Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные источники и историография истории Казахстана.



В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические. История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи,). В средние века были созданы выдающиеся сочинения «Тарих-и Рашиди» Мухаммада-Хайдара Дулати, «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири, «Шежіре и-Түрк» Абулгази, до сих пор являющиеся бесценными историческими источниками о начальном этапе казахского этногенеза, становления казахского ханства. А сочинение «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири повествует в двух первых главах об истории воцарения Бориса Годунова. После присоединения Казахстана к России историей, географией, этнографией Казахстана стали заниматься и русские ученые (Рычков, Левшин, Радлов, Бартольд и др.). В 19 веке появились исторические сочинения Шокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина. Новое развитие изучение истории получило в трудах представителей “новой элиты” – Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынова, Мустафы Чокая.

После событий 1917 года работы по истории Казахстана появились в большом количестве, они интересны богатым архивным материалом, в них не видно сильного идеологического давления. В качестве примера можно привести такие работы, как “История Казахстана” С.Асфендиярова, “Туркестан-колония” Георгия Сафарова и др.

Несколько изменилась ситуация после ХХ съезда КПСС. Вышла масса трудов по различным проблемам казахской истории, которые и мы будем использовать в процессе подготовки к занятиям, экзаменам, при написании рефератов и докладов, подготовке к тестированию. Это труды археологов А.Маргулана, К.Байпакова, К.Акишева, Курманкулова, составивших археологические карты Казахстана, изучивших эпохи палеолита, неолита, бронзы, раннего железа.

Итогом этого периода стало появление в конце 70-х годов академического издания “Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней” в 5-ти томах.

3. Каменный век на территории Казахстана.

ПАЛЕОЛИТ (ДРЕВНЕКАМЕННЫЙ ВЕК) 2,5 МЛН.-12 ТЫС. ДО Н.Э.

-Ранний (нижний) палеолит (2 млн. 500 тыс.-140 тыс. до н.э.)

-Средний палеолит (мустье, 140-40 тыс. до н.э.)

-Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. до н.э.)

НЕОЛИТ (НОВОКАМЕННЫЙ ВЕК, 5-3 ТЫС. ДО Н.Э.)

ЭНЕОЛИТ (МЕДНО-КАМЕННЫЙ ВЕК, 3000-2800 ЛЕТ ДО Н.Э.)

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники - относятся к ниж­нему палеолиту, то есть около 1 млн. лет назад. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus - "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда- рубила, скребла, остроконечники, отбойники найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау на пойменных террасах реки Арыстанды, у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Эту серию стоянок первобытного человека в 1958 году нашел археолог Алпысбаев Х.А.. Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа.

 

4. Эпоха бронзы на территории Казахстана.

. Племена, обитавшие на территории Казахстана эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с.Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири. Хозяйство: скотоводство и земледелие). Раскопки здесь были проведены в 1913 году Б.В.Андриановым. В 1927 году археолог М.П.Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территорий- от Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены свыше 30 поселений и более 150 могильников. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы - дандыбаевской (для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой - появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды). Наряду со скорченном трупоположением встречаются трупоположения, вытянутые на спине. Самый большой курган имеет высоту 2 метра, диаметр 30 метров. Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла.

5. Саки: источники, расселения, общественное устройство, политическая история, культура.

Саки - племена, заселявшие территорию Казахстана в период раннего железа в VII - IV вв до н.э. О саках упоминает священная книга иранцев «Авеста», греческие авторы называли их восточными скифами, в древних персидских источниках саки означают «могучие мужи», иранские источники называют их «турами с быстрыми ногами».

Саки делились на группы:

Саки-парадарайя - (заморские) проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи);

Саки-тиграхауда - (носящие остроконечные шапки) жили в районе Сырдарьи, Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане;

Саки-хаомоварга - (изготавляющие напиток хаому) расселялись в долине Мургаба;

У саков был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском; кургане. В 1969 году в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» -юноша воин - царь саков, погребение датировано V веком до н.э. По одежде и регалиям (знакам отличия) видно, что саки отождествляли царя с солнечным божеством; Шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней, эта эмблеме - знак, олицетворяющий власть над миром. Образ жизни саков - оседло-кочевой. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. В районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. В VII-III вв до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе племён стояли вожди. Во главе союзов племён стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял пастбища и земельные угодья для перекочёвки, следил за порядком. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - жёлтый и синий. Из сословия воинов избирались вожди и цари.

6. Государства уйсуней и кангюев.

6. Усуни - во II веке до н.э.(160 году до н.э.) на земли саков-тиграхауда в Семиречье из глубин Центральной Азии пришли и расселились племена усуней. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселение с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо - земледельческим. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 5000 голов лощадей. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Во главе государства стоял гуньмо.

Кангюи (канглы) – в III веке до н.э. на юге Казахстана в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау расселились племена каигюй. Впервые Кангюй, упоминается в китайских письменных источниках II в. до н.э. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнением A.M. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народам. Б.А. Литвинский, считает что кангюйцы были потомками ироноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен - "люди в кожаных одеждах (или доспехах)". Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнеземледельческих поселениях — достаточно наглядно свидетельтсует о значимости скотоводства. Определенное значение в хозяйстве играло сбор плодов груш, урюка, боярышника, фисташки. Развивались: охота, рыболовство, ремесло. У кангюев существовало неравенство. В руках знати сосредотачивались богатства. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. У кангюев был распространён культ природы и культ предков.

 

7. Государство гуннов. Великое переселение народов.

