда», 15-этаж. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина.

 

 

Оглавление диссертациикандидат философских наук Чуприна, Анжела Анатольевна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения семьи как сферы духовно-нравственного формирования личности подростка

1.1. Семья как объект социально-философского анализа

1.2. Опыт социально-философского осмысления роли семьи и ее влияния на становление личности подростка

1.3. Семейные отношения и социальный эффект духовно-нравственного формирования личности подростка

Глава 2. Современная российская семья как доминантный фактор духовно-нравственного становления личности подростка

2.1. Определяющая роль семьи в формировании подрастающего поколения в условиях трансформации российского общества

2.2. Духовно-нравственные детерминанты функционирования современной российской семьи

2.3. Влияние семьи на формирование ценностных ориентации подрастающего поколения в условиях современной российской действительности

Введение диссертации (часть автореферата)На тему "Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка"

Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на свое благополучие и процветание.

Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования. К сожалению, все это - печальные реалии нашей действительности. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Сами понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни - всё резко изменилось, стало с ног на голову. Нашу сегодняшнюю жизнь можно охарактеризовать как испорченную, ненормальную» (1). В результате происходящих в обществе процессов может затормозиться развитие цивилизации, если не произойдёт ещё более худшего - развитие человечества пойдёт по тупиковому пути. Отсюда очевидна возрастающая роль семьи в формировании духовно -нравственных основ подрастающего поколения.

Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи - одно из важнейших направлений оздоровления духовно - нравственного климата в стране. Требование полно представить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, увидеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях, позволит более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования, превратить огромные неиспользованные резервы, таящиеся в семье, в активно действующие формирующие факторы. Поэтому важно не просто понять, как функционирует семья в условиях трансформации российского общества, но и увидеть, как общие принципы такого функционирования проявляют себя в различных типах семейных отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о взаимовлиянии между конкретными проблемами современной семьи и становлением личности подростка и общей характеристикой семейного воспитания, методологией и методикой изучения его эффективности в контексте формирования духовно — нравственных основ личности подростка.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовно -нравственного становления личности подростка на семейном уровне, выступающая в неразрывном единстве с общим процессом формирования личности и социализации подрастающего поколения, является комплексной, междисциплинарной проблемой, и поэтому её источниковедческая база представлена общефилософскими исследованиями, а также социологическими, социально - психологическими, психолого -педагогическими работами и некоторыми статьями публицистического характера.

В дореволюционной русской философской и социологической мысли к данной проблеме обращались В.С.Соловьёв, В.В.Розанов, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Н.Г.Чернышевский, М.М.Троицкий, А.И.Введенский и др. Их труды во многом явились исходным материалом и методологической базой исследований семьи и семейных отношений для представителей самых различных научных направлений.

Общие проблемы становления личности подростка в семье рассматривают в своих работах такие авторы, как Ануфриев Е. А, Ананьев Б. Г., Афанасьев В.Г, Божович Л.И., Боряз В.Н., Буева Л.П., Васильева Э.К.,

Голофаст В.Б., Голод С.И., Мацковский М.С., Янкова З.А., Юркевич Н.Г., Вишневский А.Г., Айриян А.П., Платонов Г.Д., Карташева К.К. Демографические и социальные аспекты исследования семьи представлены в трудах ГанцкойО.А., ДебецаГ.Ф., КозловаВ.И., Терентбевой J1.H., Дарского Л.Е., Ильиной И.П., ТольцаМ.С., Беловой В.А., Герасимовой И.А., Борисова В. А. Отдельные вопросы формирования личности подростка рассматриваются в работах Алексеевой В.Г., Мальковской Т.Н., Шиянова Е.Н. Котовой И.Б.,Титаренко В.Я. и других.

В зарубежной философской и социально - психологической науке данная проблематика отражена в трудах таких известных ученых как П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, В.Парето, М.Вебер, Р.Михельс, Г.Алмонд, Д. Истон, Э.Голднер, В.Меде, Ф.Оллпорта, B.A.May и др.

