Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Название ВУЗа: Московская государственная академия ветеринарной медицины и биологии имени К.И.Скрябина

Холодная война

Изучение холодно войны необходимо потому, что она является довольно красноречивым историческим явлением. На ее примере можно показать многое, проиллюстрировать разнообразные течения современности. К тому же изучение Холодной войны приближает нас к более объективной оценке истории, что в свою очередь должно обеспечить более объективную оценку современных событий.

Имена деятелей участвовавших в «Холодной войне»:

· Уинстон Черчилль

· Сталин

· Б. Н. Ельцин

Цели и задачи:

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»:

· кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

· существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

· ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);

· военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;

· в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.

· значительную роль играет использование мягких форм влияния, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

Мой реферат состоит из 10 листов печатного текста.

Основная часть

Холодная война— глобальная конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Термин холодная война был введен в обращение Черчилем в ходе его выступления в Фултоне США 5 марта 1946 года.

Название «война» здесь условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне, пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплочённости всех членов противоположных блоков.

Система Холодной войны включает в себя все: войну экономическую, политическую, разведывательную. Но главная война, на наш взгляд, – это война психологическая, только победа в ней является реальной победой. Победой, плодами которой можно действительно воспользоваться при построении нового миропорядка. Страны выстраивали свои внутри и внешнеполитические линии исходя, одни из антисоветских и антикоммунистических установок, другие из постулата о враждебности империалистических кругов. Активно использовалась практика нагнетания обстановки в общественном мнении. Правительства активно использовали самые различные средства для того, чтобы «поливать друг друга помоями», включая такой мощный рычаг давления как образование. Холодная война преподавалась (и продолжает до сих пор) очень односторонне, как в одной, так и в другой стране. Однако рудиментом этого явления по- прежнему остается тот факт, что до сих пор мы не можем отказаться от негативного отношения к странам Запада в системе образования. Многие аспекты всеобщей истории и истории Отечества мы продолжаем рассматривать сквозь призму идеологических предрассудков, предвзятости, с позиции антиномии «не так, как у нас, - значит плохо».

ЭТАПЫ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Первый этап «холодной войны» — конец 40-х—60-е гг. — крайняя острота противостояния:

 

1. претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими италь­янскими колониями в Африке;

2. речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;

3. «Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;

4. создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития;

5. «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалис­тического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.

Апогей «холодной войны» — 1949—1950-е гг.:

 

• создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;

• Берлинский кризис создание ФРГ и ГДР;

• конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.

 

Второй этап «холодной войны» — 1970-е гг. — разрядка международной напряженности:

 

1. договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР. Чехословакией;

2. cоглашение по Западному Берлину, советскоамериканские договоры об ограничении во­оружений (ПРО и ОСВ);

3. Совещание 1975 г. в Хельсинки по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (попытки мир­ного сосуществования двух систем, его сложнос­ти и противоречия);

4. военно-политический паритет между СССР и США.

 

Третий этап — конец 1970-х — середина 1980-х гг.:

 

1. конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;

2. ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;

3. рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;

4. ввод советских войск в Афганистан; «доктрина Брежнева» — ограничение сувере­нитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;

5. попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы.

90-е годы:

 

• Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первый Президент Российской Федерации.

• Суверенная Россия на пути либеральных реформ. Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как попытки социалистического реформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ, переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Первые шаги к рынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т. Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации.

• Последствия либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в 150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения.

• Спад промышленного производства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, рост инфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров.

• Начало стабилизации экономической ситуации в 1996—1997 гг. Прекращение спада производства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курса рубля. Становление банковской системы. Рост числа акционерных обществ, частных предприятий и банков. Начало создания частнокапиталистичеcкого уклада. Демонтаж отжившей командно-административной системы и переход к экономическим методам регулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство. Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Российской Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к сохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности и терроризма.

• Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности. Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества.

Последствия «Холодной войны»:

С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте – как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями".

Запад выиграл Холодную войну, а Советский союз ее добровольно проиграл. Теперь, распустив Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, сломав "железный занавес" и объединив Германию, разрушив сверхдержаву и запретив коммунизм, Россия в 21 веке может убедиться в том, что не никакая идеология, а только геополитические интересы превалируют в западном политическом мышлении. Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в половине республик бывшего СССР, американские политики все чаще обращаются к риторике времен Холодной войны, демонизируя Россию в глазах мирового сообщества. И все же хочется верить в лучшее – что великие державы Востока и Запада будут не конфликтовать, а сотрудничать, адекватно решая все проблемы за столом переговоров, без какого-либо давления и шантажа, о чем мечтал самый великий президент США 20 века. Думается, что это вполне осуществимо – в наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в мировое сообщество, российские компании выходят на зарубежные рынки, а западные корпорации приходят в Россию и только ядерная война может помешать, к примеру, Гугл и Микрософт заниматься разработками своих высокотехнологичных продуктов, а Форд изготавливать свои автомобили в России. Ну а миллионам простых людей в мире главное – "чтобы не было войны…" - ни горячей, ни холодной.

Заключение

"Холодная война", будучи по преимуществу явлением мировой политики, тем не менее серьёзно повлияла и на внутреннюю жизнь. Чёрно-белое видение мира породило чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплочённости перед лицом внешнего врага. Инакомыслие стало рассматриваться как подрывная деятельность. В США это породило в итоге массовые нарушения гражданских прав и свобод, а в СССР способствовало укреплению тоталитарных черт режима. Вместе с тем в странах Запада "холодная война" стала стимулом для завершения социальных реформ с целью создания "государства благоденствия" - оно рассматривалось как барьер для проникновения идей коммунизма.

"Холодная война" заставила направить колоссальные средства на вооружение, лучшие инженеры и рабочие трудились над всё новыми системами оружия, каждая из которых обесценивала предыдущую. Но эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она стимулировала развитие ядерной физики и космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов. Гонка вооружений в конечном счёте обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской экономики. Вместе с тем советско-американское соперничество благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии, ставших передовой линией борьбы с коммунизмом для США. Соперничество СССР и США облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но и превратило этот зарождающийся "третий мир" в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния.

 

 

Список источников:

1. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. «Всеобщая истории», М.:2002, с 617.

2. coldwar.narod.ru

3. http://amstd.spb.ru

4. http://5ballov.qip.ru

5. http://ru.wikipedia.org

6. http://www.coldwar.ru/

 

Название ВУЗа: Московская государственная академия ветеринарной медицины и биологии имени К.И.Скрябина

Тип работы: реферат

Дисциплина: история

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.