Нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что
Лишний раз доказывает близость и былое единство верований и
Культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)
И Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас
(Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а
На дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для
Детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,
которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:
Всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей
Нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,
так и сопредельных народов (рис. 126).
Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда
Ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.
Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица,
противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),
Где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря
Добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на
Мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о
Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной
На Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки
Фигурирует Свет-Луна -- мифологический персонаж, несущий явную
Космическую нагрузку.
Космическая оберегательная сила яйца и его магическое
Значение явственно прослеживается в некоторых сказках, древняя
Мифологическая подоплека которых как-то упускалась из виду
Специалистами. В сказке, записанной на русском Севере
Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,
Другой -- серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой
В утку с одним крылом золотым, а другим серебряным. После
Встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от
Той слюны двух мальчиков-самобратов и отдельно -- волшебное
яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно золотое)
Охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они
Забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее
Предупреждавшее братьев обо всех опасностях, испекается в
Горячем песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание
Этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его
Сборнике оно опубликовано под No 89). Золотая Утка приносит
Живой и мертвой воды, оживляет детей, принимает человеческий
Вид и вновь становится женой царя. Интересно, что царица,
Которая сначала была простой девушкой, имела золотую и
Серебряную ступни (что в славянском фольклоре соответствует
солнечному и лунному свету), стала золотой Уткой (вариант с
Золотым и серебряным крыльями).
Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно
Золотое, другое -- серебряное), широко известен среди русского
Населения. Он был настолько популярен, что в прошлом веке
Повсеместно распространялся в виде лубочного издания. В
афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про утку
С золотыми яйцами (No 195 -- 196). В одной из них есть
словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый
луг, на том лугу береза, у той березы под кореньями утка;
Обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет нести
тебе яички -- один день золотое, другой день серебряное". В
Другой сказке из афанасьевского сборника (No 264)
Рассказывается о Царевне Серой Утке, но такой, что сродни
Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой
осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!".
Материально-вещественным закреплением памяти тех давних -- не
Веков -- тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для
воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).
Таким образом, архетип яйца и сотворившей его птицы
Прослеживается на протяжении всей истории русского
Мировоззрения. Сохраняясь долгое время в сакральных народных
Обычаях и обрядах, они перешли частично впоследствии в
Духовно-мистическую поэзию русского сектантства -- хлыстов и
Скопцов. Сектанты вообще считали себя и именовали птицами
райскими: "все райские птицы -- братцы и сестрицы". Но образ
Этот был совмещен также и с образами Святого Духа, Матушки
Поиск по сайту:
|