Проблемы современной семьи рассмотрены в трудах В.В.Бодрова, Г.И.Крайнова, В.Н.Каган, Г.М.Миньковского, А.М.Полеева, Ю.П.Прокопенко, М.И.Рахмановой, Б.Ю.Шапиро, Л.В.Чуйко, М.Я.Устиновой, и др. В них анализируются изменения, происходящие в семье на современном этапе развития общества.

Среди современных отечественных философов и социологов, непосредственно или опосредованно рассматривающих проблемы семьи и семейных отношений, в первую очередь следует назвать имена таких ученых, как | А.А. Магомедов, И.А.Зимняя, А.И.Ляшенко, А.М.Панов, Е.И.Холостова, Т.В.Шеляг, Л.В.Топчий и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы диссертационной работы, сама проблема не может считаться решенной: динамика современного общественного развития выдвигает новые вопросы, а накапливающийся опыт социальных преобразований в России требует дальнейшего философского осмысления семьи и семейных отношений, что и обусловило выбор диссертантом темы исследования.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составили идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания семьи и семейных отношений, а также их влияния на духовно-нравственное становление личности подрастающего поколения. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Имеется в виду социальная диалектика, включающая системный подход к изучению социальной действительности. Диссертант руководствовался также общефилософскими принципами и методами исследования, такими, как принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, а также методами социальной психологии, возрастной и педагогической психологии.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как метод моделирования, типологический, сравнительно-исторический. В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению семьи и личности, их взаимодействия в процессе жизнедеятельности и изменений общественного развития. Широкое применение в работе нашли материалы международных, всероссийских, региональных конференций, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения семьи, публикации в средствах массовой информации, отражающие эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов семейного воспитания. В исследовании на основе синтеза конфликтологического и функционалистского подходов в социальном познании предпринята попытка целостного рассмотрения проблемы социальной детерминированности личностного становления подростка на семейном уровне как сложного и многоаспектного феномена формирования духовно - нравственных основ личности.

Объектом исследования является семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка.

Предметом исследования выступает комплексный анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на взаимодействие семьи и подростка в условиях современной российской действительности.

Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении наиболее важных теоретико-методологических и практических подходов к исследованию семьи, ее роли и значения в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- углубить научные представления о семье, показать ее возрастающую роль и значение в формировании подрастающего поколения;

- рассмотреть структурные и функциональные компоненты формирования личности подростка в условиях трансформации российского социума;

- исследовать изменения в содержании функций семьи с учетом реалий современной действительности;

- выявить основные факторы и показать их влияние на формирование духовно — нравственных ценностей подростков на семейном уровне;

- изучить динамику ценностных ориентаций и предпочтений подрастающего поколения под влиянием массовой культуры;

- проанализировать специфику духовно-нравственной адаптации подростков к окружающей действительности в современном российском обществе;

Элементы научной новизны диссертационного исследования:

- углублено научное представление о семье, показана ее возрастающая роль и значение как неповторимой социокультурной ценности современного общества, непосредственно детерминирующей духовно - нравственные ориентиры и мировоззрение подростка;

- обосновано положение о том, что главной характеристикой, определяющей содержание и направленность процесса духовно - нравственного становления подростка является феномен семейного воспитания;

- дано концептуальное обоснование причинно - следственных связей между объектом и субъектом духовно — нравственного воспитания на семейном уровне;

- исследованы наиболее существенные изменения в функционировании семьи с учетом реалий российской действительности;

- выявлена структурная определённость динамики сдвигов ценностных ориентаций, сознания и поведения подростков, показано их влияние на устойчивое развитие социума;

- определены основные детерминанты духовно-нравственного состояния личности и семьи, изучено их влияние на формирование ценностных ориентаций и характер общественных отношений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Семья - первичная сфера духовно - нравственного формирования личности подростка, одна из важнейших, сложных и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший прогресс нашего общества, так как в динамике последних лет масштабы бездуховности, падения нравственности как семьи, так и общества в целом, приняли размеры, угрожающие социальной безопасности. Это выражается в дезорганизации семьи, в невыполнении супругами обязанностей по отношению к детям, качественной деформации роли и места женщины в семье, росте устойчивых и порой неразрешимых семейных конфликтов, характеризующихся отсутствием согласованности, снижением воспитательного потенциала, процветанием безнравственности.

