Богородицы, Батюшки Сына Божьего, слетающих с Неба в виде птиц.
"Сманить с неба птицу", по терминологии сектантов, значит
Привлечь Бога на землю, войти с ним в благодатное общение на
Радении. Сектантский пантеон представлен и в виде птицы вообще,
("прилетела райска птица -- сама матушка царица") и в виде
Конкретных разновидностей птиц: Сын Божий -- сокол или орел,
Святой Дух -- соловушко, сектантские пророки --
Гулюшки-голубки. В свое время именно эти пророки
Воспользовались древней поэтической версией народного космизма,
Системой его образов и приспособили их к новой религии
(аналогично тому, как в свое время христианство в целом, а на
Руси особенно, приспосабливалось к неискоренимым языческим
Обычаям и традициям).
Древнейшими символами русского народного мировоззрения и
Его космоустремленности являются мифологические птицы русского
фольклора: Гамаюн, Алконост, Сирин (см. рис. в Прологе),
Феникс, Жар-птица и Стратим-птица. Наиболее древний и
Смыслообразующий образ Гамаюна -- птицы вещей с
Человеческим (женским) лицом. Название-имя образовано от
общеславянских слов "гом" ("гам", ср. "шум-гам"), "гомон".
Раньше так и писалось -- Гомоюн ("гомоюн", по Владимиру Далю --
это "заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный человек" или
Же напротив -- непоседа, живчик, крикун, хлопотун). Исходя из
Перечисленных смыслов Гамаюн-птица -- значит, вещунья,
Говорунья, глашатай, вестник древних языческих Богов,
Хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира
И Вселенной. Именно такой образ воспроизведен реставратором
Древнерусской мифологии А.И.Асовым в литературно-художественно
воссозданных "Песнях птицы Гамаюн" и "Звездной книге Коляды".
Алконост и Сирин -- две райские птицы с женскими
Лицами -- излюбленные образы русского народа. Их изображение
Можно встретить и на древних украшениях, и на лубочных
Картинках, и в резьбе по дереву, и в творчестве многих русских
Художников и поэтов. Имена Алконоста (птица радости) и Сирина
(птица печали) толкователи обычно возводят к византийским
Источникам и древнегреческим образам: образ Алконоста
Проистекает якобы из мифа об Алкионе, превращенной Богами в
Зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендарным сиренам,
Заочаровавшим своим пением еще Одиссея.
Однако и трактовка генезиса имени Алконоста, и трактовка
Образа Сирина нуждается в значительных уточнениях. Говоря об
Алконосте, уместнее всего вспомнить миф об Алкионее -- самом
Могучем из крылатых гигантов, рожденных Богиней земли Геей от
Капель крови Бога неба Урана. Как и Антей, он черпал свою
Бессмертную силу от Матери-Земли, и так же, как и Антея, его
Хитростью победил Геракл: оторвал исполина от родной земли. С
Точки зрения корней русского фольклора интерес представляет
Отнесенность образа Алкионея к тому пласту общеиндоевропейской
Мифологии, когда она была слабо расчлененной, а ее события
Разворачивались на далеком Севере. Второе существенное
Обстоятельство -- крылатость Алкионея: на знаменитом Пергамском
Алтаре погибающий Алкионей с распростертыми крыльями --
Центральная фигура. Впрочем, не лишено вероятности, что более
Поздний образ русской птицедевы Алконоста впитал в себя черты и
Алкионея и Алкионы (Альционы).
Одновременно Алконост -- звездно-космическая птица. Это
Связано как с традицией древнегреческой мифологии помещать
Многих своих героев после смерти на небо в виде различных звезд
И созвездий, так и с общеславянскими верованиями, согласно
Которым крылатые девы (у сербов, хорват, болгар и некоторых
Других народов это -- вилы) живут на небесах, где строят дворцы
Из облаков и водят хороводы между звездами (они же научили и
Людей хороводным танцам -- коло)79. Астрально-космическая
Природа Алконоста запечатлена и в его изображениях на одной из
Стен Дмитриевского собора во Владимире, а также на монетах
Великого князя Рязанского Василия Иоановича, где священная
Птица славян, символизирующая неумирающую память о древних
Поиск по сайту:
|