Индоевропейской и пограничных с ней мифологий). Системный
Анализ и раскодирование образов-символов приводят к качественно
иным результатам, нежели те, что известны по "Илиаде" и
"Одиссее" и тем паче -- по позднейшим суррогатам.
Не имея ни цели, ни возможности анализировать с этой точки
Зрения всю систему Олимпийских мифологических образов,
Продолжим рассмотрение лишь тех из них, что имеют явное
Отношение к предыстории Прото-Руси -- точнее даже, тех
Территорий, где впоследствии образовалось Российское
Государство и закрепилось русское народонаселение. Несколько
Тысячелетий назад из этих мест на юг мигрировали предки
Эллинов, унеся с собой мифологические предания и образы,
Которые когда-то во многом были общими для всех индоевропейских
Народов, но в дальнейшем развивались вполне самостоятельно,
Обрастали разного рода литературными подробностями и
Поэтическими преувеличениями, -- все более отрываясь от
Первичных корней, уже практически забытых ко времени Гесиода и
Гомера. Итак, что же получается в "сухом остатке", если
Попытаться выявить глубинный смысл и функции Бога Гермеса (в
Том виде, как его знала нерасчлененная индоевропейская
Этническая общность)? Английский знаток античной мифологии
Роберт Грейвс (1895 -- 1986) считает, что Гермес
первоначально даже не был Богом, а всего лишь "тотемной силой
Фаллического каменного столба или пирамиды. Такие столбы
Отмечали центр, вокруг которого исполнялись оргаистические
танцы"108.
Сохранились и скупые свидетельства античных авторов, в
частности -- Цицерона в трактате "О природе Богов" (III, 23; 59
-- 60), что Эрос (первый из Богов, появившийся из Мирового
Космического яйца -- так считали орфики) на самом деле был
Сыном Гермеса. Добавим, как уже указывалось, что культ Гермеса
Фаллического был распространен практически на всей территории
Западной и Восточной Европы, включая места расселения
Славянских и проторусских племен.
На Руси поклонение срамным частям человеческого тела и
Связанные с ними обычаи и высказывания всегда преследовались
Официальной церковью как грубый языческий пережиток. Однако
Вовсе не архаичными или относящимися незнаемо к каким временам
Предстают эти, оказывается, весьма распространенные еще
Сравнительно недавно обряды, уходящие своими корнями в глубины
Матриархата и патриархата, -- в тексте древнерусского
толкования Слова св. Григория Богослова "О том, како погани
суще языци кланилися идолам". Обругав по-матерному "эллинов
окаянных" за то, что те поклонялись фаллосам, и помянув
Недобрым словом болгарских богомилов за аналогичный грех, --
Русский комментатор не забывает и про соотечественников, тоже
не слишком отстававших от греческих и болгарских греховодников:
"Словене же на свадьбах въкладываюче срамоту и чесновиток в
ведра пьют"109.
Сексуально-эротическая символика свадебного обряда в
Далеком и недалеком прошлом зачастую приобретала подчеркнуто
Натуралистические формы. Вопреки церковным и нецерковным
Запретам, архаичные ритуалы существовали несмотря ни на что.
Так, в белорусских деревнях чуть ли не до середины нынешнего
века практиковался свадебный "столбовой обряд". Суть его в
совершении некоторых ритуальных действий "у столба" внутри
Избы; деревянный столб в данном случае как раз и имитирует
Фаллос110.
Фаллический смысл имеет и знаменитый Збручский идол,
Найденный в Прикарпатье (река Збруч -- приток Днестра). Это --
Настоящая славянская герма, со всеми необходимыми атрибутами
(рис.85). Четырехликость -- одно из ипостасей Бога Гермеса,
известная как в натуральной (рис.86), так и в символической
Форме. Это обусловлено тем, что Гермес как покровитель
Путников, паломников и путешественников олицетворял и четыре
Страны света, и четыре направления пути, и перекресток четырех
Дорог. Вот почему классическая герма, устанавливаемая обычно на
Перекрестках, была обтесанной с четырех сторон. Потому-то
Четырехгранен и Збручский идол.
Поиск по сайту:
|