Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Защищают человека силой космического огня и света от темных и



враждебных поползновений. Таковы "громовые или солнечные знаки"

-- колеса (розетки) с шестью спицами (их количество может быть

Иным), которые вырезались над дверями, на матице, наличниках,

Мебели, утвари.

Своими корнями солярно-космическая символика уходит в

Самые глубины общечеловеческой истории и культуры. Среди

Северных петроглифов, то есть Гиперборейского порубежья,

Выделено множество имеющих солярное и лунарное значение.

В процессе межэтнических контактов протославяне

Соприкасались с китайцами, которые обратили внимание на обычай

Наших предков катать зажженное колесо по снегу. Обмотанное

Колосьями коло просмаливалось, затем его зажигали и так,

Огненный символ Коло-Солнца, катали, проткнув палку во втулку,

По снегам, заставляя их таять89.

Этот архаичный обычай, связанный еще с доарийским и

Постарийским культом Солнца, сохранился и в традиции зажигания

Колес во время самых буйных языческих праздников -- на

Масленицу при встрече весны и на Ивана-Купалу в день летнего

Солнцестояния. Обычай этот -- один из неотъемлемых элементов

Незыблемых обрядовых традиций. Другой неотъемлемый элемент тех

Же традиций -- обрядовые песнопения.

Обрядовая поэзия, которая еще недавно была неотторжимой

Частью русской жизни, ныне воспринимается по большей части как

Архаический памятник народной словесности. Ранее крестьяне пели

Древнейшие песни, уходящие в языческое прошлое, не задумываясь

Над их истинным смыслом. Современный читатель, полностью

Утратив исполнительскую и ритуальную культуру, имеет тем не

Менее счастливую возможность вдуматься в казалось бы

Простенькие строки (записанные, к счастью,

Подвижниками-фольклористами) и обнаружить в них нетронутые

Пласты древнейшего мировоззрения.

Одним из самых устойчивых по своим традициям праздников в

Честь древнего Бога Колы выступает святочная Коляда. С

Рождеством Христовым она совпала чисто случайно -- в

Действительности же связана с зимним солнцеворотом, поворотом

Зимы на лето. В Коляде все дышит архаикой -- и игрища, и

Гадания, и переодевания (ряжение), и песнопения-колядки. Уже в

Играх на святочных посиделках поминаются (в названиях игр)

Главные священные животные древних славян: гусь, бык, кобыла

(лошадь)90. Играют и в "блины", а блин -- традиционный символ

Солнца. Оно же и поминается в святочных песнях.

Солнце греет,

Солнце греет,

Да во всю землю,

Да во всю руську,

Да святоруську.

Собственно, обряды колядования, когда ряженая молодежь

Ходит от дома к дому, распевая песни-колядки и собирая

Дары-угощения за свое усердие, и все тексты древних игровых

Песнопений насквозь космизированы. Достаточно приглядеться к

Наиболее известным текстам, приводимым, как правило, во всех

Сборниках русского обрядового фольклора. Вот лишь несколько

Примеров, взятых наугад из рассчитанной на массового читателя

книги "Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия" (Л.:

Художественная литература, 1984).

Красны девушки

Сочили, искали

Иванова двора.

А Иванов двор

Ни близко ни далеко,

Ни близко ни далеко

На семи столбах;

Вокруг этого двора

Тын серебряный стоит...

Во этом во тыну

Стоит три терема

Златоверхие:

Во первом терему --

Светел месяц,

Во втором терему --

Красно солнышко,

В третьем терему --

Часты звездочки.

Светел месяц --

То хозяин во дому,

Красно солнышко --

То хозяюшка,

Часты звездочки --

Малы детушки.

Триада Солнце-Месяц-Звезды присутствует во множестве

Колядок, иногда просто составляя пассивный фон

Театрализованного игрища, иногда же называясь в качестве его

активных участников:

Ой, будет к тебе

Троечко гостей.

Первые гости --

Жаркое солнце,

Другие гости --

Ясен месячко,

Третие гости --

Дробен дождичек.

Здесь чувствуется позднейшее нечаянное исправление "звезд"

на "дождичек" по аналогии "часты звезды -- частый дождь".

Случается, однако, что уточнение и исправление, неизбежные в

Устном народном творчестве, не модернизируют колядку, а

усиливают ее космическое содержание.

Свети, свети месяц,

Частые звезды,

Соборная церковь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.