Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристики (признаки) форм рынков

Формы конкурентного рынка

В зависимости от количества продавцов (производителей), объема предлагаемых ими товаров и услуг, количества покупателей (спроса) на рынке, осуществляется разделение на рынок совершенной (чистой) конкуренции, рынок несовершенной (монополистической) конкуренции, рынок олигополии и монополистический рынок.

Для пояснения классификации форм рынков (или рыночных структур) с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим таблицы.

На практике форма рынка с совершенной конкуренцией функционирует, например, в сфере торговли товарами повседневного спроса. Форма рынка монополии производителя (продавца) встречается в области естественных государственных монополий и венчурных инновационных производств.

Фирма обладает монополией, если она — единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

  • Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.
  • Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.
  • Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Давайте вкратце обсудим каждый из этих случаев.

Характеристики форм рынка

Количество потребителей Количество производителей, продавцов (предложение)
(спрос) много несколько один
много Совершенная (чистая) конкуренция или монополистическая конкуренция Олигополия (дуополия) Монополия производителя
несколько Ограниченная монополия потребителя Двусторонняя олигополия Ограниченная олигополия производителя
один Монополия потребителя (монопсония) Ограниченная монополия Двусторонняя монополия

Характеристики (признаки) форм рынков

Характеристики (признаки) Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная (монополистическая) конкуренция Олигополия Монополия
1. Количество производителей (продавцов) Много Много, но товар каждого из них имеет существенные отличия Мало (2 — 8) Один
2. Количество покупателей Много То же Два и более Один или несколько
3. Доли на рынке Малые Малые Большие Одна на рынке
4. Доступ к рынку Открыт Затруднен Затруднен Блокирован
5. Объем продаж Определяется конкурентоспособностью товара (качеством, ценой, затратами у потребителя, качеством сервиса) Определяется конкурентоспособностью товара, спросом на него и сговором участников Определяется спросом
6. Политика ценообразования На основе закона спроса и предложения, так как много и продавцов, и покупателей На основе спроса на товар и его конкурентоспособности То же Определяется производителем (продавцом)
7. Роль качества товаров в конкуренции Очень высокая Очень высокая Высокая Определяется ситуацией
8. Роль рекламы в продвижении товара Высокая Высокая Очень высокая Определяется ситуацией
9. Норма прибыли производителя (преимущественно) Незначительная (2 % , экономическая) Незначительная (2 % — 8 %) Средняя (8 % — 20 %) Большая (20 % и более)

 

3) Законы функционирования рыночных отношений.

 

ФАКТОРЫ, которые ВЛИЯЮТ на спрос

Однозначно ответить на вопрос, от чего зависит величина спроса, невозможно, поскольку следует прежде всего выяснить, какой именно продукт собирается покупать потребитель. Так, шведский экономист К. Еклунд, рассматривая спрос покупателей на рубашки, называет такие основные факторы:

1) величина ихдохода;

2) количество рубашек, которую они считают необходимым иметь;

3) наличие в них соответствующей одежды (джемперы, жилеты и т.п.), которая можно использовать вместо рубашек;

4) цены на эти товары (дешевле или дороже они за рубашки);

5) цена подобных рубашек. К этим факторам можно прибавить ценовые и дефицитные ожидания, изменения в структуре населения, экономическую политику правительства (в частности, помощь бедным слоям и др.)

О действии этого закона свидетельствует, во-первых, то, что низкие цены усиливают у потребителя желания покупать товары, практика распродажи товаров по сниженным ценам. Во-вторых, поскольку потребление подлежит действию принципа понизительной предельной полезности (покупатель товара получает меньшее удовлетворение или полезности с каждой следующей единицы продукции), то потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, которое его цена снижается. В-третьих, подтверждением этого есть эффект дохода и эффект замещения

 

2) Стратегия достижения конкурентоспособности

Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратеги. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов. На смену массовому и нишевому маркетингу приходит концепция индивидуального маркетинга или маркетинга "один-на-один". Такая рыночная стратегия позволяет производителям, прогнозируя изменения потребностей клиентов, всегда быть на шаг впереди конкурентов.

 

Маркетинг "один-на-один" предполагает изучение организацией своего потребителя и накопление полученной информации в клиентской базе данных для дальнейшего ее анализа и использования в целях совершенствования бизнес-процессов компании. Собирая данные о клиентах, вы, во-первых, узнаете своего потребителя: его пол, возраст, место жительства, социальную принадлежность и т.п., что позволяет корректировать стратегию развития бизнеса. Во-вторых, анализируя жалобы и отзывы потребителей, вы определяете слабые места в деятельности организации и изучаете мнения клиентов относительно качества вашего товара.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.