Защищают человека силой космического огня и света от темных и
враждебных поползновений. Таковы "громовые или солнечные знаки"
-- колеса (розетки) с шестью спицами (их количество может быть
Иным), которые вырезались над дверями, на матице, наличниках,
Мебели, утвари.
Своими корнями солярно-космическая символика уходит в
Самые глубины общечеловеческой истории и культуры. Среди
Северных петроглифов, то есть Гиперборейского порубежья,
Выделено множество имеющих солярное и лунарное значение.
В процессе межэтнических контактов протославяне
Соприкасались с китайцами, которые обратили внимание на обычай
Наших предков катать зажженное колесо по снегу. Обмотанное
Колосьями коло просмаливалось, затем его зажигали и так,
Огненный символ Коло-Солнца, катали, проткнув палку во втулку,
По снегам, заставляя их таять89.
Этот архаичный обычай, связанный еще с доарийским и
Постарийским культом Солнца, сохранился и в традиции зажигания
Колес во время самых буйных языческих праздников -- на
Масленицу при встрече весны и на Ивана-Купалу в день летнего
Солнцестояния. Обычай этот -- один из неотъемлемых элементов
Незыблемых обрядовых традиций. Другой неотъемлемый элемент тех
Же традиций -- обрядовые песнопения.
Обрядовая поэзия, которая еще недавно была неотторжимой
Частью русской жизни, ныне воспринимается по большей части как
Архаический памятник народной словесности. Ранее крестьяне пели
Древнейшие песни, уходящие в языческое прошлое, не задумываясь
Над их истинным смыслом. Современный читатель, полностью
Утратив исполнительскую и ритуальную культуру, имеет тем не
Менее счастливую возможность вдуматься в казалось бы
Простенькие строки (записанные, к счастью,
Подвижниками-фольклористами) и обнаружить в них нетронутые
Пласты древнейшего мировоззрения.
Одним из самых устойчивых по своим традициям праздников в
Честь древнего Бога Колы выступает святочная Коляда. С
Рождеством Христовым она совпала чисто случайно -- в
Действительности же связана с зимним солнцеворотом, поворотом
Зимы на лето. В Коляде все дышит архаикой -- и игрища, и
Гадания, и переодевания (ряжение), и песнопения-колядки. Уже в
Играх на святочных посиделках поминаются (в названиях игр)
Главные священные животные древних славян: гусь, бык, кобыла
(лошадь)90. Играют и в "блины", а блин -- традиционный символ
Солнца. Оно же и поминается в святочных песнях.
Солнце греет,
Солнце греет,
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да святоруську.
Собственно, обряды колядования, когда ряженая молодежь
Ходит от дома к дому, распевая песни-колядки и собирая
Дары-угощения за свое усердие, и все тексты древних игровых
Песнопений насквозь космизированы. Достаточно приглядеться к
Наиболее известным текстам, приводимым, как правило, во всех
Сборниках русского обрядового фольклора. Вот лишь несколько
Примеров, взятых наугад из рассчитанной на массового читателя
книги "Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия" (Л.:
Художественная литература, 1984).
Красны девушки
Сочили, искали
Иванова двора.
А Иванов двор
Ни близко ни далеко,
Ни близко ни далеко
На семи столбах;
Вокруг этого двора
Тын серебряный стоит...
Во этом во тыну
Стоит три терема
Златоверхие:
Во первом терему --
Светел месяц,
Во втором терему --
Красно солнышко,
В третьем терему --
Часты звездочки.
Светел месяц --
То хозяин во дому,
Красно солнышко --
То хозяюшка,
Часты звездочки --
Малы детушки.
Триада Солнце-Месяц-Звезды присутствует во множестве
Колядок, иногда просто составляя пассивный фон
Театрализованного игрища, иногда же называясь в качестве его
активных участников:
Ой, будет к тебе
Троечко гостей.
Первые гости --
Жаркое солнце,
Другие гости --
Ясен месячко,
Третие гости --
Дробен дождичек.
Здесь чувствуется позднейшее нечаянное исправление "звезд"
на "дождичек" по аналогии "часты звезды -- частый дождь".
Случается, однако, что уточнение и исправление, неизбежные в
Устном народном творчестве, не модернизируют колядку, а
усиливают ее космическое содержание.
Свети, свети месяц,
Частые звезды,
Соборная церковь.
Поиск по сайту:
|