Любой человек вообще) нередко не просто призывал на помощь
Космические силы, но как бы сам стремился раствориться во
Вселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы
Обретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы
Подобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов
(судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более
древнее происхождение. Вот подлинные слова заговора:
"...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся
Частыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай
Же мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от
Облака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от
Сильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного
грома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом
Неотвратимости исполнения заклинания может выступать
космическая пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белая
заря и светлая луна и частые звезды".
В народном мировоззрении небо вообще являлось одним из
Синонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в
Словаре Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,
"вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народном
миропредставлении -- в науке и в философии понятия "Космос",
"Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетий
Употреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологический
Трактат древности, принадлежащий Аристотелю и породивший
Необозримое количество подражаний и комментариев, -- называется
"О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вроде
следующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]
Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используются
Как синонимы.
В славянской мифологии небо как выражение космической
полноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)
-- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его
Происхождение теряется в глубине веков, однако этимологические
Корни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и
"небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневой
Основы -- множество производных слов, среди них наиболее
Созвучное русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также
"небо"; оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горы
Меру, один из семи миров, в который переселяются души умерших
Праведников.
К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем
"вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение
"жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово
"варить" и все от него производные. Но здесь сама собой
Напрашивается аналогия, точнее, несомненная связь
древнеарийского корня "вар" с именем величайшего из богов
Ведийского пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной и
Самодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --
Несомненно один из источников представлений о законах Вселенной
У потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествах
Неба и света в славянской мифологии. Космические же функции
Варуны вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживает
Его, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,
укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;
Небо и земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варуна
Дал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога.
"...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевская
Летопись (1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъ
Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское Божество
Отцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет
С античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не только
Бог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог
(Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они бились
Камнями и палицами) и установил цивилизованные
Поиск по сайту:
|