Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что



Лишний раз доказывает близость и былое единство верований и

Культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)

И Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас

(Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а

На дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для

Детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,

которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:

Всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей

Нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,

так и сопредельных народов (рис. 126).

Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда

Ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.

Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица,

противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),

Где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря

Добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на

Мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о

Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной

На Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки

Фигурирует Свет-Луна -- мифологический персонаж, несущий явную

Космическую нагрузку.

Космическая оберегательная сила яйца и его магическое

Значение явственно прослеживается в некоторых сказках, древняя

Мифологическая подоплека которых как-то упускалась из виду

Специалистами. В сказке, записанной на русском Севере

Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,

Другой -- серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой

В утку с одним крылом золотым, а другим серебряным. После

Встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от

Той слюны двух мальчиков-самобратов и отдельно -- волшебное

яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно золотое)

Охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они

Забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее

Предупреждавшее братьев обо всех опасностях, испекается в

Горячем песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание

Этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его

Сборнике оно опубликовано под No 89). Золотая Утка приносит

Живой и мертвой воды, оживляет детей, принимает человеческий

Вид и вновь становится женой царя. Интересно, что царица,

Которая сначала была простой девушкой, имела золотую и

Серебряную ступни (что в славянском фольклоре соответствует

солнечному и лунному свету), стала золотой Уткой (вариант с

Золотым и серебряным крыльями).

Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно

Золотое, другое -- серебряное), широко известен среди русского

Населения. Он был настолько популярен, что в прошлом веке

Повсеместно распространялся в виде лубочного издания. В

афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про утку

С золотыми яйцами (No 195 -- 196). В одной из них есть

словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый

луг, на том лугу береза, у той березы под кореньями утка;

Обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет нести

тебе яички -- один день золотое, другой день серебряное". В

Другой сказке из афанасьевского сборника (No 264)

Рассказывается о Царевне Серой Утке, но такой, что сродни

Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой

осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!".

Материально-вещественным закреплением памяти тех давних -- не

Веков -- тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для

воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).

Таким образом, архетип яйца и сотворившей его птицы

Прослеживается на протяжении всей истории русского

Мировоззрения. Сохраняясь долгое время в сакральных народных

Обычаях и обрядах, они перешли частично впоследствии в

Духовно-мистическую поэзию русского сектантства -- хлыстов и

Скопцов. Сектанты вообще считали себя и именовали птицами

райскими: "все райские птицы -- братцы и сестрицы". Но образ

Этот был совмещен также и с образами Святого Духа, Матушки

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.