Среди общесистемных принципов: необходимо отметить:
целенаправленность - формирование в составе СУ целевых и соответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих подсистем управления;
делимость — декомпозиция формируемой системы и ее подсистем на элементы;
иерархичность — формирование многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);
взаимодейственность — взаимодействие формируемых и функционирующих подсистем СУ как между собой, так и со всеми другими, внешними по отношению к организации, системами. При этом следует устанавливать приоритетность одних целей по отношению к другим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуществляя взаимосвязанные процессы по их достижению;
согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев управлении;
оперативность — своевременное принятие управленческих решений по предотвращению и (или) мобильному устранению отклонений;
комплексность — взаимная увязка всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного никла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению;
системность — постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия;
преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании. Выражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управления:
научность -— разработка мероприятий и воздействий на основе достижении науки и техники с учетом объективных законов и закономерностей системного управления;
автономность — обеспечение относительной самостоятельности функционирования структурных элементов и подсистем СУ;
экономичность — снижение затрат на управление в общих расходах организации;
перспективность развития организации как системы;
оптимальность — многовариантная проработка управленческих решений и выбор наиболее целесообразного для организации варианта;
устойчивость — удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечение выживания организации в условиях конкуренции;
комфортность — создание для человека как основного элемента системы максимума удобств для творческой работы и реализации своих возможностей;
специализация работ — рациональное разделение управленческого труда в СУ;
концентрация — выполнение однотипных задач в одном подразделении и (или) концентрация усилий управленческих работников па решении основных целей и задач организации:
адаптивность - обеспечение приспособляемости системы организации к изменяющимся внешним и внутренним условиям;
К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простоты и доходчивости
К основным специальным принципам при построении и функционировании СУ следует отнести:
• «продуктовый» подход к управлению, в соответствии с которым управление в системе должно осуществляться (помимо общего управления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности;
• управление на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (исследования, проектирования и разработки, изготовления, товарооборота, использования, утилизации или уничтожения);
• выполнение целостного комплекса функций управления, способного обеспечить достижение целей и решение задач системы организации;
• использование в управлении комплекса методов мотивации высококачественного, производительного, заинтересованного, новаторского и, главное, осознанного труда как каждого работника, так и всего коллектива работающих;
• формирование у всех изготовителей и потребителей, причастных к реализации жизненного цикла продукции, соответствующих знаний, умений и навыков. Выполнение этого принципа требует массовой непрерывной систематической подготовки, обучения и повышения квалификации;
• регулирование на всех иерархических уровнях управления
• интегративное взаимодействие со всеми организациями, связанными с реализацией жизненного цикла продукции. Это в первую очередь может относиться к поставщикам сырья, материалов и комплектующих изделий сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ;
• осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности организации. При этом наибольшую ответственность следует возлагать на высшее звено управления:
• постоянное (перманентное) использование в управлении воздействий преимущественно превентивного характера с их оперативным (немедленным) выполнением. Это не исключает, а, наоборот, предполагает (в случае недостаточной эффективности превентивных воздействий) максимально быстрое, текущее устранение возникших отклонений. Таким образом, необходимость выработки как предупредительных, так и текущих оперативных управляющих воздействий требует организации постоянно работающей надежной превентивно-перманентной и оперативной обратной связи во всех подсистемах СУ;
• доступность и систематичность проведения внутренних и внешних проверок деятельности но управлению. Этот принцип позволяет совершенствовать, непрерывно развивать и повышать эффективность СУ;
• документирование управленческих процессов, обеспечивающих выполнение технологии управления и производства. Необходимость использования в управлении стандартизации, регламентации и планирования;
• восприятие каждым работающим себя как изготовителя продукции (услуги), а исполнителя следующей операции технологического процесса — как потребителя. Необходимо соблюдать деловую этику и проявлять уважительное отношение ко всем участникам реализации жизненного цикла продукции.