Харбин. Одна из народностей Тибета также именуется -- хоро.
В древнерусских текстах встречаются намеки на еврейское
Происхождение имени и самого Бога Хорса. И не только потому,
Что в еврейских словах встречается созвучный корень. В одном из
вариантов апокрифической "Беседы трех святителей" Перун
Называется эллинским Богом, а Хорс -- жидовским. Комментируя
данный пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подает
Намек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именно
У хазар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известных
больше под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что так
Оно и было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. А
Обусловлено это было общими истоками их культур, верований и в
Конечном счете -- языков. Подтверждение тому не одни
Русско-хазарские контакты и свидетельства современных им
Авторов. Оно обнаруживается и в культурах многих древних
Цивилизаций, их космических воззрениях и языках.
Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным.
В разное время, на разных стадиях разделения славянских народов
Количество верховных существ, сопряженных с Солнцем, менялось.
Не менялось, однако, солярное мировоззрение русских людей.
Арабские путешественники, побывавшие на славянских территориях
Задолго до введения христианства, застали и описали храмы
Солнца, предназначенные не только для культовых отправлений, но
И для астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечного
Семейства богов, которым пронизана вся жизнь русского народа,
Уходит корнями в незапамятные времена, к самым истокам
Становления древнерусской, древнеславянской и древнеарийской
Народности. Солнечные сюжеты обнаруживаются в древних
Захоронениях, а также на предметах (керамика, украшения),
Добытых при археологических раскопках в местах традиционного
Обитания славян.
Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило
Составной частью в родоплеменные отношения. Еще в XII веке
Русские люди продолжали считать Солнце космическим членом
Своего рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражение
в "Слове о полку Игореве". Четыре князя -- участники похода --
именуются здесь просто "четыре Солнца". Те же представления
Запечатлены в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева
"Солнце, Месяц и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной из
Девушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу в
Гости (родственные отношения также налицо). Посещают Солнце и
Его небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке о
Солнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой
сестрицы и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева
Сестрица отворила окно и царевич вскочил в него вместе с
конем".
А русские дети еще в начале нынешнего века помнили
Доставшееся им от пращуров древнее представление о родственных
узах человека и Солнца:
Дедушка-солнышко,
Выгляни в окошечко, --
Поется в бесхитростной детской песенке.
О стойкости древних космологических поверий
Свидетельствуют этнографические исследования, проведенные в
Конце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе
С Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце
-- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из
Звезд (по другой версии -- летает на собственных крыльях).
Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнце
Уходит в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они
Сменяют Солнце при обходе неба, так как имеют такую же
Огненно-световую природу. Солнце, как женское лицо, ночью
Ездить боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью все
Люди спали и везде было смирно, то утром Солнце взойдет
Радостное, веселое -- и день будет хороший. Если же народ вел
Себя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и днем будет
Плохая погода. (Здесь в наивной форме народного космизма
Содержится представление о взаимообусловленности состояния
Солнечной активности и поведения людей.) Некоторые утверждают,
Поиск по сайту:
|