Территории нашей Родины, относящимся еще к эпохе Гипербореи,
Является, пожалуй, один из петроглифов Онежского озера. Рисунок
Объединяет сразу два космических сюжета: миротворящую птицу
(гуся или лебедя) и жизнедарящее древо. Этот лебедь, сидящий на
Древе, и его глубочайший вселенский смысл могли бы вполне стать
Символом древнего космизма, предшествовавшего
Философско-научному.
Есть свои изобразительные традиции и у русского народа.
Древо жизни (Мировое древо) -- излюбленная тема русских
Вышивальщиц, которые знать не знали об истинном содержании
Замысловатого узора. Но передаваемый от поколения к поколению
Незыблемый мифологический код позволяет расшифровать сложный
Орнамент, объединяющий Жизнь, олицетворяемую самим древом, и
Космос, представленный многочисленными и разнообразными
Солярно-астральными знаками.
Истинное назначение символа мирового древа раскрывается в
"Слове о полку Игореве", где поминается вещий Боян, который
"растекался мыслью по древу". Хотя существуют десятки
Разнообразных интерпретаций данного образа, -- истина,
По-видимому, все же заключается в буквальном толковании
"растекания мысли по древу", если принять, что символ древа --
Опорный образ мысли, помогающий сказителю или прорицателю
Воссоздать закодированный скрытый смысл. Точно так же сибирский
Шаман, у которого мировое дерево рисуется на длиннополом
Костюме, сшитом из шкур (а эпитет Бояна -- вещий, то есть
"ведающий, владеющий тайным, колдовским знанием", напрямую
Сближает его с древними языческими жрецами и шаманами), впадал
В экстаз, сообщает загипнотизированным слушателям о своем
Путешествии (полете) по стволу и ветвям древа в скрытые,
недоступные непосредственному созерцанию миры (рис. 144).
Собирательный образ Космического древа в представлении
Всех славянских народов рисует древнее предание, сохранившееся
среди южных славян. Вот оно:
"Ось мира есть святое дерево -- ясень. Его высокая вершина
Превышает горные вершины и шесть небес и поднимается до
Седьмого неба, по которым в своих светлых палатах пребывает
верховный Бог Сварун [Сварог. -- В.Д.]. Насколько
Вершина ясеня, дерева мира, высока, настолько корень его
Глубок; корни его простираются по всему подземному царству
Чернобога. Корень его четверолапый: один корень идет на юг,
Второй -- на восток, третий тянется к северу, четвертый -- к
Западу. Под ясенем простирается земля. Мелкие сережки в его
Ветвях -- солнце, месяц и звезды. Так ясень связывает подземное
Царство, землю и небо. Из-под дерева мира бьет ключ чистой,
Живой воды, которая оздоровляет и воскрешает из мертвых. У
Ключа сидят три предсказительницы, верные прислужницы. Одна
Знает, что было, другая -- что будет, а третья -- то, что есть.
Они решают, чему быть. Больше того -- определяют всякому его
Судьбу: хорошую или плохую. Так они, обещая и жизнь и смерть,
трудятся над возникновением жизни"98.
В поэтической форме космический смысл, закодированный в
Мифологеме Мирового древа, проникновенно раскрыл Вячеслав
Иванов:
Так Древо тайное растет душой одной
Из влажной Вечности глубокой,
Одетое миров всечувственной весной,
Вселенской листвой звездноокой:
Се Древо Жизни так цветет душой одной.
Но еще Гоголь в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"
напоминал: "Есть где-то, в какой-то далекой земле, такое
Дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по
нем на землю ночью перед светлым праздником..." Здесь Мировое
Древо представлено как космическая дорога Богов.
Множество подобных легенд собрано и опубликовано
А.Н.Афанасьевым во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на
природу" -- от устных сказаний до письменных апокрифов. В
Апокрифической беседе Панагиота с Фрязином Азимитом (по
Рукописи XVI века) космическое мировое древо описано следующим
образом: "А посреди рая древо животное, еже есть божество, и
Приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в
Огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же
Листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое
Поиск по сайту:
|