Культ быка и его атрибута в виде черепов, масок и
Изображений уходит в самую глубину веков. Глиняная модель
Храма, украшенная бычьими рогами, найдена при раскопках
Поселения Трипольской культуры на реке Рось (IV тысячелетие до
Н.э.). В Туве на скалах Вижиктич-Хая близ поселка Кызыл-Мажалык
Обнаружены петроглифы Солнечных быков, все тело которых
Испещрено солярными знаками112. Среди многих солярных
Петроглифов, обнаруженных в урочище Тамгалы близ Алма-Аты, есть
изображение Солнцебога, стоящего на быке113 (рис. 147).
Аналогичная атрибутика известна и в других культурах (рис.
148).
Обожествление быка и коровы, обращение их в культ
Неизбежно означало и наделение их космическими функциями. В
Древнем Двуречии, Средней Азии, Индии и Иране бык олицетворял
Лунное Божество. В древнегреческой мифологии Луна также
Символизировала быка или корову. В первую очередь это
Объясняется тем, что лунный серп по своей естественной форме
Более всего напоминает коровьи (или бычьи) рога. Именно поэтому
Эллинская Богиня Луны -- Селена представлялась передвигающейся
По небу в колеснице, запряженной коровами. Известно также
Изображение Селены с коровьими рогами (храм в Элиде).
Этимологически русские слова "луна" и "месяц" восходят к
Праиндоевропейскому прошлому. Особый интерес представляет
Практически полное сходство этрусско-латинской номинации и
Символики со славянской традицией. Так, из древнеримской
Мифологии известна Богиня Ночного света, которая именовалась
Точно так же, как и в русском языке, -- Луна (по ее имени был
Назван также этрусский город в Лигурии). Впоследствии это
Архаичное Божество было вытеснено культом Дианы (римский
Коррелят греческой Артемиды), и к ней перешли все лунные
Функции прежних Богов. Однако, одержав очередную идеологическую
Победу, новая религия оказалась не в состоянии, как это обычно
И случается, вытравить из памяти народа древнюю космическую
Кодировку, сохранившуюся в языке и обычаях. Практически до
Падения Римской империи римская знать (и, в частности,
Сенаторы) носила на башмаках пряжки в виде полумесяца, которые
так и назывались -- lunula. Эти "лунулы" в точности
Соответствовали древнерусским амулетам-лунницам,
просуществовавшим до первых веков христианства (рис. 149).
Идентичные по внешнему виду и сходные этимологически, "лунулы"
и "лунницы" различались лишь своим предназначением: первые
Служили пряжками, вторые -- подвесками.
Но и это еще не все. Некоторые виды русских праздничных
Женских головных уборов -- кокошников также имеют форму лунного
серпа, обращенного "рогами" вниз. "Лунарные" кокошники и по сей
День продолжают жить в торжественном убранстве
Женщин-костромичек и владимирок -- хотя бы в
Ритуально-свадебных или танцевальных обрядах. Корнями же своими
Они уходят в праиндоевропейскую древность. Неспроста ведь
Силуэт уже другого -- высокого кокошника один к одному
Повторяет контур классических индуистских головных уборов с той
Лишь разницей, что в Индии, Индокитае и Индонезии ими обрамляют
Голову не только женщин, но и мужчин.
В шумерийской интерпретации бык отождествлялся со всем
Небом. Аналогичную смысловую нагрузку несет египетский
образ-символ Небесной коровы, олицетворявшей Вселенную (рис.
В древнеегипетской мифологии ее супруг -- Небесный бык
Апис оказывается на втором месте, но также активно участвует в
Мироустройстве. Апис оплодотворяет Небесную корову, и у них
Рождается Золотой теленок -- Солнце. Поэтому Апис, поклонение
Которому было возведено в ранг государственной религии, чаще
всего изображался с солнечным диском между рогов (рис. 151).
Атрибутика Небесной коровы (рога) и ее сына Солнца (диск)
Впоследствии были перенесены в качестве непременных символов и
На одну из самых популярных и почитаемых богинь древнего мира
-- Исиду, которая, как правило, изображалась с коровьими рогами
И солнечным диском между ними.
Как уже подробно говорилось в 1-й части, мифологическим
Коррелятом Исиды является другая коровьерогая дева -- Ио,
Поиск по сайту:
|