2. Семья - величайшая общечеловеческая ценность. Наличные условия жизни, результаты трансформации российского общества, повлиявшие на снижение уровня духовности и нравственности, а также формы социальной адаптации подростков радикально видоизменяют систему ценностных ориентаций личности, определяют основные виды ее поведения, что и делает семью основной социальной и моральной ценностью. Трансформация основных ценностей современной молодёжи в значительной мере обусловлена как негативными тенденциями общественного развития, так и деформациями семейного образа жизни, снижением престижа семьи.

3.Противоречивость, конфликтность, духовная обедненность семейных отношений, активными участниками которых всегда являются подростки, формируют у них такую систему отрицательных субъективных установок, которая нарушает нормальный процесс рационального сознания и интериоризации духовно-нравственных ценностей в жизненную потребность. В неблагополучной семейной среде как бы утрачивается нравственный смысл человеческого бытия и рушатся духовные основы личности.

4. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у подростка позитивного «образа семьи». Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости, соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.

5. Семья является «естественной культурной средой» подростка. Она дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Очевидной становится необходимость повышения эффективности функционирования семьи как первичной ячейки общества и социального феномена, где с детства закладываются основы становления и дальнейшего развития личности.

6. Важнейшим условием эффективности духовно-нравственного становления подростка является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Принимая во внимание кризисную ситуацию в социально-экономической сфере, ограниченность возможностей государства в решении ряда насущных социальных проблем в отношении семьи, можно предположить, что проблема духовно-нравственного воспитания подростков будет и в дальнейшем оставаться одной их наиболее сложных и актуальных в социальной политике российского государства.

Научно - практическая значимость работы заключается в том, что в ней комплексному анализу подвергнуты факторы и специфика духовно -нравственного формирования личности подростка на семейном уровне, что позволяет осуществить прогностическую оценку влияния семьи, как первичной ячейки общества и социокультурной ценности на личностное становление подрастающего поколения, проанализировать вопросы воспитания и формирования духовно - нравственных основ личности в условиях современного общества. Материалы данного социально-философского исследования могут найти своё конкретное применение в разработке целого ряда государственных мероприятий социальной политики противостояния духовной агрессии и совершенствовании работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения, использоваться при разработке программ по формированию духовно - нравственных основ личности подростка.

Материалы исследования и его выводы могут использоваться также в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, могут стать предметом изучения в рамках вузовских курсов философии, социальной философии, философии права, социологии, психологии. Отдельные положения работы можно использовать при изучении спецкурсов по проблемам семьи и семейных отношений в системе средних и средне-специальных учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. По теме исследования автором опубликовано 6 научных работ, общим объёмом 3,1 п.л.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, примечания и списка литературы. Объём диссертации составляет 146 страниц машинописного текста. Библиографический список включает 190 источников.

Заключение диссертациипо теме "Социальная философия", Чуприна, Анжела Анатольевна

Заключение

Подводя итоги работы, следует подчеркнуть, что семья, как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, представляет собой комплексную проблему многопланового характера. В ней содержится основной потенциал формирования и развития личности. В семье преломляются и реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Оказывая большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, семья формирует духовно-нравственные основы личности.

Семья - величайшая общечеловеческая ценность, один из немногих социальных институтов, который способен воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее духовно-нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности подростка.

Социально-философский анализ рассматриваемой проблемы углубил научные представления о семье как первичной ячейке общества и сфере духовно-нравственного становления личности, показал ее возросшую роль и значение в формировании подрастающего поколения. Проведенное исследование способствовало научному осмыслению и нормативно-ценностной интерпретации сущностных характеристик семьи с учетом трансформационных изменений в обществе.

