Листьев -- надевали на голову; на заключительном этапе обряда
Их чаще всего уничтожали: сжигали на костре, бросали в воду, в
Колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище. Часть
Венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от
Градобития, относили в огороды против вредителей. Повсеместно
Практиковалось гадание по венкам: их бросали в реку и по
Движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли на сутки во
дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье);
Подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон.
Купальские венки, как и троицкие, использовались для защиты
Дома, скота, посадок: их вешали над дверями, клали на грядки,
надевали на рога коровам "против ведьм" и т.д. и т.п.96.
Архетип Космического древа, олицетворяющего вечно
Возрождающуюся потенцию Вселенной, столь же древен, как и образ
Космического колеса. Но если последнее только фиксирует
Повторяемость и цикличность вселенских событий, то растение
Раскрывает их во всем многоцветии и развитии. Колесо лишь
Монотонно вертится или катится, дерево же появляется из семени,
Растет, обретает сложную и постоянно меняющуюся структуру
(корни, ствол, ветви, листва, плоды) и наконец умирает,
Оставляя после себя потомство. Древо -- зримый символ развития,
Чья древность доказывается степенью распространенности на всех
континентах Старого и Нового Света (рис. 142, 143) (в отличие
От последующих эпох, связанных с образами Космической коровы и
Космического коня, о которых индейцам обеих Америк ничего не
Известно, поскольку они переселились в Новый Свет задолго до
Начала одомашнивания лошадей и крупного рогатого скота, а
Бизон, как известно, одомашнен не был).
Заведомо неполная схема разделения начальных этапов
Развития общества по векам: Каменный, Бронзовый, Железный (а
Также легендарные -- Золотой, Серебряный, Медный), вне всякого
сомнения, должна быть дополнена и "Деревянным" ("Дендрическим")
Веком. К сожалению, дерево -- материал недолговечный, поэтому
Вещественных памятников от той далекой эпохи сохранилось мало.
Нетленными оказались лишь духовные памятники, закрепленные в
Памяти народа в форме кодированных текстов, передаваемые от
Поколения к поколению. Среди них и мифологема Космического
Древа.
По древнетибетским мифологическим представлениям,
известным как добуддистская "религия бон", изначально в мире
Существовали одни только деревья и не было животных. Символ
Всего живого -- Космическое древо -- прорастало сквозь три
Главных мира -- царство Богов, земную область людей и нижний
Мир духов, -- соединяя Вселенную в неразрывное целое97. Здесь
Налицо абсолютизация своего рода дендрической картины мира,
Которая, надо полагать, соответствовала определенной стадии
Развития человеческого общества.
Образ Мирового (Космического) древа проходит через историю
Всех древних цивилизаций -- древнеиндийской, древнекитайской,
Древнеегипетской, шумеро-аккадской, ассиро-вавилонской,
Хеттской, древнееврейской, древнеиранской, ацтекской, инкской.
Этот же символ сопровождает верования и миропредставления
Многих оседлых и кочевых народностей Евразии, островитян
Полинезии, Индонезии, индейцев обеих Америк и некоторых
Аборигенов Африки. В русском космическом миросозерцании древо
Жизни трансформировалось в фольклорный образ дуба, растущего на
острове Буяне (символе Гипербореи) посреди Океана-моря. "На
Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зеленый (вариант: ни
Наг, ни одет)... -- таков зачин многих русских заговоров и
Сказок.
Практически у каждого народа имеется изображение Мирового
Древа, или Древа жизни (что в нашей интерпретации одно и то
Же). Богатейший иллюстративный материал -- почти тридцать
Рисунков и фотографий, заимствованных из культурного наследия
Разных эпох и цивилизаций всех континентов земли, дается в
энциклопедии "Мифы народов мира" (статьи "Древо мировое",
"Древо жизни", "Древо познания").
Одним из самых ранних изображений Мирового древа на
Поиск по сайту:
|