Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мускульная свобода и сценическое внимание



Организационный момент.

Проверка внешней и внутренней психологической готовности учащихся к уроку.

2. Постановка целей:

3. Основная часть:

А) Проверка знаний и умений.

В самом тесном взаимодействии со сценическим вниманием находится второе необходимое условие правильного сцениче­ского самочувствия актера — сценическая свобода. Она имеет две стороны — внешнюю (физическую) и внутреннюю (психиче­скую). Телесная и духовная свобода в своем, взаимодействии составляют необходимое условие истинного творчества на сцене.

 

Основной закон пластики

Физическая, или мускульная, свобода актера, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мус­кульной энергии. Мускульная свобода — это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое поло­жение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, — не больше и не меньше.

Свобода внешняя и внутренняя

Знание своего дела дает уверенность, уверенность по­рождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела.

Как в жизни, так и на сцене внешняя свобода — результат свободы внутренней. Актер до конца свободен только тогда, когда он хорошо знает все, что касается его роли, когда он до конца убежден в необходимости этик слов, этих поступков, этих объектов внимания. У него и тени сомнения не должно быть, что он ведет себя на сцене не так, как нужно. Абсолютная внутрен­няя убежденность — вот истинный источник внутренней, а сле­довательно, и внешней свободы актера.

отсутствие мускульной свободы у актера может выра­жаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его совер­шенно не должно быть, и, во-вторых, в чрезмерном напряжении (перенапряжении) тех мыши, участие которых в какой-то мере необходимо.

Принцип компенсации

Бывает, что в одних частях тела наблюдается мускульная перегрузка, а в других, наоборот, ее недогрузка. Сильное на­пряжение в одной группе мышц компенсируется ослаблением деятельности какой-нибудь другой группы. Это вполне естест­венно. Каждый может проверить это на самом себе. Попробуйте сильно сжимать руками какой-нибудь предмет, устранив напря­жение во всем теле. Потом введите в действие мускулатуру ног. Вы увидите, что напряжение в руках тотчас же значительно уменьшится.

 

 

Мускульная свобода и сценическое внимание

Теперь нетрудно понять ту взаимозависимость, которая су­ществует между мускульной свободой и вниманием. Чем сосре­доточеннее человек внутренне, тем меньше напряжены его мышцы, и наоборот, чем больше у человека напряжены мышцы, тем слабее активность его внимания. Поэтому, если %актеру удалось сосредоточить внимание на заданном объекте, чрезмерное мускульное напряжение исчезает само собой. Но не так-то легко добиться настоящей сосредото­ченности, когда тело находится в чрезмерно напряженном со­стоянии. Не так-то легко переключить энергию из одной области в другую. Поэтому целесообразно, прежде чем делать попытку

овладеть объектом внимания, попробовать освободить тело от излишнего напряжения, — тогда сосредоточить внимание будет гораздо легче.

Правда, сознательные усилия, направленные на снятие из­лишнею напряжения, могут дать желательный результат лишь в отношении тех органов, деятельность которых подчинена на­шей воле. Как бы мы ни старались привести в нужное состояние мускулатуру внутренних органов, сделать это нам не удастся. (Попробуйте произвольно убрать усиленное сердцебиение, вы­званное страхом, — ничего не выйдет!) Но остаток мускульной несвободы во внутренних органах исчезнет сам собой, как только будет по-настоящему сосредоточено внимание на заданном объекте.

Таким образом, процесс освобождения от излишнего мус­кульного напряжения проходит в последовательном порядке сле­дующие этапы:

1-й этап. Сознательные волевые усилия, направленные на освобождение мускулов от излишнего напряжения.

2-й этап. Сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания.

3-й эта п. Превращение произвольного внимания в непро­извольное, в увлечение (высшая форма активной сосредоточен­ности), и возникновение чувства внутренней свободы.

4-й эта п. Ощущение полной физической свободы (непро­извольное исчезновение остатка мускульной несвободы как во внешних, так и во внутренних органах).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.