Выявление основных факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей подростков на семейном уровне помогло автору определить специфику духовно-нравственной адаптации подростков к окружающей действительности в современном российском обществе. В диссертации акцентируется внимание на нерешенность многих проблем семьи, на серьезные деформации, которые претерпела семья в современных условиях развития нашего общества. Таковыми являются: проблема формирования семьи, физического и духовного воспроизводства населения; изменение семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, их неустойчивость и, как следствие этого -проблема разводов; социальная незащищенность семьи, порождающая неблагополучный эмоционально-психологический климат внутри самой семьи; проблема воспитания подрастающего поколения, роста неполноценных и неблагополучных семей; проблема социального сиротства, детской и подростковой преступности, девиантного поведения, снижение значимости женщины в семье как эмоционально-нравственной основы гуманизма и человеколюбия. Причинами, повлиявшими на значительное количество семейных проблем в настоящее время, явились противоречия общественного развития.

Трансформационные процессы, которыми сегодня оказались охвачены все сферы жизни и деятельности людей, являются одной из наиболее существенных причин разрушения и духовно-нравственных основ личности. В работе особое внимание обращено на то, что духовно-нравственные ценности формируются опосредованно (под влиянием всего комплекса макро и микроусловий и факторов развивающейся социальной реальности) и непосредственно в соответствии с требованиями эпохи и общества. Кризис духовности и нравственности, который переживает наше общество сегодня, еще более повышает роль семьи как общечеловеческой ценности.

Важнейшей социальной функцией современной семьи является воспитание будущего семьянина, подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. В то же время следует отметить, что реальные перемены к лучшему в духовной сфере возможны лишь в случае радикальных изменений в социально-экономическом плане. Общая нестабильность социально-политической и национально-демографической обстановки, экономические трудности, негативные социальные последствия перехода к рыночным отношениям, дороговизна товаров и услуг, инфляция и безработица, вынужденная миграция привели к значительному снижению жизненного уровня семьи, в том числе и ее воспитательного потенциала. Одновременно произошли радикальные изменения в системе образования, воспитания, культуры. Было нарушено функционирование ряда социальных институтов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности подрастающего поколения. Поэтому решение проблемы формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения и роли в этом процессе семьи опосредовано трансформационными изменениями, происшедшими и происходящими в обществе.

Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности - одно из условий полноценного развития человека. Соответственно, в каждый конкретно-исторический период, эпоху важно определиться в выборе «основного звена» в духовном и нравственном мире человека, с помощью которого и через которое можно оказывать наиболее оптимальное управляющее воздействие на характер его духовно-нравственного становления.

В современных условиях роль семьи как сферы духовно-нравственного воспитания личности неизмеримо возрастает. Самое главное, на наш взгляд, в семейном воздействии на формирующуюся личность заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений растущему человеку, а в том, чтобы развить его духовные способности и пробудить в подростке готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности подростка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль семьи как посредника между обществом и личностью и влияет на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.

С целью повышения роли семьи в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, по нашему мнению, целесообразно:

- разработать научно обоснованную программу социальной поддержки семей на государственном уровне;

- повышать роль семьи как духовно-нравственной детерминанты общества и государства;

- постоянно уделять внимание формированию духовности и нравственности как основ развития науки, искусства, культуры, образования;

- создать программу духовно-ценностного воспитания подрастающего поколения, которая бы в наибольшей мере отражала духовно-нравственный менталитет россиян, закрепленные веками высшие духовные ценности их бытия, способствовала бы, по выражению Ф.М.Достоевского, «созиданию общества началами нравственными».

Отмечая возросшую роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно одного понимания родителями и семьей в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение личностью, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки нравственного поведения, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к духовному самосовершенствованию личности.

Список литературы диссертационного исследованиякандидат философских наук Чуприна, Анжела Анатольевна, 2005 год

1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 20000.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М.,1997.

3. Андреева Г.М. Социальная психология М.- 2002.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1980.б.Андреева И.С. Гулыга А.В. Семья: книга для чтения. М.,Политиздат, 1991. С.306.

5. Анзорг JI. Дети и семейный конфликт.// Пер. с нем. М.: Просвещение. 19988. С.144.

6. Антонов А. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М., 1998.

7. Антонов А.И. Два взгляда на одну проблему//Семья в России. 1999.N22. С.34.

8. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему// Семья в России.2000.№1 .С.31.

