Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак, суйек — белая кость, к ней относились только чингисиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали ккара суйек - черной кости. Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины "оглан", "торе", означавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые "собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных", как гласил один из пунктов "Жетi Жарты".
История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника "Жетi Жаргы" ("Семь установлений"). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. По «Жеты Жаргы»: судебные функции были у биев, если ответчик уклонялся от суда или выполнения его решений истец имел право на барымту. Смертная казнь применялась в особых случаях, приговор в исполнение приводил весь род. Действовал обычай аменгерства, по которому жена умершего брата переходила к старшему или младшему брату мужа. Вводился кун - имущественное возмещение за убийство или тяжкое телесное повреждение. За убийство мужчины кун составлял 1000 голов скота, за женщину - 500, за родственника султана в семь раз больше. Вора били плетьми. Так был сделан шаг к искоренению кровной мести.
25. Духовная и материальная культура Казахского народа в XV-XVII в.в.
. Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.
26.Джунгарская агрессия в Казахстан. «Годы Великого бедствия».
Опустошительные набеги на казахские земли джунгар участились в 40-е годы XVII века .В 1710 году в районе Каракум состоялся первый курултай и было создано общеказахское ополчение во главе с видным батыром Богембаем. Уже в 1711 году военные силы трёх жузов дали отпор врагу, джунгары отступили. Весной 1718 года в районе реки Аягуз казахи были разбиты. 1723 - 1727годы известны как «годы великого бедствия» (Актабаи шубырынды). В 1726 году на реке Буланты казахское объединённое войско нанесло ощутимое поражение джуигарам. Место битвы получило название «калмак кырылгаи» (место гибели калмыков). У гор Ордабасы казахи приняли решение объединить свои силы. Расположение войск у гор Ордабасы было не случайным, отсюда было удобнее выйти на пограничные районы с Джунгарией. Войско казахов располагалось по принципу принадлежности к жузам. Весной 1729-года в местности Анракай на побережье озера Балхаш джунгары были вновь разбиты. Крупное нашествие Галдан-Церена в 1741-1742 годах на Средний и Старший жуз по своим последствиям оказалось не менее опасным, чем «годы великого бедствия». В 1745 году после смерти Галдан-Церена, видного полководца джунгар, нападения на казахские земли несколько уменьшились. Чтобы обезопасить положение алтайских заводов и рудников, их объявили собственностью романовской династии. В 1750 году в местечке Аяк состоялась битва между казахами и джунгарами, в результате которой был подписан договор между казахами и джунгарами о ненападении.
27. Начало присоединения Казахстана к России.
Джунгаро-казахские войны, угроза разорения подтолкнули казахских правителей на союз с Россией. Корни казахско-русских отношений имеют давнюю историю. Русское государство было заинтересовано в отношениях с Казахстаном в целях безопасности традиционных путей через Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со среднеазиатскими ханствами и джунгарами. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В 1573 году в Казахскую степь было направлено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, но оно не дошло до Казахстана, так как было истреблено сибирскими татарами. Известна грамота Ивана IV Грозного купцам братьям Строгановым от 30 мая 1574 года, где им разрешалось строить крепости на Тоболе и торговать с народами Казахстана и Средней Азии "беспошлинно". В 1594 году в Москву прибыло казахское посольство от хана Таваккула во главе с Кул-Мухаммедом. С самого начала принятия казахов в русское подданство Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории Казахстана. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана специальная Киргиз-Кайсацкая экспедиция, затем переименованная в Оренбургскую экспедицию во главе с обер-секретарем сената И. К. Кирилловым, помощником его был назначен А. Тевкелев, произведенный из переводчиков в полковники за удачное выполнение миссии в Младшем жузе по его присоединению к России. После смерти И. Кириллова (1737 г.) Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию. В 1735 году началось сооружение Оренбурга, с 1744 года он стал центром -Оренбургской губерний, а с 1748 года - Оренбургского казачьего войска. В Казахстане возникли укрепленные линии. Только в 1740-1743 годах на стыке территорий Младшего жуза и Южного Урала были построены крепости: Воздвиженная, Рассыльная, Ильинская, Магнитная, Каракульская, , Красногорская, Губерлинская, Новосергиевская и другие. Все это делалось без согласия казахов, постепенно сужало их кочевья. В начале 50-х годов XVII века возникли Горькая, Иртышская, Колы-ванская, Ишимская, Орская и другие линии. 10 октября 1731 года в ставке хана 30 старшин Младшего жуза приняли российское подданство. России. В 1748 году султан Барак убил хана Абулхаира. В 40-е годы XIX века завершилось присоединение Среднего жуза к России.