Записях прошлого века она не сохранилась). Когда пение
Заканчивается, хоровод полностью завивается в спираль. В
Завершение всего кто-то из стоящих с краю шутя толкает
Сгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можно
Предположить, что последний акт символизирует окончание
Какого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)
И начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикских
Хороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.
В научной литературе менандры и спирали считаются
Разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный
Космический смысл которого неоднократно подчеркивался как
Отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие
Верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским
Временам и запечатленные в каменных спиралях-символах,
Впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так,
Мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых
Католических храмов (наиболее известный из них -- собор во
Французском городе Аррасе), и от верующих требовалось
Преодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спор
Старообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход в
Храме -- по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, -- уходят
Своими корнями в языческую древность.
В целом вся мировая культура (в Европе -- вплоть до
Раннего средневековья, пока здесь окончательно не
Восторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом
Полярной Прародины -- Знаком Вселенной (так как в нем отражено
В обобщенно-схематической форме движение светил на Северном
Небосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой
Из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в
антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968),
входящем в многотомное издание "Памятники мирового искусства",
на цветной суперобложке и черно-белой фотографии (табл.192)
Головы статуи Гудеа, правителя шумерийского Лагаша (22 в. до
Н.э.), хранящейся в Лувре, видно, что его диадема плотно
Покрыта пятью рядами спиралей. В ассирийском и древнеиранском
искусстве спиральные завитки перемещаются на бороды и прически:
Статуя царя Ашшурнацирапала из Британского музея в Лондоне
(табл. 232), изваяния и рельефы царя Дария I и его гостей
(табл. 281, 294, 295, 297), крылатые быки (шеду), стоявшие у
входа во дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (табл. 243) и
персидских царей в Персеполе (табл. 305).
Многочисленные иллюстрации, связанные со спиралевидным
Орнаментом, нетрудно отыскать в других изданиях, посвященных
Истории древнего искусства. Для русского читателя вполне
доступен, например, 1-й том "Всеобщей истории искусств" (М.,
1956) (см. табл. 22, 253, 254, 255-а, 278, 315. 324-б, 360,
А, 381). Последние две иллюстрации относятся к
Древнекитайскому искусству, где спиралевидный орнамент был
Также чрезвычайно популярен и распространен. К сожалению,
Иллюстрации разбросаны по различным малодоступным для
Российского читателя изданиям (на китайском и других
Иностранных языках). Достаточно показательным примером может
Послужить сосуд времен иньской династии в виде слона, все тело
Которого испещрено спиралями (см. фото в кн.: Массон В.М.
Первые цивилизации. Л., 1989. С.222). А характернейшим примером
Древнеиндийских спираленосных рельефов могут служить
Оконечности знаменитых буддийских врат в Санчи, на которых
Помещены 6 -- 8-витковые спирали -- по шесть на каждой арке
(торане) (см., напр.: Сидорова В.С. Скульптура древней Индии.
М., 1971. Табл. 52, 53, а также цветное фото на суперобложке).
Археологи и этнографы, выявившие спиралевидную орнаментику
Вплоть до Австралийского и Южноамериканского материков,
Пытались увязать ее происхождение исключительно с эпохой
Бронзового века. Действительно, если открыть только один том
Наиболее полного свода памятников данной эпохи на территории
Нашей страны, то спиралевидный орнамент или поделки с его
Изображением обнаруживаются повсюду -- от северных рубежей
России до берегов Амура72. Трудно, однако, согласиться с
Жесткими временными рамками появления и распространения
Спиралевидной символики. Кроме того, она имеет значительно
Поиск по сайту:
|