Воззрениях наших предков. В этой былине Святогор пытается
Догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И
тогда проговорил богатырь таковы слова:
-- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то
Множечко, не могу тебя догнать на добром поле.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал
сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
-- Что у тебя в сумочке?
-- А вот подыми с земли, так увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, -- не
Мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под
Сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит
богатырь таковы слова:
-- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не
Занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
-- В сумочке у меня тяга земная.
-- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают
Как по изотчины?
-- Я есть Микулушка Селянинович.
Микула -- носитель тяги земной в прямом смысле: он несет
Силу Матери сырой земли в сумочке за плечами, легко обгоняя
Самого могучего старорусского богатыря Святогора. Тяга земная,
Заключенная в котомке, легко прикасается к своему источнику,
Питаясь необъятной силой Матери Земли, чтобы затем вновь
Вернуться на плечи Микулы, и передается сполна крестьянскому
Богатырю. Но точно таким же в античной мифологии был великан
Антей, сын Посейдона и Геи, который черпал свою нечеловеческую
Силу, прикасаясь к Матери-Земле. Несомненен и общий
Индоевропейский источник происхождения двух казалось бы
Совершенно несходных образов. Функциональное сходство тем не
Менее практически абсолютное: оба героя черпают свою необъятную
Силу у одной и той же матери -- Геи-Земли. Конец вот только у
Героев разный: Антея задушил Геракл, оторвав его от Земли и
Лишив тем самым силы, а равному по силе Микуле не нашлось ни
Среди людей, ни среди богатырей, ни среди Богов.
Мать Сыра Земля всегда выступала ядром русской идеологии.
Достаточно сопоставить два периода -- очень далекий, связанный
С предысторией Руси, и недавний, когда древние образы по-новому
Переосмыслялись русскими мыслителями. Древний миф о Земле и
Солнце сохранили для нас русские раскольники, скрывшиеся от
Преследования в заволжских лесах. Нижегородские легенды
Вдохновили А.Н.Островского на создание сказки о Снегурочке,
Погубленной Солнцем-Ярилой. Более древний миф о браке Земли и
Солнца донес роман П.И.Мельникова-Печерского "В лесах", где
Воспроизведен заветный текст древнерусских космогонических
Воззрений, передававшихся из поколения в поколение126.
"Вот сказание наших праотцов о том, как бог Ярила
Возлюбил Мать Сыру Землю и как она народила всех земнородных.
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была -- ни
Света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.
И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем
Сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль
она, придется ли по мысли нам?".
И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал
Неизмеримые слои мрака, что лежали под спавшей землею. И где
Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло Солнце Красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина
Света. Мать Сыра Земля от сна пробуждалася и в юной красе как
Невеста на брачном ложе раскинулась... Жарко пила она золотые
Лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая
Нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно
юного бога Ярилы: "Ох, ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби
Меня, Бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими
Морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми,
лазоревыми, народишь от меня милых детушек число несметное...".
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от
Жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными
Летами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали
Поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери,
В реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие
Мушки да мошки... И все жило, все любило и все пело хвалебные
Поиск по сайту:
|