9. Ю.АнтоновА.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд. МГУ, 1996. С.68. П.Архангельский В.Н. Мониторинг положения семьи.// Семья в процессе развития / Материалы международной научно-практической конференции.(Москва, 18-19 ноября,1995) М.,1996. С.14.

10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,1984. С.69.

11. Батурин Ю.М. Пульс реформ. М. Прогресс. 1989.

12. Бахтин М.М. Идея духовно-нравственного воспитания молодежи. М.,1982. С.287.

13. Белкин А.И. Индивидуальность и социализация. М.,1979. С. 13-24.

14. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М.,1989.

15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в2-х т./Под ред. А.В.Петровского М.: Педагогика. Т. 1. 1979. С.304.

16. Бодрова В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы.// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1999.№2.С. 12-14.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Знание. 1988.С. 464.

18. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания Россиян. СОЦИСШ, 2004.С 46

19. Борисов В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 1995. №1, 2. С.68.

20. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности./Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт в2-х т. М.,1994. С.394.

21. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.,1997.

22. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры.// Вопросы философии. 1999.№ 2.С.З.

23. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 174.

24. Буева Л.П. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. Материалы круглого стола./Педагогика,1999. №3.C.34.

25. Бурова С.Н. Совершенствование взаимоотношений в семье как основной фактор воспитания.// Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. М., 1999.

26. Василенко И.В. Семья в условиях кризиса.// Макаров В.В., Василенко И.В. Философия и социология пола: Монография / Волгоград, гос. техн. ун-т, 2002. CI 11-112.

27. Васильева Э.В. Семья и учебный успех школьников.// Социологические проблемы образования и воспитания. Под ред. Гуровой. М.: Просвещение, 1979. С.201.

28. Вебер М. Избранные произведения./ Пер. с нем. Сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Прогресс, 1990.

29. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия./Пер. с англ.-2001.

30. Вишневский А.Г., Бубнова Е.М., Лукашук Ю.М. Эволюция семьи и семейная политика СССР. М.: Наука, 1992.

31. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи. Ростов-Дон, 2001.

32. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) //СОЦИС№ 1, 2002.С.96.

33. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. С. 146.

34. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах:Т.2., М., 1973.С.67.

35. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.7. М., 1934. С.202.

36. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.7.М.Д934. С.32.

37. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч. Т.7. М.-Л., 1934.С. 191.

38. Герцен А.И. Избранные философские произведения.Т.2.М.:1948.С.307.

39. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. М. Российское гуманистическое общество.- 2003.

40. Голод С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. Молодая семья. М., 19997.

41. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

42. Голод С.И. Будущая семья: какова она? //Эволюция семьи и семейная политика в СССР. Ред. Вишневский А.Г. М, 1990.

43. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.С-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. С.91-92.

44. Голод С.И., Клецин А.А. Сосотояние и перспективы развития семьи. Теоретическо-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1994.

45. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи.Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1997. С.;.

46. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000.

47. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Молодежь новой России: политические ориентации // Вестник Российской АН. 1998.№7.

48. Гофман Э. Избранные произведения. В 3-х т.М.,1962.Т.2.С.271.

49. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. С.158.

50. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.,1991.

51. Гречухо Е.В. Семья как общечеловеческая ценность.// Современные социально-психологические и педагогические проблемы в исследованиях аспирантов и студентов. Ставрополь. 1999.С.39.

52. Гринева С.В. Ценностный конфликт поколений как основа трансформации Российского менталитета.//Вестник, серия «Гуманитарные науки».Ставрополь, 2003.С.59.

53. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства.//СОЦИС №11, 2000.С.99.

54. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях.//СОЦИС. №1,1997.

55. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей., 2003. С. 160.

56. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи.// Социологические исследования №10, 1999.

57. Гусейнов А. Этика. М.,2000.

58. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика./ Вопросы философии № 4,1999.

59. Дементьева И.Ф. Современная российская семья в зеркале социологии.// Воспитание школьников.№5,1995.С. 17-19.

60. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв.ред. Лапин Н.И., Беляева Л.А. М.:Эдиториал УРСС, 1996.

61. Драгунова Г.В., Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. М., 1985.

62. Дробницкий.О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997. С.6.

63. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. №2, 1998. С.57.

64. Зеленов Л.А. Становление личности. Горький, 1999.

65. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов н/Д.1999. T.I. С.544.

66. Зинченко Н.Н., Моргунов Е.Б. Человек развивается: очерки психологии. М., 1995.С.57.

67. Зобов Р.А., Лисовский А.В. Становление личности молодого человека. Л.,1987.

68. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. М., ИКЦ «МарТ», 2003.

69. Зритнева Е.В. Семьеведение. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2002.

70. Иванов О.И. Семья, общество и социализация индивида.// Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1994.

71. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.С.112.

72. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М.,1992. С.88.

73. История этических учений: Учебник/Под ред. Л.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 119.

74. Калашников B.JI. Философия. 2-изд. М.,1999.

75. Кант И. Критика чистого ума. М., 1994. С.225.

76. Картушин О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998.№ 12.

77. Карцева JT.B. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества.// СОЦИС №7, 2003.С.92.

78. Киселев Г.С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества)//Вопросы философии №9,2004.С.3.

79. Клочко Ю.Н. Проблемы становления современной личности (социологический анализ)//Вестник№1(8) Ставрополь. 2003.С.88.

80. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1997 С. 68-106.

81. Кон И.С. Личность и социальная структура.-М.,1972.

82. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.С.52.

83. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

84. Кон И.С. Социализация//Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

85. Королева Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества. М., 1990 С.85.

86. Кочетов А.И. Современная семья и ее воспитательные возможности. М.,1999. С.12.

87. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации.// Вопросы философии.№12,2002.С.23.

88. Кунгурцева Г.Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях //Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1994. С. 16.

89. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностных ориентаций россиян.// Социологические исследования №5, 1999.

90. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. М.,1994.

91. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности. Минск. 1997.

92. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности. Минск. 1997.

93. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

94. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.,2000.С.20.

95. Ломоносов М.В.О воспитании и образовании./Сосг. Батуримаю Т.С. М.: Педагогика. 1999.

96. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1957.

97. Магомедов А.А. Семья как социокультурная ценность.//Аьстуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.- Ставрополь, 2000.

98. Магомедов А.А. Семья на северном Кавказе. Ставрополь. 1999 С.13.

99. Макаренко А.С. Собрания сочинений в 7 томах. Т.5. М.Д959.С.39.

100. Макаренко А.С. Сочинения. Т.4. М., 1951.С 353.

101. Мальковская Т.А. Социальная активность школьников. Л., 1987. СЛ.

102. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. М.,1990.С.21.

103. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта.// Маркс К. Фридрих Э. Соч. 2-изд. Т.8.С.119.

104. Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности. Ростов., 1990.

105. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

106. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М.,1989.

107. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и США: сравнительный обзор//Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

108. Модернизация в России и конфликт ценностей //Под ред. Н.Н.Козлова. М.,1994.

109. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 1.С. 147.

110. Мустаева Ф.В. Основы социальной педагогики. М.,2001. С.245.

111. Мюллер К., Пикель.А. Смена парадигм посткоммунистической трансформации.// Социологические исследования №10, 2002.С.79.

112. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.,1988.

113. Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980. С. 17.

114. Несоленова А.Р.Духовно-нравственное воспитание детей / Православная беседа. №1,2001.

115. Образ жизни семьи и формирование нового человека. Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1987.

116. Образ жизни семьи и формирование нового человека.// Межвузовский сборник научных трудов//. Горький, 1987.

117. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников.//С01ДИС№5,2002.С.111.

118. Панов A.M. Положение детей в РФ и государственные приоритеты в области социальной защиты и поддержки детского населения // Государство и дети: реальности России. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995. С.7.

119. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 1997.

120. Попхристов П. Пол, брак, семья. София, 1977.

121. Проблема понимания кризиса семьи. СОЦИС № 11,2003.С. 137.

122. Проневская И.В. Семья в социальной философии Сократа, 127. Платона, Аристотеля// Вестник Московского гос. ун-та. Сер. 18.Социология и политология.-№4,1998.С.129-130.

123. Рапопорт С.О системе норм семейного поведения. Молодая семья. М. 2000.

