Культуре и верованиях, где дохристианский громовержец Перун был
Аккуратно замещен библейским громовержцем Ильей-пророком, чей
Образ, в свою очередь, восходит к древнесемитскому верховному
Богу Илу -- властителю молнии и грома.
В честь Бога-громовержца (неважно, как прозывался он у
Разных народов на протяжении тысячелетий) и приносились в
Жертву быки на Русском Севере еще в конце прошлого века. Вот
Как описывает обряд жертвоприношения быка среди крестьян
Олонецкого края один из замечательных русских этнографов и
Фольклористов Елпидифор Васильевич Барсов (1836 --
Особо подчеркивая, что весь ритуал, несмотря на участие
В нем православного священника, калькирует обряд в честь
Языческого громовержца Перуна, замененного Ильей-пророком.
Испокон веков бытовал среди олонецких крестьян обычай
Убивать в честь Ильи-пророка заветного быка. Более того, именно
С этого момента велся отсчет всех времен года (что лишний раз
Свидетельствует о глубочайшей древности самого обряда). В
Урочный час приводили к церкви одного или нескольких
"завиченных" (заветных) быков. Если жертвенных животных было
Несколько, то бросали жребий, кому из них быть первым. Хозяин
Избранного быка, получив благословение священника, отрезал у
Жертвы кончик правого уха и передавал его в часовню. Затем быка
Отводили на поварню, убивали, разрубали и варили большими
Кусками (от 4 до 8 фунтов), при этом мясо прикрепляли к краям
Котла ивовыми прутьями. Голову и бульон отдавали нищим, а
Правую заднюю ногу на причет церковный. По окончании вечерни
Или обедни священник с причетниками освящал жертву, и народ
Тотчас же бросался делить Ильинскую жертву. Поделив Ильинское
Мясо, все отправлялись на луг, где устраивалась общая трапеза.
Кости сохранялись -- они считались приносящими счастье и
Увеличивающими (утраивающими) богатство114. В описанном обряде
Причудливо переплелись и ужились языческие и православные
Обычаи.
Е.В.Барсов обнаружил и описал (правда, не столь подробно)
Также и следы почитания древнеславянского Божества Велеса
(Волоса). Волос (в конечном счете от слова "вол") -- скотий (и
В первую очередь -- бычий и коровий) Бог. После введения
Христианства был, по сходству имен, отождествлен со св.
Власием, считавшимся покровителем скота, а в Олонецком крае так
И именовавшимся Богом коров.
Подобные жертвоприношения -- и не одних только быков -- в
Прошлом многократно описывались в русской литературе,
Локализовываясь в основном в северных областях. Совсем не
Случайно, что жертвенный обряд с быком перемежевывался при этом
С жертвоприношением оленя115. Это наверняка объясняется
Особенностями тотемных предпочтений на разных стадиях развития
Протославянских и индоевропейских этносов. Вполне естественно
Предположить, что культ дикого оленя предшествовал культу
Одомашненного быка (коровы). Логика же тотемной памяти
Иррациональна: в преемственном коллективном сознании сменявших
Друг друга поколений два древних тотемных символа -- олень и
Бык -- слились в единый образ тура-оленя: еще совсем недавно в
южнорусском фольклоре жива была песня про "дивное зверье
тура-оленя"116.
Любопытно также, что в древнерусском языке долгое время
сохранялась архаичная вокализация слова "олень" -- "елень", в
Котором явственно просматривается его происхождение от слова
"ель", "елка" (получается: "елень" -- это ельниковый зверь, то
Есть тот, что живет среди елей). Но еще более знаменательно,
что в то же самое лексическое гнездо входит и слово "елин", что
в древнерусском языке означало "эллин". Точно так же оно
Звучало и в древнегреческом языке и, вероятнее всего, в том же
Самом смысле -- с учетом того, как об этом подробно говорилось
В 1-й части, что прапредки эллинов пришли на Балканы с Крайнего
Севера, постепенно мигрировав через лесные массивы Европы. Из
Этого же лексического гнезда вышли исконно русские слова
"елань" ("лесная прогалина" или "луговая равнина") и
образованное от первого -- "лань" ("дикая коза").
Поиск по сайту:
|