Сохранившееся по сей день -- при утрате первоначального смысла.
Итак, в связке однокоренных слов "корова -- корочун" значение
Солнца присутствует, хотя и в закодированном, но в прямом
Смысле.
В другом слове -- "каравай" (ранее писалось и
произносилось -- "коровай") солярный смысл присутствует в
снятом виде. Генетическая связь между словами "корова" и
"коровай" сомнений не вызывает, более опосредована и скрыта
Связь между караваем и Солнцем, но и ее установить не так
Сложно. Каравай -- первоначально непременный элемент свадебного
Обряда (известны красные караваи, прямо олицетворявшие Солнце).
В некоторых русских диалектах невеста называлась коровой,
Отсюда коровай -- невестин хлеб, ибо призван был магически
Обеспечить плодовитость невесты и благополучие семьи. При этом
Бык олицетворял жениха. Популярная детская игровая песенка
(несомненно древнего происхождения) с припевом "каравай,
каравай, кого хочешь выбирай" также предполагает перемещение по
Кругу.
Все вышесказанное наводит на единственно возможное
предположение, что корневая основа "кор" в однокоренных словах
"корова", "корочун" и "коровай" связана по смыслу и
происхождению с корневой основой "хор", где "к" и "х" --
трансформирующиеся согласные звуки. Это доказывают и варианты
русского слова "хоровод" -- "коровод" (В.Даль) и "корогод"
(М.Фасмер), означающий круговой танец (ср. "корона" --
Кольцеобразный головной венец, от латинского слова, означающего
"венок"). Ну, а как уже говорилось выше, в древнеславянских
Обрядах хороводы были связаны с культом Солнца; и один из
Солнцебогов именовался Хорсом.
Допустимо также провести параллель между русским понятием
"корова" во всех его мифологических и обрядовых смыслах, с
Одной стороны, и, с другой стороны, одним из имен греческой
Персефоны -- Богини царства мертвых, дочери Зевса и Деметры,
Супругой Аида. Второе, не менее известное имя Персефоны --
Кора, что дословно означает "девушка", "дева", "девственница".
Здесь напрашивается прямая аналогия с нарицательным именем
русской невесты -- "корова" и первоначальным смыслом имени
греческой Коры -- "дева-девственница". Оба слова оказываются
Близкими по смыслу и этимологически родственными.
Рудименты древнего поклонения (космическому) Быку
Сохранялись в народе вплоть до ХХ века. Исследователи русского
Фольклора Б.М. и Ю.М.Соколовы сообщили в Предисловии к своему
сборнику "Сказки и песни Белозерского края" (Пгр., 1915) о
Бытующем среди новгородских крестьян языческих обычаях. В
Храмовый праздник 8 сентября и церкви села Пречистого крестьяне
приводят "обещанный" скот. На паперти, в особо для этого
Устроенном месте, одного быка торжественно закалывают; мясо
Варят и тут же угощают им нищую братию. С поправками на время
Здесь несомненный отголосок того самого древнейшего обряда, о
котором упоминается в известной присказке: "На Море-океане, на
Острове Буяне -- стоит дуб зеленый, под ним бык печеный, в нем
нож точеный..."
Корни же данного обряда уходят в доиндоевропейскую и
Индоевропейскую древность, когда Бог-громовержец (Индра, Зевс,
Юпитер, Перун) или отождествлялся в какой-либо своей ипостаси с
Быком, или же очень тесно привязывался к корове-бычьим
Мифологическим сюжетам, а ритуал во многом сводился к
Принесению соответствующей жертвы.
Одним из первых и великих -- по ведийским канонам --
Подвигов древнеиндийского громовержца Индры было возвращение
Коров, похищенных таинственным племенем паниев, обитавших на
краю света (Крайнем Севере?) за рекою Раса. (Здесь "пан" и
"рос" ("рас") -- общеиндоевропейские корневые основы,
Сохранившиеся по сей день в русском языке, в том числе и в
наименовании "Россия").
Критский Зевс и вся крито-минойская и микенская культура
Неотделимы от образа священного быка. Эта традиция, хотя и в
Сильно трансформированном виде, долго сохранялась и в русской
Поиск по сайту:
|