7. Гунны (хунну) - пришли на территорию Казахстана из Центральной Азии. С гуннами связано «Великое переселение народов».. Во главе гуннов стоял шаньюй, В III в до н.э. во главе гуннов стал Модэ шаньюй . Совершил ряд завоеваний и победоносных войн. В середине I века до н.э или в 55 году до н.э. государство гуннов разделилось на две части: северную и южную. Глава северных гуннов Чжи-Чжи приводит гуннов на территорию Казахстана. Он заключает союз с государством Кангюи против Усунь. Правитель Кангюя предоставил Чжи-Чжи право командовать кавалерией Кангюя. Но Чжи-Чжи не смог разбить Усунь. Усиление Чжи-чжи беспокоило китайскую империю. Китайское войско двинулось к стенам его города. Для обороны своего города Чжи-Чжи использовал наёмное римское войско. Нo шаньюй был пленён вместе с роднёй, и все были обезглавлены. В 93 году н.э. начинается вторая волна, переселения гуннов в Европу. В IVв. н.э. гунны дошли до Дуная и поселились в Венгрии, Опустошительные набеги на европейские страны гунны совершали во главе с шаньюем Атиллой.

Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Гунны вели кочевой образ жизни. Они делились на 24 рода, во главе каждого стоял старейшина. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старёйшин решали государственные дела. Рабы использовались в качестве домашней прислуги. Шаньюй был неограниченным монархом, ему подчинялись князья, называвшиеся темниками. У гуннов имелась письменность.

8. Образование и расцвет Тюркского каганата. Западно – Тюркский каганат.

8. Тюркский каганат (552-603г г или VI в.). Основателем государства в 552 году стал Бумын-каган. Расцвет каганата приходится на правление Мукан-кагана (553-572гг.) Суяб - столица каганата. Под власть Тюркского каганата земли Казахстана попали в VI в. Стремясь овладеть богатствами оседлых племён, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561 - 563 гг тюрки заключили союз с Ираном против эфталитов. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами Великого Шёлкового пути в страны Средиземноморья. Тюрки, и находившиеся под их властью согдийцы, были заинтересованы в торговых связях с Византией, этому препятствовал Иран. В 568 г. купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тысяч золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Междоусобные войны, социальные противоречия ослабили каганат. В 603 году из Тюркского каганата выделился Западный Тюркский каганат.

Западно-Тюркский каганат (603-704гг или VII в.). Ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столица - г.Суяб(близ современного города Токмак в Кыгрызстане). Летняя резиденция - Минг-Булак (близ города Туркестан). Первым лицом в государстве был каган - верховный владыка, правитель, военачальник, владелец земель. Высшие титулы в каганате: ябгу, шад, эльтебер носили те, кто принадлежал к роду кагана. Судебные функции выполняли буюруки и тарханы. Основное население - кара-будун (свободные мелкие общинники). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана. На завоёванных землях сохранялось государственное устройство. Наместники кагана - тудуны контролировали сбор податей и посылку дани в ставку кагана. Шестнадцатилетняя межплеменная война привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской империи. Борьба тюрков против танской экспансии не прекращалась и привела к возвышению в каганате в VIII веке тюргешей.

 

9. Государство тюргешей и карлуков.

9. Тюргешский каганат (704-756 гг. или VIII век). Родоначальником тюргешей был Уч-элик-каган. Он установил власть тюргешей на землях от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Столица находилась в городе Суябе. Вторая ставка - г.Кунгут на реке Или. В 705 году арабы начали захват Мавераннахра и двинулись на Согд. Тюргеши пришли на помощь согдийцам и объединённые силы нанесли арабам серьёзное поражение. Преемником Уч-элик-кагана стал его сын Сакал. Единства в государстве не было. На западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге большую опасность для них представляли войска династии Тан. С приходом к власти Сулук-кагана Тюргешский каганат окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «чёрных» тюргешей и ставка была перенесена в Тараз. Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у них прозвище «бодливый». В 737 году Сулук предпринял поход против арабов, по возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев Бага-Тарханом. Создавшейся обстановкой воспользовались китайцы и двинули свои войска на Суяб, захватили и разрушили его. В 751 году у города Атлаха близ Тараза развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито и оставило пределы государства. Арабы тоже не смогли удержаться в Талаской долине и отступили в Шаш. Но междоусобицы окончательно - подорвали Тюргешское государство и оно пало. В 756 году власть перешла к карлукам.

 

10. Кимакский каганат и огузское государство.

10. Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)

По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизиписал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII -начале IX кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Наследственный характер носили и титулы представителей знати. Владения всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству. На две ступени ниже кагана был титул джабгу. Второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать Караханиды. В XI веке набеги участились. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Кимаки были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. У кимаков бытовали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. О наличии у кимаков письменности свидетельствует арабский путешественник Абу Дулаф (X в.). Бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями относятся к IX-X векам.

Государство огузов (IX - начало XI вв.) Первоначально огузы расселились в Жетысу. Вытесненные карлуками, огузы переселились в среднее течение Сырдарьи. Позднее они расселились от Сырдарьи до Волги. Политической консолидации союза племён огузов способствовала борьба с печенегами. Огузы состояли из 24 племен и делились на бузуков и учуковСтолица огузов - город Янгикент. Государство огузов играло важную роль в военной и политической истории Евразии. В 965 году в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. Это способствовало укреплению мощи огузов. Территория расселения огузов в письменных источниках до ХI века называлась Мафазат- аль - узз (Степь огузов). Джабгу - верховный правитель огузов. Заместителем джабгу был - кюль-эркии. Сюбаши - предводитель войска. Последний джабгу огузов Шахмалик покорил Хорезм в 1041 году. Ослабленная междоусобицами, глубокими внутренними противоречиями, высокими налогами и набегами сельджуков держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию. Огузы были язычниками, но постепенно проникает ислам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.