Очерчивая несчастной беглянке Ио путь с Севера на Юг. Такие
Древнейшие кузницы воссоздаются и в одном архаичном
Древнерусском заговоре, где поминается фольклорный коррелят
Гипербореи -- Остров Буян: "На море на Окияне, на острове на
Буяне стоят три кузницы. Куют кузнецы на четырех станках".124
Сакральная кузница почти что роковым образом привязана к
Циклу былин о Святогоре, о чем свидетельствует также и сказание
О его женитьбе. Текст сохранился только в прозаическом
Пересказе; в нем место действия поделено между Сиверными
(Северными) горами, где находится волшебная кузница, Поморским
Царством, где живет невеста богатыря-волота (на Севере оно
Может располагаться только на берегу Ледовитого океана или его
Морей), и Святыми (Светлыми, то есть Подсолнечными) горами, где
Живет сам исполин. А начинается сказ со знаменитой встречи
Святогора с Микулой Селяниновичем и его сумочкой переметной.
Хранилась в ней тяга земная, да не далась она Святогору: как ни
Тужился великан -- не смог даже приподнять той сумы. Захотел он
Тогда узнать про свою судьбу и что ему на роду написано. Микула
Предсказывать ничего не стал, но зато подсказал, что надобно
делать. Далеко на Северных горах "под великим деревом"
(отголосок мировой легенды о Космическом древе) стоит кузница,
В ней кузнец-провидец кует два тонких волоса и знает все про
Судьбу каждого (знаменитый общеславянский всезнающий Дед
Всевед). Добрался Святогор до вещего ковача, тот ему все и
Поведал. В Поморском царстве найдет богатырь свою суженую, она
вот уже как тридцать лет "лежит в гноище", покрытая коростой.
Нашел Святогор ту страдалицу -- тело от струпьев, что "кора
еловая". Подумал: "На что нужна такая жена". Ударил ее мечом в
Грудь и ускакал. Хорошо, что денег не забыл оставить. А девица
Тем временем очнулась и превратилась в неописуемую красавицу.
На деньги, оставленные вероломным женихом, разбогатела и
поплыла "по славну по синю морю" к "городу великому" на Светлых
Горах, где и нашла Святогора. Тот ее не узнал, но тотчас же
Влюбился, и в урочный час стала красавица его женой. А как
Повел богатырь новобрачную к супружескому ложу да увидал
Шрам-рубец от своего же меча, то сразу обо всем догадался и,
Главное, понял: не уйти никуда от своей судьбины125.
Кузнецы, по древней мифологической традиции, как правило,
Наделены космогоническими чертами. Классический пример --
Северный ковач Ильмаринен из карельских рун и финских
Песнопений, соединенных впоследствии в связный и литературно
обработанный текст "Калевалы". Как и небесные кователи других
Мифологий, Ильмаринен выковывает небесный свод, звезды, солнце,
Месяц, а также плуг и меч. Многие события карело-финского эпоса
Происходят в далекой и таинственной северной стране Похьеле --
Одновременно и враждебной героям, и средоточия всех культурных
И материальных благ. Аналогия между небесным кузнецом
Ильмариненом и сюжетной линией "Илья Муромец -- отец Святогора"
Не случайна. Не случайна и созвучность имен Илья -- Ильмаринен.
Последнее -- от финского ilma -- "воздух", "небо".
Первое -- христианизированное имя библейского происхождения; от
имени пророка Илии, означающее "мой Бог" и восходящее к другим
Именам древних семитских Богов: угаритский Илу (также звали и
Древнейеменского верховного Бога), финикийский Крон -- Эл и др.
По-аккадски, например, в "Эпосе о Гильгамеше" ilu также
Означает Бог. Данный корень фигурирует и в индоевропейской
Мифологии: Ила -- ведийская Богиня жертвенного возлияния и
Молитвы, Иллуянка -- хеттский дракон, победивший Бога грозы, и
Др. Наконец, нельзя не заметить, что в исконном названии
легендарной Трои -- Илион присутствует все тот же корень "ил".
Итак, совершенно очевидно, что корневая основа "ил" имеет
Фундаментальное значение в индоевропейской, финно-угорской и
Семитской мифологии и восходит к той эпохе, когда между
Соответствующими протоэтносами, их языками и культурами не
Существовало непроходимой грани. Представляется достаточно
Поиск по сайту:
|