124. Рассадина Т.А. Нравственные ориентиры жителей Российской провинции. СОЦИС №7,2004.С.52.

125. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей// Соч.: В 2-Т.Т.1.С.245.

126. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: В 2-т.СПб. 1903.

127. Российская семья сегодня.// Материалы международной научно-практической конференции. М., 1999.С. 12.

128. Рубинштейн И.М. Кризис семьи как органа воспитания.//Вестник МГУ.Серия18. Социология и политология.№3,1999.С.56-59.

129. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

130. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России //Социологические исследования №5, 1998.

131. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования №6,1999.

132. Саралиева З.Х. Семья клиент социальной работы. Нижний Новгород. 2003. С.287.

133. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород. 2000. С.74.

134. Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность.// СОЦИС№8, 2004.С.88.

135. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи.- М.,1974.

136. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России //СОЦИС №3,1994//.

137. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия». 1980. С.661-662.

138. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.

139. Соколовска А. Роль семьи в формировании отношения молодежи к перспективам ее будущего. М.,1998.

140. Соловьев В.В. Оправдание добра. Нравственная философия// Соч.Т.1.1990.

141. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1998 С. 148149.

142. Сорокин П. Кризис современной семьи.// Ежемесячный журнал. 1916.№2. С. 174.

143. Спиркин А. Г. Философия. М.,1999.

144. Степин B.C. Философия и универсалии культуры.//Россия на рубеже веков. Вып. 16.,СПб. 1999.С.60.

145. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.:В 3 т. Т.З. С.447.

146. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.- М., 1981. Т.З. С.245.

147. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.

148. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.

149. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М.,1999. С. 187.

150. Таранов Т. Звезды мировой философии. Золотая философия. 1999.С.13-15.

151. Титаренко А.И. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования.// Вопросы философии.№2, 1992. С.90.

152. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.,1987.

153. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С.86.

154. Томпсон М. Философия науки./Пер.с англ. А.Гарькавого.- М.: Ф АИР-ПРЕСС,2003.

155. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании: Материалы международного симпозиума 24-25 мая 1996. М., 1996.

156. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. Методов исслед.-М.: Мысль, 1980, С. 169-170.

157. Уледов А.К. О принципах изучения общественного сознания.: В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М. 1970.С 99.

158. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1969. С 81.

159. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М.,2001.

160. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8 апреля 2002года, №34-Ф3.

161. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением.// Психология формирования и развития личности.// М., 1981. С.343.

162. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений,-Ростов н/Д: «Феникс»2003.Под. ред. В.П.Кохановского.

163. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции.//Духовно-нравственное воспитание. №2,2001.

164. Флоренская Т.А.Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М.,2003.

165. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

166. Франкл С.Л. Духовные основы общества. M.J992.C.14.

167. Франкл С.Л. Сочинения. М.,1990.С.80.

168. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.2-е изд. М.,1979. С.48.

169. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1986. С.16-19.

170. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.С.220.

171. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. С.342.

172. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.,1978.

173. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.,1978.

174. Хилл Р. Современные тенденции в теории семьи // Социальные исследования. Вып.4. М.,1979. С.37.

175. Хорак И., Вачек Ц. Молодежь и ее ценностная ориентация // Гуманизация образования. 1998. №2.

176. Чудновский B.C., Кржечковский А.Ю. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.

177. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие./ Отв. ред. Н.С. Слепцов. М.,1992.С.6-22.

178. Шадрикова В.Д. Происхождение человечности. М.,1993.

179. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989.

180. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.2000.

181. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения., М ,1991.С. 154.

182. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. М., 1964. Т.21. С.32.

183. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. и Моргана. М.: Политиздат, 1980.

184. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.,1995.

185. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979.

186. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества. Диссертация в форме научного доклада. д.с.н.- М.,1995.

187. Янкова З.А. Структура городской семьи в социалистическом обществе (по материалам эмпирического исследования)//СОЦИС. 1974.№1.

 

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/semya-kak-sfera-dukhovno-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti-podrostka#ixzz3SGauevR5

 

УДК 37

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.