Вторая аналогия связана с историей Осириса. Злой Сет
Изготовил красивый сундук по росту Осириса и обманным путем
Принудил брата лечь в этот гроб; крышка была немедленно
захлопнута, и Осирис оказался не в силах поднять ее. Этот сюжет
С сундуком и крышкой удивительно совпадает с русской былиной о
Смерти в каменном гробу богатыря Святогора. К тому же и имена
Обоих мифологических героев восходят к общему
доиндоевропейскому корню, означавшему "Свет-сияние": Осирис --
(Осиянный) -- Свето(гор).
Функции Гермеса-Яра однозначно прослеживаются у русского
Ярилы -- весеннего языческого Божества с гипертрофированно
Подчеркнутыми мужскими половыми признаками (подробнее см. во
Й части). Русский Ярила олицетворял Солнечное Божество, в то
Время как его прообраз -- эллинский Гермес в поддающемся
Расшифровке значении -- прежде всего Лунный Бог. Вопрос о
Солнечных и лунных Божествах в известной мере неисчерпаем. В
Древнем Мире Луна по своему значению нередко опережала Солнце.
Еще Плутарх отмечал: "Солн-це из созвездий второе после
Луны"99. Измерение времени и биологических циклов по фазам Луны
Было столь же жизненно важно, как и его измерение по суточному
(кажущемуся) движению Солнца и смене дня и ночи.
Соответственной была роль лунных и солнечных Богов. В Двуречье,
К примеру, главенствовали первые, в Египте -- вторые.
Астрально-космическая сущность Гермеса, его далеко не первое
Место в Олимпийском пантеоне свидетельствуют, что в эллинской
Идеологии на каком-то этапе произошла смена приоритетов. Лунные
Божества никогда полностью не утрачивали своего значения, но на
передний план постепенно выдвинулись Солнцебоги в лице
Всесильного Гелиоса и могучего стрелометателя Аполлона. Есть
Свидетельства, что Горгона Медуса изначально выполняла лунные
Функции, а ее отсеченная голова символизировала Луну100. В этом
Смысле победа над Медусой Персея -- сына Солнечного света
(Золотого дождя, -- обличия Зевса, ниспавшего на Данаю) --
Демонстрировала торжество солнечного культа над лунным.
Отголоски доиндоевропейских и древнеарийских лунарных
Обычаев и ритуалов известны в среде русского народа во все
Времена его истории. Повсеместно бытовало поверье: если к
Растущему Месяцу вынести или вывести ребенка, тот непременно
Тоже станет лучше расти (судя по всему, дети при этом
Распеленовывались или обнажались). Лунарная регламентация
Хозяйствования и быта проникала во все поры народной жизни, что
Расценивалось официальной церковью, как рецидивы язычества и
Проявление многобожия. Начиная с расцвета русской грамотности в
XI -- XII веках, сохранилось множество гневных запретов на сей
Счет и предреканий кары небесной. Вот одна из таких церковных
инвектив XVII века, касающихся Месяца: "Мнози неразумны
Человецы, опасливым своим разумом веруют в небесное двизание,
Рекше во звезды и в месяц, и разчитают гаданием, потребных ради
И миролюбивых дел, рожение месяцу, рекше -- молоду; иние ж
Усмотряют полного месяца, и в то время потребнаи своя
Сотворяют; иние ж изжидают ветхаго месяца... И мнози неразумнии
Человецы уверяют себе тщетною прелестью, понеже бо овии дворы
Строят в нарожение месяца; инии же храмины созидати начинают в
Наполнение месяца; иние же в таж времена женитвы и посягания
Учреждают. И мнози баснословием своим по тому ж месячному
Гаданию и земная семена насаждают и многие плоды земныя
устрояют..."101
Наряду с упомянутым гаданием по Месяцу и согласованием с
Лунными фазами больших и малых дел -- с тех же самых времен
Сохранилось челобитная, в которой доносится царю о разных видах
Идолопоклонства, в том числе и о прямом поклонении Месяцу
(новолунию), что влекло за собой жесточайшие последствия --
Вплоть до смертной казни, не говоря уже о полном наборе
Изощренных пыток. Однако, вопреки всем усилиям и репрессиям
властей и церкви, "неразумны человецы", как и во времена
Лунного Бога Гермеса, продолжали действовать в соответствии с
Тем, что месяц посулит или подскажет, опираясь тем самым на
Поиск по сайту:
|