Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культуре и верованиях, где дохристианский громовержец Перун был



Аккуратно замещен библейским громовержцем Ильей-пророком, чей

Образ, в свою очередь, восходит к древнесемитскому верховному

Богу Илу -- властителю молнии и грома.

В честь Бога-громовержца (неважно, как прозывался он у

Разных народов на протяжении тысячелетий) и приносились в

Жертву быки на Русском Севере еще в конце прошлого века. Вот

Как описывает обряд жертвоприношения быка среди крестьян

Олонецкого края один из замечательных русских этнографов и

Фольклористов Елпидифор Васильевич Барсов (1836 --

Особо подчеркивая, что весь ритуал, несмотря на участие

В нем православного священника, калькирует обряд в честь

Языческого громовержца Перуна, замененного Ильей-пророком.

Испокон веков бытовал среди олонецких крестьян обычай

Убивать в честь Ильи-пророка заветного быка. Более того, именно

С этого момента велся отсчет всех времен года (что лишний раз

Свидетельствует о глубочайшей древности самого обряда). В

Урочный час приводили к церкви одного или нескольких

"завиченных" (заветных) быков. Если жертвенных животных было

Несколько, то бросали жребий, кому из них быть первым. Хозяин

Избранного быка, получив благословение священника, отрезал у

Жертвы кончик правого уха и передавал его в часовню. Затем быка

Отводили на поварню, убивали, разрубали и варили большими

Кусками (от 4 до 8 фунтов), при этом мясо прикрепляли к краям

Котла ивовыми прутьями. Голову и бульон отдавали нищим, а

Правую заднюю ногу на причет церковный. По окончании вечерни

Или обедни священник с причетниками освящал жертву, и народ

Тотчас же бросался делить Ильинскую жертву. Поделив Ильинское

Мясо, все отправлялись на луг, где устраивалась общая трапеза.

Кости сохранялись -- они считались приносящими счастье и

Увеличивающими (утраивающими) богатство114. В описанном обряде

Причудливо переплелись и ужились языческие и православные

Обычаи.

Е.В.Барсов обнаружил и описал (правда, не столь подробно)

Также и следы почитания древнеславянского Божества Велеса

(Волоса). Волос (в конечном счете от слова "вол") -- скотий (и

В первую очередь -- бычий и коровий) Бог. После введения

Христианства был, по сходству имен, отождествлен со св.

Власием, считавшимся покровителем скота, а в Олонецком крае так

И именовавшимся Богом коров.

Подобные жертвоприношения -- и не одних только быков -- в

Прошлом многократно описывались в русской литературе,

Локализовываясь в основном в северных областях. Совсем не

Случайно, что жертвенный обряд с быком перемежевывался при этом

С жертвоприношением оленя115. Это наверняка объясняется

Особенностями тотемных предпочтений на разных стадиях развития

Протославянских и индоевропейских этносов. Вполне естественно

Предположить, что культ дикого оленя предшествовал культу

Одомашненного быка (коровы). Логика же тотемной памяти

Иррациональна: в преемственном коллективном сознании сменявших

Друг друга поколений два древних тотемных символа -- олень и

Бык -- слились в единый образ тура-оленя: еще совсем недавно в

южнорусском фольклоре жива была песня про "дивное зверье

тура-оленя"116.

Любопытно также, что в древнерусском языке долгое время

сохранялась архаичная вокализация слова "олень" -- "елень", в

Котором явственно просматривается его происхождение от слова

"ель", "елка" (получается: "елень" -- это ельниковый зверь, то

Есть тот, что живет среди елей). Но еще более знаменательно,

что в то же самое лексическое гнездо входит и слово "елин", что

в древнерусском языке означало "эллин". Точно так же оно

Звучало и в древнегреческом языке и, вероятнее всего, в том же

Самом смысле -- с учетом того, как об этом подробно говорилось

В 1-й части, что прапредки эллинов пришли на Балканы с Крайнего

Севера, постепенно мигрировав через лесные массивы Европы. Из

Этого же лексического гнезда вышли исконно русские слова

"елань" ("лесная прогалина" или "луговая равнина") и

образованное от первого -- "лань" ("дикая коза").

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.