Что Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которого
Происходят свет и теплота19.
Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества --
Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало в
Качестве животворящей силы, творящей законы, которым
Подчиняются все живые существа. В конечном счете путем
Метаморфоз звучаний и смыслов образовалось русское слово
"сивый", означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского
"ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)
сокол с золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня
Сива, однако каких-либо развернутых сведений о ней не
Сохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с Богиней
Живой20, другие (исходя из смысла "седая", "белая") -- с
Селеной-Луной. С именами древнеиндийского бога Солнца Савитара
И древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, так
Или иначе связано и название части света -- Север. Если так, то
Данный факт служит лишним подтверждением теории Тилака о
Полярном происхождении индоарийских народов и полярной родине
Вед. Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является также
Составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.
Наиболее приемлемой, хотя и достаточно неожиданной
Представляется версия, согласно которой имя Сивы этимологически
Связано с именем знаменитого индуистского Божества -- Шивы21,
Происходит от него по смыслу и функциям. Санскритское слово
зiva (Шива) имеет следующие смысловые значения:
"дружественный", "добрый", "благосклонный", "целебный", а также
означает "благо" и "счастье". Следовательно, все эти
Лексические значения по определению, так сказать, должны были
Быть экстраполированы на функциональные особенности славянского
Божества -- Сивы. Однако и собственные неповторимые качества,
Выражающие единство созидательных и разрушительных сил в
Универсуме и воплощение космической энергии, -- неизбежно
Должны были наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этот
Не мог не быть диалектически противоречивым и в силу
Происхождения самого образа Шивы, его истоки уходят в
Доарийские времена и верования коренных народов Индостана,
Создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен,
Которые поглотили культуру своих предшественников и
Заимствовали из нее множество образов и идей. Впрочем, если
Исходить из теории общего происхождения языков и культуры
Народов мира, -- соприкосновение мифологий и идеологий
Существовало задолго до того, как протоиндоевропейские народы
Пришли в движение и распространились по всей Евразии. Так что
Вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остается
Открытым. Косвенным подтверждением связанного являются имена
Верховных Божеств у других народов: урартский Бог Солнца
Iwini, хеттский Бог iu-nu и др.
Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памяти
Русского народа, сохраняясь в словах, несущих подчас иную
Смысловую нагрузку, но тем не менее указывающих на древнейший
Первоначальный смысл. Во вводной части уже говорилось об
Этимологическом и семантическом родстве слов и понятий Вишну и
(Все)вышний. Аналогичным образом имя еще одного великого Бога
Индоариев Индры сохранилось в русском фольклоре в форме
Фантастического Индрик-зверя -- согласно Голубиной книге он
"всем зверям отец".
Несомненный отпечаток общеарийской и доарийских верований
И обрядов несут на себе знаменитые древнегреческие, а затем и
Древнеримские прорицательницы сивиллы (сибиллы). По античной
Традиции они считались пришлыми с Востока и владели всей
Мудростью мира, включая знание будущего. Имя сивиллы объединяет
В себе образы сразу двух славянских Божеств -- Сивы и вилы.
Вилы -- славянские феи, прекрасные девушки с распущенными
Волосами и птичьими крыльями. Их главные функции -- помогать
Обиженным, лечить людей и предсказывать будущее. Трансформация
Образа птицедев в русском фольклоре шла в двух направлениях: в
Поиск по сайту:
|